Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является проектирование экологического тура на примере Приморского края.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие экологического туризма и выявить факторы, влияющие на его формирование и развитие;
– исследовать мировой опыт развития экологического туризма;
– обозначить тенденции развития экотуризма в России;
– дать общую характеристику рынка экологического туризма на Дальнем Востоке;
Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты экологического туризма...................................................................6
1.1. Понятие экологического туризма и факторы, влияющие на его формирование и развитие..........................................................................................................................................6
1.2. Тенденции развития экотуризма в России.........................................................................13
2. Исследование рынка экологического туризма......................................................................20
2.1. Характеристика рынка экологического туризма на Приморском крае...........................20
2.2. Анализ предпочтений потребителей экотуризма в Приморском крае............................24
3. Разработка экологического тура в Приморском крае..........................................................37
3.1. Общая концепция экологического тура.............................................................................37
3.2. Продвижение разработанного экотура...............................................................................40
Заключение...................................................................................................................................45
Список использованных источников.........................................................................................47
По семейному положению большинство респондентов – 73% от общего числа опрошенных – не женаты/не замужем.
Рисунок 2.4 – Семейное положение респондентов
По социальному положению большинство респондентов (43%) относятся к группе неработающий студент, меньшинство – безработные (0%).
Рисунок 2.5 – Распределение респондентов по социальному статусу
Таким образом, общий портрет респондента – неженатый неработающий студент с уровнем дохода менее 15.000 руб. в месяц в возрасте от 21-30 лет.
Таблица 2.3 – Оценка потенциального спроса на экологические туры в Приморском крае (по результатам анкетирования)
Полученные ответы, чел. |
Студенты |
Работающие |
Пенсионеры |
Всего |
В % от общего количества ответов |
Приобретали ли вы экологические туры ранее? (да) (нет) Общее количество ответов |
195 37 232 |
501 0 501
|
195 0 195 |
891 37 928 |
96 4 100 |
Хотите ли вы приобрести экотур в этом году? (да) (нет) Общее количество ответов |
117 78 195 |
281 220 500 |
56 139 195 |
454 437 891 |
51 49 100 |
Какой вид отдыха вы предпочитаете: активный пассивный Общее количество ответов |
111 6 117 |
183 98 281 |
17 39 56 |
311 143 454 |
69 31 100 |
Важно ли для
вас наличие дополнительных (Да) (нет) Общее количество ответов |
116 1 117 |
273 8 281 |
34 22 56 |
423 31 454 |
93 7 100 |
Таким образом, целевой аудиторией в основном являются студенты и работающие, как правило, предпочитающие активный отдых.
Второй этап – изучение предпочтений потенциальных покупателей в отношении экологических туров. Для этой цели был разработан перечень вопросов (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Оценка потенциального спроса на туристские услуги в сфере экотуризма (по результатам анкетирования)
Вопросы |
Полученные ответы, чел. |
В % от общего количества ответов |
Где бы вы хотели отдохнуть? В непосредственной близости от крупных городов В санаторно-курортных зонах или традиционных местах массового посещения туристами На территории заповедников На морском побережье В удалении от городов
Всего ответов |
25
215
133
69
12
454 |
6
47
29
15
3
100 |
В результате проведенного опроса было определено, что все предложенные категории экотуризма востребуемы как потенциальные места отдыха. Однако наибольшей популярностью пользуется отдых в санаторно-курортных зонах или традиционных местах массового посещения туристами, территории заповедников.
На третьем этапе изучают
потребности. Подразумевается изучение
категории, определяющей содержание спроса,
которая развивается под
На данном этапе была исследована зависимость цены за проживание потенциальных экотуристов от условий предоставляемого отдыха, а также содержание предполагаемого экотура (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Оценка цены на туристские услуги в зависимости от качества отдыха (по результатам анкетирования)
Приемлемая для Вас стоимость отдыха за 1 сутки при следующих условиях: |
Средняя цена, руб. |
проживание в одном доме с хозяином; источник питьевой воды (колодец, скважина) на участке; летний душ; баня; туалет во дворе; отдельная кухня для гостей, в том числе: с питанием без питания |
500 200 |
отдельный неотапливаемый дом для гостей; источник питьевой воды (колодец, скважина) на участке; летний душ; баня; туалет во дворе; отдельная кухня для гостей, в том числе: с питанием без питания |
850 350 |
отдельный дом для гостей круглогодичного использования; источник питьевой воды (колодец, скважина) на участке; летний душ; баня; туалет во дворе; отдельная кухня для гостей, в том числе: с питанием без питания |
990 400 |
По результатам анкетирования была установлена возможная цена на туристские услуги, которую готов заплатить потенциальный турист при условии приобретения экотура. В зависимости от условий проживания цена может составить без стоимости питания от 200 до 400 рублей за 1 сутки, со стоимостью питания – от 500 до 990 рублей.
Кроме того, определены предпочтения потенциальных туристов в основных туристских и дополнительных услугах. Результат опроса представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Основные и дополнительные туристские услуги (по результатам анкетирования)
Важно ли для Вас наличие дополнительных объектов туристского интереса при условии приобретения экотура? |
Полученные ответы, чел. |
В % от общего количества ответов |
Наблюдение за животными и растениями |
445 |
98 |
Уход за растениями |
191 |
42 |
Уход за животными |
232 |
51 |
Питание с использованием сельскохозяйственной продукции местного производства и промыслов |
449 |
99 |
Баня |
377 |
83 |
Природный водоем (река, озеро и др.) |
436 |
96 |
Рыбалка, охота |
159 |
35 |
Сбор дикорастущих ягод, грибов |
127 |
28 |
Спортплощадка |
82 |
18 |
Экскурсионное обслуживание |
241 |
53 |
Свой вариант |
204 |
45 |
Всего пожелавших отдохнуть в деревне |
454 |
100 |
Популярностью пользуются такие туристские услуги, как наблюдение и уход за растениями и животными, питание с использованием сельскохозяйственной продукции местного производства и промыслов, а также наличие бани, природного водоема, экскурсионное обслуживание.
В свой вариант респонденты включали такие услуги, как катание на лошадях и в упряжке, катание на сельскохозяйственной технике (трактор, комбайн и другие), возможность покупки сувенирной продукции, наличие дискотеки, участие в праздниках, свободный график отдыха, возможность взять на прокат спортинвентарь и другие.
Таким образом, было получено подтверждение готовности потенциальных туристов превысить обозначенный вначале лимит спектра услуг. Для потенциального экотуриста не столь важно качество предоставляемого жилья, как содержательность предлагаемого экотура (спектр дополнительных услуг) и место расположения. По сути две эти составляющие и являются определяющими в вопросе прогнозирования спроса на туристские услуги в сфере экологического туризма.
По предварительным оценкам специалистов по туризму в Приморском крае возможности организации экологических туров весьма перспективны. Также анализ рыночных возможностей может включать в себя анализ возможности модификации предлагаемых услуг и их продажу на тех же рынках, но ориентированных на различные группы потребителей.
Спрос на экологические туры в крае имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест, таких как побережье.
Однако все концепции и программы развития туризма будут не способны переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение «цена-качество» не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского потребителя.
Свой выбор клиент делает, оценивая соотношение «цена-качество». Предполагается, что экотуризм в крае сможет идеально балансировать между двумя этими показателями, являясь привлекательной перспективой для потребителя.
Для того чтобы определить потенциальный спрос на туристские услуги в конкретном регионе, нужно очень хорошо представлять своего потребителя. Следовательно, требуется точная сегментация туристского рынка и определение в нем тех сегментов, которые могут оказаться заинтересованными в подобных услугах.
Критерии сегментирования туристского спроса, предлагаемые различными авторами, в значительной степени сходны между собой. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что какого-либо единого метода сегментирования не существует. В качестве примера портретов потребителей сельского туризма представляется возможным рассмотреть классификацию, предложенную А.А. Бакановой [5, с.39].
Согласно данной классификации, потенциальные потребители экологических туров подразделяются на:
Первая группировка:
– любителей спокойного отдыха;
– любителей активного отдыха.
Любители спокойного отдыха – это очень объемный сегмент туристского рынка, преимущественно люди среднего возраста, ведущие активную профессиональную деятельность. Как считают некоторые исследователи, любители спокойного отдыха являются одним из самых перспективных и платежеспособных сегментов туристского рынка в целом.
В плане экологического туризма на эту группу потребителей, скорее всего, стоит ориентироваться в первую очередь, так как экотуризм изначально позиционируется как спокойный отдых на природе. Однако у данного сегмента туристского рынка есть ряд существенных ограничений. Основное из них заключается в невозможности поднимать цены выше определенного уровня.
Любители спокойного отдыха чаще всего хорошо ориентируются в существующих ценах и имеют четкое представление о верхнем пределе стоимости определенных услуг.
По результатам проведенного анкетирования потенциальных экотуристов количество любителей спокойного отдыха составило 31% от числа опрошенных. На территории Приморского края они смогут отдохнуть в сельских поселениях, расположенных в непосредственной близости от городов, так как не возникнет проблем с доставкой туристов до места отдыха, а дополнительные услуги могут ограничиться питанием с использованием сельскохозяйственной продукции местного производства и промыслов, а также экскурсионным обслуживанием.
Любители активного отдыха, как правило, относятся к менее платежеспособному сегменту туристского рынка, что связано, в основном, с двумя обстоятельствами. Во-первых, среди поклонников активного отдыха очень высок процент молодежи, особенно студентов. Во-вторых, любители активного отдыха большую часть времени проводят на природе, либо занимаясь какими-либо видами спорта, либо путешествуя в окрестностях. Наиболее предпочитаемые ими средства размещения – это гостиницы (усадьбы), работающие по принципу «Bed&Breakfast».
Однако, несмотря на эти обстоятельства, при определенном построении туристской деятельности именно этот сегмент туристского рынка может приносить наиболее существенные прибыли, если предприниматели сумеют правильно оценить рекреационный потенциал местности, в которой существует их предприятие.
По результатам проведенного исследования на территории Приморского края любители активного отдыха составляют 69% от общего количества респондентов.
Любителям активного отдыха можно предлагать различного рода увлекательные экскурсии по заповедникам, отдых на морском побережье, катание на лошади. Основное преимущество данного сегмента туристского рынка заключается в том, что здесь будут востребованы дополнительные услуги различного рода, которые способны обеспечить предпринимателю дополнительный доход.
При максимальном использовании всех имеющихся в наличии туристских ресурсов этот сегмент туристского рынка становится более доходным, чем сегмент любителей спокойного отдыха.