Управление
персоналом в сфере
информатизации.
Последние полтора-два
десятилетия в управленческой науке
прошли под знаком инноваций и
человеческих ресурсов. Для обеспечения
успешного существования в условиях
прогрессивного усложнения внешней
среды, возрастания темпов ее изменения
и ужесточения конкуренции требуется
не только привлечение всех имеющихся,
но и выявление скрытых ресурсов.
Из всех организационных ресурсов именно
человеческий ресурс открыл наибольшие
возможности для повышения эффективности
функционирования организации. В связи
с этим произошли и происходят
значительные изменения во взглядах
на персонал, на методы работы с ним,
на управление персоналом вообще, что
нашло отражение в современной
литературе по менеджменту и в
соответствующих университетских курсах.
Особое внимание следует уделять новым
поколениям работников и их потенциалу.
Молодое поколение - граждане до 21 года
- активно начинает трудовую жизнь. Оно
вообще не знает другой эпохи, кроме эпохи
информатизации. Оно появилось на свет
и выросло в ней, это оставило на нем отчетливый
отпечаток. Оно на «ты» с сетью (Интернет)
и технологиями работы в ней, как минимум,
уверено в себе, если не самоуверенно,
независимо, восприимчиво к новому, активно
и привыкло мыслить не иначе как глобальными
категориями. И, как правило, оно знает
о компьютерах, Интернете, вирусах и прочем
заметно больше, чем его родители, учителя
и - что очень важно отметить - многие начальники.
Поэтому, поступая на службу, молодые люди
нового поколения создают серьезные проблемы
для сложившейся административной системы
управления. Однако обойтись без них уже
нельзя: без них нового качества организация
может не приобрести вообще. Поэтому нужно
просто принять их в таком качестве и как
можно скорее начать считать их интеллектуальным
капиталом предприятия и одним из основных
его ресурсов. В ближайшие десятилетия
все больше людей и организаций начнет
понимать, что не только техника или здания
составляют важнейшие активы компании.
Люди - важнейшая и весьма надежная форма
капитала. Это, конечно, вовсе не означает,
что «человеческий капитал» фигурирует
в балансовом отчете. И тем не менее руководители
предприятий должны явно и по достоинству
ценить своих сотрудников и учитывать
связанный с ними потенциал. Квалифицированный
и активный работник всегда стоил и сейчас
стоит многого. Однако представители новых
поколений работников имеют существенные
достоинства, которыми не обладали кадры
прошлых поколений.
В связи с этим новые работники обоснованно
требуют заключения с ними новых типов
контрактов, условия которых для многих
работодателей еще не совсем привычны.
Для этих работников, например, вообще
не имеет значения, работает человек в
штате или по совместительству, дома или
постоянно в офисе. На первом плане для
них должны быть нормальные взаимоотношения,
взаимная поддержка, доверие, выполнение
обязательств и коллективизм. И в этом
смысле многим руководителям предстоит
принять, может быть, очень нелегкие решения.
Во время реорганизации работники перестают
думать об архитектуре систем, баз данных
и сроках сдачи проектов. Они беспокоятся
о том, кто выиграет, а кто пострадает,
а также о том, кто будет ими руководить.
Пока новая структура не сложится, персонал
не начнет работать с полной отдачей. То
же можно сказать и о проявлении работниками
инициативы. Если инициативу и заметят,
в пылу реорганизации вряд ли кто-то позаботится
о заслуженном вознаграждении; скорее
суматоха будет предлогом, чтобы оставить
инициатора без вознаграждения.
Другим крайне нежелательным следствием
реорганизации являются интриги сотрудников
вокруг нового распределения обязанностей.
Чтобы осознать во всей полноте пагубность
этого фактора, достаточно посмотреть
на структурную схему организации глазами
рядового клерка.
Структурная схема
организации обозначает границы
должностных обязанностей работника.
Однако идеальных организаций нет,
поэтому ошибочным было бы думать,
что служащие могут всегда четко
это оценить. Практически в любой
организации есть люди, которые успешно
уклоняются от любой работы. При
этом все функции все-таки выполняются,
видимо, за счет усердия других сотрудников.
До реорганизации, когда все установилось
и идет своим чередом, никто не
задумывается, что делает чужую работу.
При изменении сложившегося распределения
поручений доверие, на котором прежде
основывалось взаимодействие служащих,
исчезнет вместе со старыми должностными
инструкциями в связи с тем, что работники
просто еще не привыкли к своим новым функциям.
Возникнет реальная опасность срыва сроков,
снижения качества работ и т.п. Не зря же
китайцы говорят: « избавь нас Бог жить
в эпоху перемен».
В связи с этими обстоятельствами крайне
важно относиться к работникам максимально
корректно и по возможности формализовать
как их качества и производительность,
так и отношения с ними во всех аспектах.
В отечественной практике информатизации
недооценивается роль управления персоналом
в интересах повышения эффективности
ИС. Это важно подчеркнуть, поскольку в
наших структурах деградация именно этого
ресурса происходит особенно заметно.
В связи с этим у персонала, обеспечивающего
работу ИС, складываются весьма своеобразные
условия работы - как внешние, т.е. отношения
с другими работниками фирмы, так и внутренние,
т.е. ощущение работника от своего места
на предприятии и от характера работы,
а также и представление о прогрессе в
вопросах личной квалификации и т.д.
Центральной фигурой в ИС на многих современных
отечественных предприятиях является
работник, называемый достаточно часто,
хотя, может быть, и не совсем точно, системным
администратором. Круг обязанностей системного
администратора в малой фирме всегда широк
и почетен. Это, как минимум, администратор
локальной сети, практический программист,
офис-менеджер и машинистка.
Суть первой проблемы такого работника,
по его ощущениям, в том, что он вязнет
в своем не самом лучшем проекте и не может
из него выбраться в силу желания доводить
все до конца и не оставлять работу незаконченной.
Коллектив фирмы крайне недоброжелательно
относится к автору проекта, потому что
последний якобы должен уменьшить штат
фирмы. Следующая проблема - не квалифицированность
персонала. В результате возникает третья
проблема - незаменимость. Такому работнику
в таких условиях нет возможности даже
просто уехать в отпуск - его не отпускают,
потому что никто не может заменить его.
Описанная ситуация типична и хорошо знакома
большинству технических специалистов
с 10-15-летним стажем. Часто она является
прямым следствием менталитета самого
работника и его позиции, а фирма и ее работники
тут совершенно не виноваты. По-видимому,
прежде всего, следует отметить, что этот
работник неверно понимает свое место
и свою роль на фирме: он считает себя системным
администратором, в то время как по основному
существу своему он должен быть информационным
менеджером. Поэтому человек этот и ощущает
себя не на своем месте, и считает, что
занимается не своим делом. Занимается-то
он как раз своим делом, но плохо.
А то, что он считает своим делом (прежде
всего программирование), может быть организовано
иначе. В самом деле, бухгалтерская программа
стоит всего несколько сотен долларов.
Администратор же, который тратит целый
год на написание аналогичной (с высокой
вероятностью существенно худшей, чем
те, что продаются), программы, приносит
фирме убытки в гораздо большем размере,
чем фирма понесет, заплатив за такую программу.
Настоящий профессионал-менеджер ИС приложит
все усилия, чтобы выполнять, прежде всего,
именно свои управленческие обязанности.
Возможно, что у руководства фирмы взгляды
на все происходящее будут иными, однако
все равно рано или поздно потребуется
решительный разговор такого специалиста
с руководством.
Для обеспечения тыла перед таким разговором
работнику, естественно, нужно подготовить
на всякий случай вариант смены места
работы. В беседе с руководством нужно,
прежде всего, оговорить свои прямые служебные
обязанности, определить перспективные
и текущие задачи, причем руководство
должно для начала хотя бы пообещать, что
будет способствовать их решению. В частности,
нужно обусловить полномочия перед сотрудниками.
Если руководство согласно на такие условия,
нужно получить четкое представление
о том, кто, за что, в каком отделе отвечает,
кто какие обязанности должен выполнять.
При этом выясняется, ради чего затевается
вся эта информатизация в данном подразделении,
сколько времени она займет, на какие этапы
ее следует разбить, сколько она будет
стоить, каких результатов на каждом этапе
необходимо достичь и что это даст в ближайшей,
а также в долгосрочной перспективе. В
результате может появиться конкретный
план работ, который должен быть, конечно,
согласован с руководством.
Десять лет назад работник информационного
отдела мог бы сказать, что все эти управленческие
заботы - не его дело, и был бы прав. Сейчас
же все изменилось: он даже и сказать этого
не может, а если скажет, то будет не прав.
В этой сфере, как и в любой другой, всем
нужно говорить с менеджерами на их родном
языке, принимать решения и отвечать за
их исполнение.
Жалобы на вопиющую некомпетентность
сотрудников производственных подразделений,
все еще регулярно звучащие из сферы информатизации,
вообще недопустимы. Появление таких жалоб
- свидетельство некомпетентности информационного
менеджера. Таким менеджером в какой-то
мере должен быть любой системный администратор;
по крайней мере, он должен понимать, что
внедрение любой программы, помимо ее
установки, означает соответствующее
изменение обязанностей персонала, с которым
нужно работать. Поэтому нужно представить
руководству перечень обязанностей сотрудников,
пояснить, как они изменятся с внедрением
обсуждаемой программы: кому станет легче
работать, у кого, наоборот, прибавится
обязанностей; кому нужно прибавить зарплату,
кого и на какие курсы направить. Менеджер,
отвечающий за свою работу, обязан все
это выполнить.
Как показывает западный опыт, с внедрением
новых орудий управления - компьютеров
- производительность труда на производстве
повышается, но любая бюрократическая
организация, в том числе и менеджмент,
отвечает на это адекватным увеличением
документооборота, и в итоге все управленческие
работники остаются на своих местах. Так
что и опасения или надежды по поводу сокращения
персонала в управлении, скорее всего,
беспочвенны.
Организационное поведение
Эффективное
использование кадрового потенциала
организации возможно лишь при соответствующей
подготовке менеджера. Поэтому любому
руководителю, в том числе и
информационному менеджеру, нужно
руководствоваться общими закономерностями
поведения работника в организации.
В связи с этим в профессиональной
подготовке менеджеров уделяется серьезное
внимание этой стороне квалификации
- работе с людьми. Существует специальная
университетская дисциплина - организационное
поведение (Organizational Behavior), которая входит
в число обязательных при подготовке менеджеров
любого профиля.
Конечно, до сих
пор каждый человек в своем
поведении все равно многое определяет
сам; поведение человека обусловливают
следующие его индивидуальные характеристики
или свойства натуры [27]:
- Способности - качества,
которые явно показывают превосходство
одних людей над другими в выполнении
той или иной работы или в достижении целей.
В ряде случаев это может быть даже и физическая
одаренность.
- Предрасположенность
(или одаренность) - в известном смысле
связана со способностями, ее тоже относят
как к врожденным качествам личности,
так и в какой-то части - к благоприобретенным.
- Потребности - внутреннее
состояние человека, которое характеризуется
явным ощущением недостатка в чем-либо.
Набор потребностей у разных людей может
быть одним и тем же, но их предпочтения
могут принципиально отличаться, что определяет
различия в поведении людей.
- Ожидания - предположения
человека о результатах деятельности,
о вознаграждении, т.е. о компенсации усилий
в виде каких-либо благ.
- Восприятие - качество
личности, которое определяет для каждого
индивидуума, что для него более важно,
что менее важно, а что вообще не важно.
Разные люди одно и то же воспринимают
по-разному. Это настолько общепризнанно,
что является предметом шуток вроде широко
известного третьего закона Чизхолма:
«Любые предложения люди понимают иначе,
чем тот, кто их вносит» или следствия
из него: «Даже если ваше объяснение настолько
ясно, что исключает всякое ложное толкование,
все равно найдется человек, который поймет
вас неправильно».
- Отношение (или точка
зрения) - отражает то, что человеку нравится
или не нравится в каких-то конкретных
предметах или условиях.
- Ценности - в чем-то на
первый взгляд сродни отношениям, но отражают
более глубокие убеждения общего порядка,
которые иногда называют также жизненными
или духовными ценностями. Личность ранжирует
все блага по их значимости и тем самым
определяет для себя шкалу ценностей:
быть богатым, иметь работу по душе, иметь
или не иметь семью и т.д.
В совокупности
приведенные качества конкретно
определяют характеристики каждой личности,
которые в организации являются
наиболее важными. В процессе своей
деятельности отдельные работники
в организации вступают между
собой в те или иные отношения
(коммуникации), которые составляют
содержание и определяют форму их
организационного поведения. Далее
приводятся краткое описание особенностей
этих отношений и характеристика
типичных препятствий и барьеров,
возникающих при этом:
- Различие в восприятии
- отражает тот факт, что разные люди одно
и то же могут воспринимать совершенно
по-разному. Имеющиеся у людей различия
в социальных установках и ориентирах
тоже могут деформировать межличностные
отношения.
- Семантические барьеры
- возникают при различиях в толковании
смысла используемых для общения слов,
при неодинаковом понимании речи, выражений,
текстов. В деловой практике такая неоднозначность
не то что не всегда желательна, но иногда
просто недопустима. Проблемы семантических
барьеров естественны прежде всего для
компаний, действующих в многонациональной
среде, где крайне важна аутентичность
понятий, т.е. одинаковое по смыслу их понимание
в той языковой среде, где формируется
или используется текст или перевод документа.
Это далеко не всегда очевидно просто
обеспечить. Однако и в моноязычной среде
семантические барьеры возникают и могут
явиться серьезными препятствиями на
пути к успешной деятельности или к заключению
договора как причина возникновения конфликта
и взаимного непонимания партнеров и т.д.
Отправитель документа и его получатель
должны быть уверены, что они совершенно
аутентично их интерпретируют. В противном
случае на этой почве возможны коллизии
и даже конфликты, которых вполне могло
бы не возникнуть, если бы стороны заранее
озаботились выяснением того, насколько
они правильно понимают друг друга.
- Невербальные преграды
- осложняют межличностные отношения.
Известно из практической психологии,
что совсем немного информации человек
получает через слова: 55% информации воспринимается
через выражение лица, позы и жесты, 38%
- через интонации и модуляции голоса и
только 7% -через слова.
- Слабая обратная связь
- снижает эффективность межличностных
коммуникаций. Многие управленцы совершенно
не умеют слушать и просто не знают, что
это такое - эффективное слушание собеседника.
Как известно, этому умению (слушать собеседника)
способствует так называемая эмпатия:
явное внимание к чувствам других людей,
открытое стремление понять собеседника,
открытое проявление чуткости, поддержание
открытого и откровенного разговора.
Невнимание к
межличностным отношениям может
очень дорого стоить любой организации.
Так, в репортаже радиостанции ВВС
в 1998 г. сообщалось, что организации
Великобритании в совокупности понесли
материальный ущерб в сумме 2,5 млн
ф. ст. в год из-за притеснений, возникавших
на работе между подчиненными и начальниками;
сюда входят потери от снижения работниками
их производительности, депрессии, оплата
их больничных листов и медицинских услуг,
связанных с этим фактором, и т.д. Как видно,
потери немалые (в России вряд ли такие
данные имеются); но даже и малая компания
будет нести соразмерные убытки, не придав
должного значения межличностным барьерам.
Групповая
динамика
Окружающая работника
среда оказывает активное влияние
на него и тем самым - на его производственную
деятельность. Таким образом, руководители
организации должны совершенствовать
условия так, чтобы они поддерживали
у работника тот тип поведения,
какой нужен организации. В организации
личность входит в более мелкие образования
- подразделения, бригады, комиссии и
т.д., создаваемые для осуществления
основных производственных функций. Это
формальные группы.
В таких группах
формируются групповые нормы
поведения -стандарты, которые для всех
приемлемы в данных условиях, и работник
вынужден, хочет или не хочет, их соблюдать.
Нормы могут как способствовать, так и
противодействовать достижению целей
организации. В разных по своему назначению
формальных группах складываются различные
групповые нормы. При включении в формальные
группы люди обычно ясно представляют
себе, за чем (или зачем) они туда идут.
Можно различать следующие типы групп: