Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:12, реферат
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
2. Характеристика основных функций менеджмента
3. Принципы менеджмента
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
2. Характеристика основных функций менеджмента
3. Принципы менеджмента
Когда мы говорим о том,
что какое-то предприятие функционирует,
то имеем в виду, что люди на этом
предприятии совершают
Функции управления
— это конкретный вид управленческой
деятельности, который осуществляется
специальными приемами и способами,
а также соответствующая
Таким образом, одним из основных
компонентов, составляющих содержание
управления, являются функции. Следовательно,
для выполнения той или иной относительно
простой работы необходимо заранее
определить, что нужно получить в
итоге, как организовать дело, мотивировать
и проконтролировать его
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Если менеджер желает обеспечить
«безоблачное» будущее своему предприятию
(организации), он должен постоянно
выполнять все управленческие функции.
И начинать нужно с планирования.
Если работа спланирована, то она должна
быть организована, а работники подготовлены
для ее выполнения. Качество труда
в большей степени зависит
от побуждающих мотивов, предложенных
менеджером. Наконец, чтобы определить
точность выполнения планов, нужно
проконтролировать процесс
Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются четыре основные функции — планирование, организация, мотивация и контроль (рис. 1).
Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Управление системой туризма
должно базироваться на стратегическом
(спроецированном в будущее) видении
и предвидении. На основе видения (своего
рода «рисунков», которые показывают
нас в будущем), являющегося ведущей
идеей менеджмента, разрабатывается
политика туристской фирмы, которая
представляет общие цели и нормы
отношений, обеспечивающие жизнеспособность
и развитие этой структуры. Формирование
политики предприятия осуществляется
чаще всего на высшем уровне управления.
Все положения политики туристской
фирмы представляются, как правило,
в виде ведущего туристского образа.
Ведущий образ содержит в себе
долгосрочные цели, философию, политику
(принципы взаимоотношений с различными
заинтересованными группами), культуру
предприятия и его
Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:
Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона, представленный в табл. 3.1.
Таблица1
Туристский образ региона А (график условный)
Под планированием деятельности
туристского предприятия мы понимаем
систематический, информационно обрабатываемый
процесс качественного, количественного
и временного определения будущих
целей, средств и методов
План представляет собой
сложную социально-
Единого метода планирования,
который бы соответствовал каждой ситуации,
не существует. Процесс планирования
осуществляется соответственно уровням
организации. Так, стратегическое планирование
(высший уровень) — это попытка
взглянуть в долгосрочной перспективе
на основополагающие составляющие организации;
оценить, какие тенденции наблюдаются
в ее окружении; определить, каким
вероятнее всего будет
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, есть три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, рожденные при стратегическом планировании.
Планирование осуществляется
и на нижнем уровне организации. Оно
называется оперативным планированием.
Это основа основ планирования. В
оперативных планах стандарты деятельности,
описание работ и т.п. вписываются
в такую систему, при которой
каждый направляет свои усилия на достижение
общих и главных целей
Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими из следующих принципов (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов:
полнота планирования — при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
точность планирования — при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;
ясность планирования — цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
непрерывность планирования — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;
экономичность планирования — расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе. Виды планирования постоянно варьируются: от таких традиционных методов, как бюджетные, до более сложных — моделирования, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогнозов, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Один из наиболее распространенных инструментов, используемых при планировании, — бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.
Другой прием в планировании — анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.
В 60-е годы широко применялась
такая техника планирования, как
оперативное исследование. Речь идет
об использовании современных
Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.
Названные модели, хотя и
носят количественный характер, успешно
применяются для решения
Существуют и другие методы планирования, однако следует иметь в виду, что все они имеют одну общую цель — помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором пытаются определить элементы решения альтернатив.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее. Следует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование в организации особенно необходимо, так как оно помогает ей более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации). Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется тот, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий и какие для этого потребуются средства.
Через организаторскую деятельность, т.е. распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями на предприятии. Организация — это средство достижения целей предприятия. С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению эффективности работы предприятия, с точки зрения управления персоналом она передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям.
На
примере организации работы туроператоров
можно более наглядно представить
себе организационную функцию
Информация о работе Функции и принципы менеджмента в туризме