Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.

Содержание

Введение
1. Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация
1.1. Сущность признаки и функции экскурсии
1.2. Классификация и тематика экскурсий
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. готова Болховитина.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

- географические (география — наука о Земле); геологические (о недрах Земли); гидрогеологические (о водных ресурсах); ландшафтные (сады и парки, живописные природные места).

Экологические экскурсии имеют подгруппы: экология города, определенной местности и т. д. В свою очередь подгруппы делятся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология животного и растительного мира.

Исторические экскурсии по своему содержанию имеют подгруппы: историко-краеведческие; археологические; этнографические.

Предметом изучения историко-краеведческих экскурсий является значительное событие или несколько событий, или определенный период времени в историческом развитии края.

Источником археологических экскурсий являются памятники, ставшие доступными для изучения в результате поисков и находок археологов: постройки древних поселений, городищ, погребений, оружие, орудия труда, утварь, украшения и т. д.

Этнографические экскурсии позволяют изучить быт, культуру, народные промыслы в их историческом развитии.

Искусствоведческие экскурсии направлены на воспитание чувства прекрасного, способствуют развитию художественного вкуса. Основой для их классификации являются различные виды искусства. Искусствоведческие экскурсии делятся на группы: экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а также театрально-музыкальные экскурсии.

Литературные экскурсии подразделяются на: литературно-биографические (по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо поэта, писателя); историко-литературные (раскрывающие определенный исторический этап развития литературы); литературно-художественные (по местам событий или подвигов героев, нашедших отражение в произведениях).

Архитектурно-градостроительные экскурсии имеют следующее деление: освещение памятников архитектуры определенных стилей; творчество отдельных архитекторов; историческая и современная застройки города.

Производственные экскурсии подразделяются на: производственно-исторические; производственно-экономические: производственно-технические.

Производственно-исторические раскрывают этапы развития предприятий. В содержании производственно-экономических экскурсий освещается деятельность предприятия. Производственно-технические посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве. В отдельную подгруппу выделяются производственные экскурсии с целью повышения квалификации кадров, а также с целью профориентации молодежи.

Производственные экскурсии могут включаться также в классификационную группу по месту проведения. Кроме этого, экскурсии по месту проведения принято делить на следующие группы: музейные, городские, загородные, в пути следования.

Музейным экскурсиям свойственно обслуживание туристов согласно профилю музея, т. е. его отношению к определенной отрасли производства, культуры, искусства и др.

Городские экскурсии могут быть обзорными и тематическими, посвященными показу частей или всего города в целом.

Загородные экскурсии могут проводиться: в конечном пункте следования; в сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте. По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Экскурсионная информация в пути следования группы в отличие от экскурсии имеет особенности: первоочередность рассказа по сравнению с показом; информация носит интересный справочный характер о районе, области, республике, жизни и деятельности людей данного края; в информации не используется материал тех экскурсий, которые предусмотрены в конечных пунктах назначения.

По форме проведения выделяют следующие экскурсии: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.

Учебные экскурсии следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение особенно актуально для слушателей различных курсов, семинаров, учащейся молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин. Для того чтобы экскурсия действительно стала органической частью учебно-воспитательного процесса, в начале и конце каждого этого мероприятия вводятся необходимые логические переходы, связывающие их между собой. По окончании экскурсии подводятся итоги, формулируются новые задачи.

Рекламные экскурсии проводятся с целью включения в обслуживание населения новых маршрутов, презентации туристских предприятий.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп туристов. В этом качестве могут выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация.

К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму получения знаний в аудитории в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории используются явления действительности и естественные условия (природа, предприятия, музеи, выставки и т.д.). Причем для их проведения можно привлекать специалистов.

Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 2 автобусах и более или на других транспортных средствах.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Пешеходные экскурсии становятся все более популярными вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневренность группы на маршруте, дают возможность участникам этого мероприятия глубже изучить, исследовать объекты, представить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии — логический, последовательный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных —10—12 км. Пешеходную экскурсию не следует превращать в прогулку с элементами пассивного отдыха. Незначительные денежные затраты для организации и проведения пешеходных экскурсий готовит им хорошее будущее.

Для проведения экскурсий с использованием транспорта могут применяться автобусы, наземный и подземный транспорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и др.

Экскурсии с использованием транспортных средств носят характер массовости и требуют тщательной проработки маршрута, оценка полезности которого может быть получена с помощью коэффициента познавательности.

Комбинированные экскурсии позволяют сочетать в себе два их вида: в экскурсию с использованием транспортных средств включаются пешеходные. Такое сочетание чаще всего присуще обзорным и загородным, не исключая и все другие виды экскурсий.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединенные общим названием). Такая их классификация имеет большое значение для организации экскурсионной деятельности туристскими предприятиями, способствует специализации экскурсоводов, содействует качественной подготовке, разработке мероприятий и их проведению.

В основе проведения экскурсии лежит принцип: от показа к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являются основой экскурсии.

Экскурсионный анализ — это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный и производственно-экономический.

Прием зрительной реконструкции необходим для мысленного восстановления первоначального объема объектов. Данный прием используется при показе: памятных мест, где происходили знаменательные события; зданий и мест, связанных с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным сохранившимся деталям экскурсовод восстанавливает первоначальный облик объекта. Если постройка вообще не сохранилась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фотографии, схемы, репродукции картин и т.д.

Прием локализации событий — это способ показа исторического события, явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали.

Прием зрительного сравнения основывается на сравнении объектов по  сходству или различию между ними.

Показ наглядных пособий позволяет восполнить недостающий зрительный ряд или более конкретно воспринять экскурсионный объект и связанные с ним события. Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм "Аспект-Пресс", М., 2001
  2. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки "Герда", М., 2001
  3. Гуляев В.Т. Туристские перевозки М., Финансы и статистика 1998
  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1980.
  5. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
  6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма Финансы и статистика, М., 2000
  7. Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий М.: ЮНИТИ, 2001.
  8. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсий М.: Профиздат, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Экскурсии: сущность, виды, функции, классификация