Функции и принципы менеджмента в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
2. Характеристика основных функций менеджмента
3. Принципы менеджмента

Вложенные файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ.docx

— 133.92 Кб (Скачать файл)

Тема: ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ

 

1. Сущность и взаимосвязь  функций менеджмента

2. Характеристика основных  функций менеджмента

3. Принципы менеджмента

1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента

Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц, год  и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого  плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили  себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация  работы.


Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее  определить, что нужно получить в  итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными.

Функции управления имеют  специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Если менеджер желает обеспечить «безоблачное» будущее своему предприятию (организации), он должен постоянно  выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда  в большей степени зависит  от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно  проконтролировать процесс труда. Как видим, все четыре функции  связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выбросишь.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство создавать  вещи посредством людей. Принято  считать, что в процессе управления выполняются четыре основные функции  — планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1).

 

                                          1. Планирование =>

                                         <= 3. Мотивация

 

                                  Рис.1. Функции управления

 

Каждая из этих функций  менеджмента жизненно важна для  организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается  главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы  на выполнение тактических и стратегических планов организации.

 

 

2. Характеристика основных функций менеджмента

2.1. Функция планирования

Управление системой туризма  должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении  и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей  идеей менеджмента, разрабатывается  политика туристской фирмы, которая  представляет общие цели и нормы  отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры. Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные  права.

Применительно к конкретному  туристскому региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

  • участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
  • текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
  • разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
  • претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона — прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

Результатом планирования как  функции менеджмента может быть туристский образ региона, представленный в табл. 3.1.

Таблица1

 

Туристский образ  региона А (график условный)

 

Под планированием деятельности туристского предприятия мы понимаем систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного  и временного определения будущих  целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать ее члены, чтобы достичь  этих целей. Это подготовка сегодня  к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться.

План представляет собой  сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация формирует  единый план для управления своей  общей деятельностью, но в ее рамках отдельные менеджеры для достижения конкретных целей и задач организации  применяют различные методы. Таким  образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация  за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням  организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка  взглянуть в долгосрочной перспективе  на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются  в ее окружении; определить, каким  вероятнее всего будет поведение  конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы  определить, как организация будет  вести себя в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей  и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, есть три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, рожденные при стратегическом планировании.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно  называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. В  оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются  в такую систему, при которой  каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана  разрабатывает повседневную краткосрочную  тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные  и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает  благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими из следующих  принципов (руководящими правилами) руководствуются  при составлении планов:

полнота планирования — при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;

точность планирования — при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;

ясность планирования — цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

непрерывность планирования — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;

экономичность планирования — расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  применяют в своей работе. Виды планирования постоянно варьируются: от таких традиционных методов, как бюджетные, до более сложных — моделирования, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогнозов, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, используемых при планировании, — бюджетный метод. С его помощью  можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и  других ресурсов.

Другой прием в планировании — анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости  можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и  производственные мощности. При простых  проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы  доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

В 60-е годы широко применялась  такая техника планирования, как  оперативное исследование. Речь идет об использовании современных моделей  управления для анализа проблемы и оценки возможных решений (теория очередей, игр, имитационное моделирование).

Применение той или  иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа  объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать  в каналы управления в достаточном  объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.

Названные модели, хотя и  носят количественный характер, успешно  применяются для решения качественных вопросов планирования.

Существуют и другие методы планирования, однако следует иметь  в виду, что все они имеют  одну общую цель — помочь менеджеру  наиболее точно предсказать будущее  в развитии организации, поскольку  в управленческой жизни постоянно  присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации  и разрабатывают долгосрочный план, в котором пытаются определить элементы решения альтернатив.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее. Следует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование в организации особенно необходимо, так как оно помогает ей более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

 

2.2. Организационная функция

В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная  функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической  и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации). Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку  всю работу выполняют люди, то посредством  этой функции определяется тот, кто  именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких  заданий и какие для этого  потребуются средства.

Через организаторскую деятельность, т.е. распределение и объединение  задач и компетенций, должно целенаправленно  происходить управление отношениями  на предприятии. Организация — это средство достижения целей предприятия. С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению эффективности работы предприятия, с точки зрения управления персоналом она передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям.

На  примере организации работы туроператоров  можно более наглядно представить  себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает  ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  фирмы, определении порядка и  условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

Информация о работе Функции и принципы менеджмента в туризме