Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 13:32, контрольная работа
Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
Введение
1. Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация
1.1. Сущность признаки и функции экскурсии
1.2. Классификация и тематика экскурсий
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА
Ростовский институт (филиал)
Контрольная работа
По дисциплине « Технология размещения транспортного и экскурсионного обслуживания »
На тему: « Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация »
Факультет « Экономика и управление на предприятии (ТГХ) »
Курс 5
Группа 2
№ зачетки 9
Студентка: Ковалева А. В.
Преподаватель: ст. пр. Болховитина А. И.
Ростов-на-Дону
2015 г.
Содержание
Введение
1. Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация
1.1. Сущность признаки и функции экскурсии
1.2. Классификация и тематика экскурсий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.
Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
Разработка маршрута экскурсии является основной составляющей экскурсионной деятельности. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
1. Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация
1.1. Сущность признаки и функции экскурсии
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями.
Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В.Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др.
Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.
Таким образом, экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия.
А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора. Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности. При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией. Экскурсии присущи следующие признаки:
- наличие темы, цели и
задач экскурсии; наличие группы;
наличие экскурсовода; протяженность
во времени (от одного академического
часа до двух суток); показ экскурсионных
объектов; целенаправленность осмотра;
передвижение участников
В основу любой экскурсии положены следующие принципы:
- принцип научности, т. е. все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение; принцип идейности; принцип правдивости; связь теории с практикой; доходчивость; убедительность.
К функциям экскурсии относятся:
- идейно-политическая
Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:
- выбор темы экскурсии;
создание новой экскурсии под
выбранную тему; подготовка экскурсовода
для проведения данного
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема экскурсии — это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Тема экскурсии тесно связана с объектами показа и определяет содержание рассказа.
Тему экскурсии не следует смешивать с названием. Названия экскурсии должны быть точными, выразительными, запоминающимися, содержать элемент рекламы. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсий.
После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии — идейно-нравственное, интернациональное, трудовое, эстетическое воспитание. Цель определяет актуальность темы. Задача же — понятие более узкое. Задача — локальна и конкретна.
По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается политическая, научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература. Список необходимой литературы используется при подготовке контрольного и индивидуального текста экскурсии. Материал по теме экскурсии может находиться в хроникально-документальных, научно-популярных и художественных кинофильмах, архивах, музеях. Много интересного можно узнать из воспоминаний участников и очевидцев событий. Весь теоретический и фактический материал тщательно изучается членами творческой группы, причем изучение любого первоисточника сопровождается конспектированием, снятием копий с подлинных документов, выписками отдельных цитат.
В качестве объектов могут выступать: места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники.
При обилии объектов, связанных с темой, следует особое внимание уделить их правильному отбору, учитывая следующие критерии:
- сохранность; познавательная ценность; содержание; функциональное назначение; доступность; безопасность.
Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов. Для городской экскурсии (продолжительность 2—3 академических часа) рекомендуется 15—20 объектов. Если же по выбранной теме объектов мало, то необходимо составление пакета наглядных пособий — "портфеля экскурсовода": макеты, фотографии, воспоминания очевидцев, кино и видеосъемка, карты, схемы и др. При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорта (карточки) объектов, включающие в себя:
- наименование объекта; события,
связанные с ним; даты совершения
данных событий; место нахождения
объекта; данные об авторах данного
объекта; источники сведений о
данном объекте; сохранность объекта;
безопасность при его
Окончательный отбор объектов позволяет перейти к процессу непосредственной подготовки экскурсии.
Маршрут экскурсии — это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два главных требования: показ объектов должен вестись в логической последовательности; маршрут призван обеспечить показ объектов, необходимый для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Переходы от одного объекта к другому не должны превышать 10—15 минут.
Экскурсионные маршруты могут строиться по следующим принципам: хронологическому; тематическому; тематико-хронологическому.
После составления маршрута участники творческой группы совершают его объезд (обход). После объезда (обхода) вычерчивается схема маршрута, размножается и передается на согласование и утверждение.
Затем готовится текст экскурсии. Текст, составленный творческой группой, называется контрольным и утверждается. В контрольном тексте материал излагается в соответствии с целью и темой экскурсии.
Он должен быть тесно связан с фактическим материалом и изложен в большинстве случаев в хронологическом порядке, без учета структуры самой экскурсии и последовательности осмотра объектов на маршруте.
Контрольный текст включает и материалы о непредусмотренных маршрутом экскурсии объектах для использования их при создании вариантов экскурсии на ту же тему.
Каждый экскурсовод составляет индивидуальный текст экскурсии, обязательное требование к которому — полное соответствие его содержания контрольному. Индивидуальный текст в отличие от контрольного отражает структуру экскурсии: имеет вступление, основную часть, заключение. Он построен в полном соответствии с маршрутом, т. е. фактический материал в тексте излагается в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения материал. Это текст рассказа на экскурсии. Вступление обычно подразделяется на две части: организационную и информационную. В организационной части экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, в которой работает, знакомит группу с водителем автобуса, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут, время и место ее окончания, проводит инструктаж о правилах безопасности и поведения участников.
В информационной части
кратко излагаются содержание, цель
и задача экскурсии, называются
несколько подтем и наиболее
интересные объекты. Во вступлении
руководитель группы должен
Основная часть состоит из отдельных подтем (от 4—5 до 10—12), соединенных обоснованными логическими переходами в единое целое.
В конце экскурсии экскурсовод подводит итоги, делает выводы по теме, отвечает на вопросы ее участников, рекомендует им принять участие в других подобных мероприятиях.
За подготовкой текста следует комплектование так называемого "портфеля экскурсовода". "Портфель экскурсовода" - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения мероприятия, назначение которых — максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда.
Подготовка экскурсии завершается составлением методической разработки — основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение экскурсии.
После всего этого организуется пробная экскурсия, по окончании которой проводится обсуждение, дается оценка, выявляются отдельные недочеты.
1.2. Классификация и тематика экскурсий
Классификация экскурсий — это распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками. В процессе развития экскурсионного дела изменение содержания работы находило отражение и в классификации экскурсий.
В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация, в основу которой положены следующие признаки: состав участников; содержание; тематика; место проведения; форма проведения; способ передвижения; цикличность.
По составу участников экскурсии делятся на:
- для детей и школьников; взрослых (студенты, учащаяся молодежь и т.д.); городских жителей; сельских жителей; местного населения; приезжих туристов; для индивидуалов.
По содержанию экскурсии подразделяют на: обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии затрагивают несколько тем.
Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии исторический и современный материал помогает получить общее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии, в основном всегда от первого упоминания в летописи данного города (селения) до сегодняшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина раскрытия материала.
Тематические экскурсии посвящены событию или группе событий, объединенных одной темой. Четкое определение темы позволяет сделать рациональный подбор материала. Тематические экскурсии в свою очередь делятся на несколько групп, а каждая из них классифицируется на подгруппы.
К экскурсиям на природоведческие темы относятся:
Информация о работе Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация