Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:31, реферат
Последние полтора-два десятилетия в управленческой науке прошли под знаком инноваций и человеческих ресурсов. Для обеспечения успешного существования в условиях прогрессивного усложнения внешней среды, возрастания темпов ее изменения и ужесточения конкуренции требуется не только привлечение всех имеющихся, но и выявление скрытых ресурсов. Из всех организационных ресурсов именно человеческий ресурс открыл наибольшие возможности для повышения эффективности функционирования организации
- деквалификация - разделение труда возрастает, формализуемая или стандартизируемая работа автоматизируется во все растущей степени, напряженность умственного труда и соответствующие требования к пользователю за счет этого снижаются;
- рост квалификации - новые технологии вызывают повышение умственной нагрузки на работника, освобождая его от простой работы, что, в свою очередь, ведет к повышению требований к квалификации пользователя;
- поляризация - малое число возникающих при этом высококвалифицированных определяющих рабочих мест противостоит большому числу остальных, неквалифицированных.
Однако нужно ясно представлять, что рационализация и упрощение работы в бюро и в управлении, сопровождаемые централизацией и специализацией, могут вести к потере гибкости. При изменении ориентации работ в сфере ОИ следует учитывать, что, кроме материальных стимулов, другие мотивационные факторы тоже влияют на удовлетворенность работой сотрудников; производительность же работника существенно зависит от степени признания им новых технологий и структур деятельности.
Прием, обучение и повышение квалификации персонала
Стоимость
работника. Идея оценки стоимости работника
(Human Resources Accounting - стоимость человеческих
ресурсов) возникла еще в 60-х гг. [34]. Выявление
структуры затрат, или издержек, связанных
с формированием рабочей силы предприятия
и поддержанием ее квалификации на необходимом
уровне, позволило целенаправленно создавать
этот вид ресурса и управлять им.На всех
этапах работы с персоналом имеют место
определенные издержки. Отбор персонала
для приема на работу, адаптация его на
рабочем месте, расстановка и использование
кадров, удержание работников в организации,
управление уровнем текучести кадров,
система оценки и вознаграждения - все
это связано с расходами, которые прямо
или косвенно влияют на стоимость работника
для организации. Варьируя кадровую политику,
можно получать более высокую эффективность
и от использования кадров в организации
как одного из видов ее ресурсов.Для полной
оценки стоимости или ценности работника
следует рассматривать не только связанные
с ним затраты, но и те доходы, которые
может принести организации его работа.
Издержки приобретения | |||||
Прямые издержки: набор, отбор, оформление, предоставление рабочего места | Косвенные издержки: продвижение, внутренний набор | ||||
а)
Издержки подготовки | |||||
Прямые издержки: набор, отбор, оформление, предоставление рабочего места | Косвенные издержки: продвижение, внутренний набор | ||||
б)
Рис. 8.1. Состав первоначальных издержек:
а -
приобретения; б – подготовки
Восстановительные
издержки (издержки замещения) - это
затраты, которые нужно произвести
в настоящее время, чтобы заменить
одного работника на другого, способного
выполнять те же функции на данном
рабочем месте. Они включают издержки
приобретения нового специалиста и
в любом случае - издержки, связанные
с обучением работника на новом
для него рабочем месте (см. рис. 8.1).Однако
при этом появятся издержки, связанные
с уходом работника, как прямые, так
и косвенные; эти издержки неизбежны
в современном цивилизованном обществе,
поскольку они бывают обусловлены
законодательством, и могут быть
весьма значительными. В состав восстановительных
издержек входят прямые (выплаты по
увольнению) и косвенные (издержки простоя;
снижение производительности труда
коллег перед увольнением работника;
снижение производительности работника
перед увольнением) составляющие.
Таблица 8.1
Анализ особенностей n условий, определяющих работу и затраты на работу с персоналом на этапах его жизненного цикла
Элементы «айсберга» | Содержание элементов «айсберга» | |||
Персонал (подготовка или развитие) | Работник, вновь принятый на работу или переведенный в организации с одного места на другое, а также повышающий свою квалификацию на данном рабочем месте; по каждой ситуации нужно выявить существо всех элементов «айсберга» | |||
Обслуживание | На рабочем месте необходимо иметь средства тренировки работника для выполнения им конкретных работ: решения задач, заполнения форм учета и отчетности, принятия решений, которыми они могут и должны пользоваться при необходимости или по инструкции, если это будет обусловлено характером работ | |||
Проектирование | Выработка требований к персоналу, распределение требований по квалификации по должностям и структурным подразделениям, определение вариантов и видов формирования нужного персонала | |||
Изготовление | Процесс формирования персонала нужного качества и требуемой квалификации: обучение в различных формах и наем | |||
Сопровождение | Работник должен иметь возможность куда-то обратиться с вопросами по поводу его профессиональных обязанностей, где его помнили бы и консультировали при необходимости | |||
Внедрение | Вновь нанятый работник или работник, переведенный на новое место, а также повысивший квалификацию на данном рабочем месте, обязательно должен пройти фазу внедрения - ознакомление с условиями работы, требованиями к его квалификации и производительности его труда, которая должна завершаться аттестацией его готовности и возможности работать на этом месте | |||
Освоение | Новый персонал
или каждый конкретный новый работник,
а также работник, переведенный на
другое рабочее место, должны пройти
период выхода на проектную производительность
труда, для чего нужно иметь соответствующую
программу и необходимые | |||
Элементы «айсберга» | Содержание элементов «айсберга» | |||
Поддержка | Необходимо
постоянно формировать |
|||
Испытания | На предприятии
нужно иметь и постоянно |
|||
На
основе таких и подобных материалов
и с учетом практики применения могут
быть найдены каждым предприятием величины
издержек на работу с персоналом и
стоимость того или иного работника
для предприятия.
|
Для оценки кандидатов могут применяться разные варианты -как внутренние, так и внешние: от использования специализированных центров до привлечения астрологов и графологов. Эффективность разных систем различна; некоторые данные по этому вопросу приведены ниже .
Следует отметить,
что представления о ценности
кадрового ресурса организации
все более расширяются и
Обучение и повышение
квалификации персонала. После того
как выявлены возможные структурные воздействия
новых ИТ, на предприятии должно быть уделено
особое внимание менеджменту изменений.
Центральными при этом являются следующие
вопросы: какое значение имеет растущее
использование компьютеров, специальных
обучающих программ и других новых технологий
для менеджмента и как может быть наиболее
эффективно реализовано обучение этим
технологиям в производственном подразделении
всего персонала от руководителя (top-manager;
от top - верхняя часть) до конечного пользователя.
Менеджеры среднего
уровня несут ответственность за
успешное внедрение новых ИТ, особенно
с тех пор, как распределенные системы
стали проникать все более и более глубоко
в структуру ИС и предприятия в целом.
Обучение менеджеров среднего звена преследует,
с одной стороны, формирование у этих работников
способностей к управлению технологическими
и иными изменениями в системах и на предприятиях.
С другой стороны, каждый пользователь
должен не только учиться использовать
и обслуживать ИС, но и быть готовым нести
свою часть ответственности за успешность
ее работы. Это отчетливо проявляется
в сфере обеспечения сохранности и защищенности
данных и в деле соблюдения технологической
дисциплины; в этих задачах менеджмент
должен выработать и предложить процедуры
по противодействию вольным или невольным
нарушениям работы системы, саботажу,
воровству и т.д. и критерии эффективности
этих процедур. Однако эти старания менеджеров
пройдут впустую, если все пользователи
не примут предложенных им условий и не
выработают соответствующего поведения
в среде ИС, потому что именно у них, как
правило, отсутствуют осознание своей
роли и ответственности за действия в
системе и способность к критической оценке
последствий отступления от технологии
ИС.В связи с этим при обучении конечных
пользователей для начала совершенно
необходимо ознакомить их с общей концепцией
той электронной системы ОИ, в которой
им предстоит действовать, с тем чтобы
в полной мере подвести пользователей
к пониманию важности специального прикладного
тренировочного процесса на базе специальных
средств по соответствующим методикам.
Эти тренировочные занятия могут быть
достаточно напряженными.
Информация о работе Управление персоналом в сфере информатизации