Экологический туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является проектирование экологического тура на примере Приморского края.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие экологического туризма и выявить факторы, влияющие на его формирование и развитие;
– исследовать мировой опыт развития экологического туризма;
– обозначить тенденции развития экотуризма в России;
– дать общую характеристику рынка экологического туризма на Дальнем Востоке;

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты экологического туризма...................................................................6
1.1. Понятие экологического туризма и факторы, влияющие на его формирование и развитие..........................................................................................................................................6
1.2. Тенденции развития экотуризма в России.........................................................................13
2. Исследование рынка экологического туризма......................................................................20
2.1. Характеристика рынка экологического туризма на Приморском крае...........................20
2.2. Анализ предпочтений потребителей экотуризма в Приморском крае............................24
3. Разработка экологического тура в Приморском крае..........................................................37
3.1. Общая концепция экологического тура.............................................................................37
3.2. Продвижение разработанного экотура...............................................................................40
Заключение...................................................................................................................................45
Список использованных источников.........................................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya 3.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

– отсутствие единой программы по развитию экотуризма на федеральном, региональном и местном уровнях. В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.» сформулирована задача организации экотуризма, которая предусматривала «формирование территориальной сети информационно-консультационных центров, пропаганду экотуризма, обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности»[3].

Однако, несмотря на это, концепция развития экотуризма отсутствует, поэтому экотуризм как один из видов поддерживаемой несельскохозяйственной деятельности в аграрном секторе пока развития не получил.

– отсталость сельской туристской материально-технической базы и инфраструктуры. Во многих сельских населенных пунктах отсутствуют способные принимать отдыхающих гостиницы, и далеко не все жители аграрного сектора в состоянии предоставлять средства размещения для туристов. Отдельно следует выделить неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;

– сложившийся менталитет сельского жителя. Именно такого рода проблемы возникли, например, в Калининградской области при развитии экотуристской деятельности в пределах региона [8]. Сельские жители не испытывали желания впускать в собственные дома приезжих из города, только если не видели, что подобным видом деятельности успешно занимаются соседи. Кроме того, следует отметить, что сельское население страны не обладает даже минимальными познаниями в области туристской деятельности и зачастую не может предложить отдыхающим дополнительные услуги, помимо размещения;

– отсутствие информационно-консультационных организаций, которые помогли бы селянам в деле развития экотуризма, и где можно было бы получить необходимые знания и консультации по основам предпринимательства и организации сельского туризма.

Также негативное воздействие на развитие экотуризма в России оказывает следующая группа факторов:

– наличие большого количества норм и ограничений на предпринимательскую деятельность с широким спектром составляющих,

– лицензирование на многие из которых (например, на гостиничную деятельность) создает серьезный барьер для малого предпринимательства, каким в своей основной массе должен быть сельский туризм;

– низкий уровень доходов российского сельского населения не позволяет произвести даже начальные инвестиции в любой бизнес, а низкий уровень доходов потенциальных отечественных потребителей, в свою очередь, сдерживает предпринимательские инициативы;

– отсутствие соответствующего имиджа России как туристической страны за рубежом также не стимулирует спрос на данный продукт среди иностранцев;

– неразвитость рекламы и системы маркетинга в целом делает недоступным получение информации потенциальными клиентами.

По мнению Д.С. Ушакова, активное развитие туристской деятельности может иметь и негативные последствия [29].

При активном развитии экотуристской деятельности в пределах конкретного региона возможен рост темпов инфляции на отдельные виды товаров и услуг. Особенно это касается товаров первой необходимости: продуктов, одежды, жилья, транспорта. Как правило, вырастают цены на землю.

Как показывает мировая  практика, экотуристские услуги востребованы как среди иностранных граждан, так и внутри самой страны. Для наиболее эффективного развития экотуризма необходима активная поддержка как федеральных, так и региональных органов управления.

На первом этапе должны быть определены поселения для перспективного развития экотуризма с необходимым жилым фондом, разработана ценовая политика, заключены соответствующие договоры, размещена реклама в печатных и электронных средствах массовой информации, создан портал в Интернете о предоставлении туристских услуг на селе.

Туризм – явление в большинстве случаев сезонное. Очень немногие рекреационные ресурсы обладают одинаковой степенью привлекательности для отдыхающих в каждый из четырех сезонов года. В основном, пик активности приходится на лето, а в зимний период неизменно следует спад.

Экотуризм является одним из видов сельских подсобных производств, связанных с сельскохозяйственным производством. Без сельскохозяйственного производства экотуризма быть не может, так как целью путешествия для туриста является ознакомление с сельской жизнью, сельскохозяйственным производством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий.

Развитие экотуризма направлено на удовлетворение потребности людей в здоровом отдыхе. Экотуризм представляет собой отдых в сельской местности, во время которого туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с традиционным сельским трудом или принимают в нем участие, а также получают питание с использованием сельскохозяйственной продукции местного производства и промыслов.

Экономические основы формирования и развития экотуризма представляют   собой многоуровневую систему социально-экономических факторов, которые, с одной стороны, влияют на развитие самого экотуризма, а, с другой, оказывают воздействие на благосостояние региона (страны).

 

 

1.2. Тенденции развития экотуризма в России

 

В Российской Федерации экотуризм развит достаточно слабо, однако, это перспективный и выгодный бизнес. Например, особой популярностью среди российских туристов пользуется «Кордон Кузьмича» – коттедж в районе Приморска на берегу Финского залива. Свою славу он получил как место действия комедийного сюжета фильма «Особенности национальной рыбалки»[24].

Если говорить об экотуризме как о явлении в целом, то пока на территории России оно еще не получило должного распространения. Отдельные области страны, практикующие подобный вид услуг (Республика Алтай, Калининградская область), еще не достигли в области экотуризма столь существенных сдвигов, чтобы можно было говорить о них как об образцах экотуристской деятельности. Для экотуризма, имеющегося пока в Российской Федерации, будет более уместен термин «сельское гостеприимство».

Сельское гостеприимство – первая стадия развития экотуризма. То есть население сельской местности, включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев.

Также популярен ряд дополнительных услуг: организация развлекательных мероприятий (баня, приготовление шашлыков, сбор ягод и грибов, рыбалка, охота, верховая езда и т.д.); привлечение гостя для помощи в некоторых видах сельскохозяйственных работ; уход за домашними животными.

Потребителем или целевой группой  в России могут быть семьи с  детьми, пожилые люди, компании молодых  людей, любители спорта (при наличии  соответствующих услуг для занятий  спортом, таких как верховая езда, прокат лыж и т.д.).

На российском рынке туризма  наблюдается интерес к внутреннему  туризму и спрос на аренду на летний период домов в сельской местности. От «сельского гостеприимства» в  первую очередь ожидают: спокойствия  и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получение новых впечатлений, возможность развлечения для детей и проведения досуга для взрослых.

В ряде регионов России отмечен первый опыт создания сетей частных сельских гостевых домов – «К бабушке в деревню» – в Центральной России, в селах Национальных парков – «Смоленское Поозерье» и «Вепсский лес», сеть В&В в Приморском крае, Восточной Сибири, Республике Саха Якутия и других. Все эти регионы имеют свою специфику как в поиске объектов сельского туризма, так и в работе с потенциальными хозяевами гостевых домов.

За последние годы на рынке туристских услуг появились первые компании, напрямую работающие с экотуристскими хозяйствами (например, московская «Четвертая власть», барнаульская «Салют», алтайская «Алые паруса» и другие). Эти компании вынуждены брать на себя различные функции организации деятельности экотуристских хозяйств, такие как реклама и обучение основам гостеприимства.

В некоторых регионах России уже  отмечен первый опыт организации  экотуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и другие.

Развитие экотуризма в России пока находится еще на начальном этапе. По всей видимости, в России этот процесс проходит по своей особой модели, которая не имеет аналогов в западном обществе.

Факторы, которые способны комплексно повлиять на развитие экотуристской деятельности на территории Российской Федерации, условно можно разделить на несколько больших групп: социально-экономические (внешние и внутренние); административные; природно-экономические; туристской мотивации.

Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на развитие экотуризма, бывают как внутренние, так и внешние.

К внешним социально-экономическим  факторам относятся:

– схемы отдыха и отпусков горожан;

– уровень благосостояния и платежеспособности городского населения.

За    последние    10    лет    сокращение    рабочей    недели    значительно замедлилось. Вследствие увеличения рабочей нагрузки и сокращения времени отдыха качество жизни населения снижается.  Компаниям приходится минимизировать свои рабочие издержки, из которых самыми дорогостоящими являются отпуска и пенсии. В то же время постоянно растущий уровень технологий делает работодателей все менее зависимыми от персонала, что, в свою очередь, вынуждает служащих и рабочих трудиться в более интенсивном темпе и на менее выгодных условиях.

Исследование тенденций развития отпускного времени в Российской Федерации показало, что их влияние  на туризм и, в частности, экотуризм, будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли понизится, сокращение отпускного времени будет протекать все более быстрыми темпами.

Таким образом, появляется новый потребитель туристских услуг – с более высоким уровнем дохода, но не обладающий достаточным количеством свободного времени, чтобы позволить себе длительные путешествия. В таких условиях положение экотуризма представляется более выгодным, чем выездного туризма. Данное обстоятельство связано с тем, что благодаря позиционированию российского экотуризма как недорогого вида отдыха, он ориентируется не только на сегмент рынка, обладающий высоким уровнем дохода.

Потенциальные потребители экотуристских услуг на российском рынке могут и не обладать высоким уровнем доходов, но в то же время располагать большим количеством свободного времени, которое они могут потратить на отдых.

К внутренним социально-экономическим факторам относятся:

– занятость  и  уровень  жизни  сельского   населения  –  принимающей стороны;

– количество    и    качество    свободных    (условно    свободных)    мест размещения туристов;

– количество   объектов   питания,   развлечения   и   других   объектов, предоставляющих туристам  основные  и  дополнительные  услуги,   а  также техническая оснащенность этих объектов;

– развитость местной инфраструктуры.

Российский экотуризм оказывается в наиболее выгодном положении по сравнению с традиционными видами туризма. В первую очередь это связано с тем, что при сложившемся социально-экономическом состоянии аграрного сектора страны можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что сельское население располагает избытком свободного времени и находится в крайне стесненном финансовом положении. В данной ситуации повинен высокий уровень безработицы на селе.

Наиболее слабой позицией в социально-экономических  факторах является материально-техническая  база. При наличии довольно большого количества свободных (условно свободных) мест для размещения туристов (в том числе оставленных домов) все они, как правило, отличаются довольно низким качеством.

Еще одно «узкое» место в социально-экономической  сфере развития экотуризма – это инфраструктура сельских поселений. Порою проезд до места назначения бывает затруднен и ограничен высокой стоимостью. В таких случаях на первый план выступает экзотичность тура, способная привлечь туристов с высоким уровнем дохода.

Определенно сильная сторона экотуризма – это организация питания. В последние годы создан отрицательный имидж продуктов, производимых большими производственными предприятиями. В то же время у большинства российского населения сложился другой стереотип, касающийся экологичности и высокого качества продуктов, произведенных в деревне частным способом. Городское население рассматривает возможность отдохнуть в деревне как один из способов улучшения своего здоровья.

К административным факторам, оказывающим  влияние на развитие российского экотуризма, относятся:

– организация системы управления сельским туризмом;

– нормативно-правовое обеспечение функционирования сельского туризма;

Информация о работе Экологический туризм