Экономическая эффективность туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Экономическая эффективность туризма……………..………………..4
2.Практическое задание…………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономике туризма.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Экономика туризма и гостеприимства

 

 

Студентки 2 курса 1 группы

специальности “Туризм и гостеприимство”

заочной формы обучения

факультета  туризма и сервиса

Кацемба Ю. В.

№ зач. книжки-1335

Преподаватель:

Рындова О. Н.

 

 

Гродно 2013

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Экономическая эффективность  туризма……………..………………..4

2.Практическое задание…………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………..14

 

Введение

 

 

 

Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции  устойчивого развития. Туризм за последние  годы стал играть заметную роль в мировой  экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.

О необходимости  эффективности туризма говорят  практически все, ежегодно увеличивается  количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния  и взаимосвязи с другими отраслями  для обеспечения устойчивого  развития. Но точных критериев позволяющих  оценить состояние: эффективно оно  или нет, пока не существует. Это  связано как с необходимость  учета значительного числа факторов, так и большими внутренними различиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая эффективность туризма

 

Эффективность в общем понятии  означает получение какого-то определенного  эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это  процесс хозяйствования, результат  которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА  означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

  • организации туризма в масштабах государства;
  • туристского обслуживания населения региона;
  • производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность туризма  является составным элементом общей  эффективности общественного труда  и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость  критерия возникает потому, что следует  четко определить, с каких позиций  следует подходить к расчету  эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует  в интересах всего общества, поэтому  его эффективность следует оценивать  исходя из степени достижения целей  общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность  на отдельном "участке" должна оцениваться  с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности общественного  производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма  целесообразно рассматривать с  помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей  для разных уровней управления и  определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

  • системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
  • отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
  • туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения народнохозяйственного  критерия эффективности туризма  следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного  хозяйства в целом), отрасли, отдельной  туристской фирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности  туризма, необходимо показать, как общая  цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные  цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый "дерево целей и критериев", где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью  которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма  на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма  предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно  с другими отраслями народнохозяйственного  комплекса.

Туризм непосредственно участвует  в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад  туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный  вклад.

Прямое влияние туризма на экономику  страны (региона) - это результат  расходов туриста на покупку услуг  и товаров туризма. Деньги, потраченные  туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное  влияние туризма на экономику  страны (региона). Туризм генерирует вторичный  спрос на товары и услуги. Косвенный  вклад туризма в экономику  страны проявляется в эффекте  повторения затрат туристов на покупку  услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

Мультипликатор - это соотношение  отклонения от равновесного чистого  национального продукта (валового национального  продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного  изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального  чистого национального продукта.

Действие мультипликатора доходов  от туризма покажем на следующем  условном примере. Группа иностранных  туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

Доход - это выручка фирмы и  предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки  и оставляемые в распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью  работать на экономику региона, когда  туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив  деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг  и т.д.

Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и  товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой  утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное влияние туризма  проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает  сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку  услуг и товаров,

По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма  существенно дифференцируется в  зависимости от страны или региона  и составляет от 1,2 до 4,0.

Пример. Мультипликатор для региона  равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального  продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.

Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный  туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель  туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего  туристского продукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать  невидимый экспорт. Он вносит соответствующий  вклад в платежный баланс страны.

Доля суммы ввоза туристами  наличной валюты в общей сумме  ввезенной валюты в 2002г. составляла 5,8%, в то время как доля суммы  вывоза валюты туристами в общей  сумме вывезенной валюты - 28%, или  в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует  туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует  считать тот факт, что в 2002г. по сравнению с 2001г. сумма ввоза туристами  валюты возросла на 0,8 млрд. долл. (с 1,4 до 2,2 млрд.. долл.), или на 57,1%, а сумма  вывоза валюты уменьшилась на 0,7 млрд. долл. (с 9,0 до 8,3 млрд. долл.), или на 7,8%.

Экономический эффект от развития туризма  в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении  регионов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

  • сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;
  • значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;
  • большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;
  • ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах).

Развитие туристской индустрии  в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых  регионах, но представляющих интерес  для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных  для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2.Практическое задание.

При планировании, анализе и оценке эффективности  деятельности предприятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.

Основные показатели развития туризма на микроуровне:

 натуральные (расчетные):

объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в человеко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и фактической продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных 
днях, указанных в путевке (ваучере);

объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеряется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует 
масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслуживания за определенный период исчисляется путем суммирования количества туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;

объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, определяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание туристов на маршруте без предоставления размещения;

стоимостные (расчетные):

выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту 
пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предоставленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главенствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является 
основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (услуг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, рабочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются произведенные затраты, выплачивается зарплата;

Информация о работе Экономическая эффективность туризма