Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:51, курсовая работа
Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания
1.1 Комплекс задач экскурсионного обслуживания……………………………4
1.2 Сущность, структура и содержание экскурсии……………………………. 6
Глава 2. Экскурсионное обслуживание.
2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания…………………………10
2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании………………..12
Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ……………………………………………………………...14
Глава 4. Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград………………………………………………………………………..17
Заключение
Список литературы…………………………………………………………….22
Введение
Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания
1.1 Комплекс задач экскурсионного обслуживания……………………………4
1.2 Сущность, структура и содержание экскурсии……………………………. 6
Глава 2. Экскурсионное обслуживание.
2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания…………………………10
2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании………………..12
Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ……………………………………………………………...14
Глава 4. Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград………………………………………………………
Заключение
Список литературы……………………………………………………
Актуальность темы. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов (РОТ). Перед революцией издавалось несколько журналов, посвященных экскурсиям, таких как «Экскурсионный вестник» (Москва, 1914-1916), «Русский экскурсант» (Ярославль, 1914-1917) .
В настоящее время экскурсионная деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [8] и другими нормативно-правовыми актами. Так, в указанном Законе экскурсант определяется как лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика. Соответственно экскурсовод (гид) определяется как профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности.
Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания.
1.1 Комплекс задач экскурсионного обслуживания.
Экскурсия – туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста или экскурсанта.[1]
Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.
Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания.
Каждая форма организации экскурсионного обслуживания — это совокупность направленных действий, имеющих конкретную цель — удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов Целенаправленный характер работы по охвату населения экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:
место проживания;
учебные заведения, учреждения, предприятия;
турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;
клубы, дома и дворцы культуры;
семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;
аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:
объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);
количество экскурсантов (туристов);
прибыль от реализованных услуг.
Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:
номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;
перечень тем экскурсий;
картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;
список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов.
Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:
-транспортных предприятий (автохозяйств, автостанций, железнодорожных вокзалов, аэропортов, портов и т.п.);
средств размещения;
предприятий питания;
культурно-просветительных учреждений (музеев, концертных залов, театров и др.), посещение которых предусмотрено организаторами экскурсий;
предприятий, являющихся объектами посещения и показа;
с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экскурсии.
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжающими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием к последнему со стороны государства.
1.2 Сущность, структура и содержание экскурсии.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следующие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:
наличие темы, цели и конкретных задач;
наличие группы или индивидуального экскурсанта;
наличие экскурсовода; » протяженность во времени;
показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения; » целенаправленность осмотра;
передвижение по заранее разработанному маршруту.
В основу экскурсии положены следующие принципы:
научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;
идейность;
правдивость;
связь теории с практикой;
доходчивость;
убедительность;
Экскурсии выполняют следующие функции:
экономическую;
идейно-политическую;
общеобразовательную;
информационную;
воспитательную;
организации содержательного отдыха;
расширения кругозора; » формирования интересов человека;
специализированную (подготовки и переподготовки кадров).
Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:
выбор темы;
отбор и изучение источников;
создание новой экскурсии на избранную тему;
подготовка для ее проведения.
Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее главная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соответствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:
индивидуальность;
точность;
образность;
легкость воспроизведения и запоминания;
благозвучие.
Совокупность нескольких тем или большая их группа представляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторонность, связь с современностью. Непосредственный процесс создания экскурсии состоит из следующих основных этапов:
определение цели экскурсии и ее задач;
подбор, изучение литературных и других источников информации;
отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и дополнительных);
разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);
составление контрольного текста экскурсии;
выбор методических приемов ведения;
составление методической разработки;
подготовка вариантов индивидуального текста;
заключение о тексте и методической разработке;
проведение пробной экскурсии, ее утверждение.
Разработку экскурсий проводят в соответствии с их классификационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками:
состав участников;
содержание;
тематика;
место проведения;
формы проведения;
способ передвижения; » цикличность.
По составу участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц:
детей (школьников младших классов);
взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);
городских жителей;
сельских жителей;
местного населения;
приезжающих туристов;
индивидуалов.
Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они многотемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.
Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.
Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (экология города, определенной местности и т.д.), но и подразделяются на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.
Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; археологические; этнографические. Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыслы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).[3]
Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:
1. Список использованных источников, включающий не только литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, записи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).
2. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности.
3. Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фрагменты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания окружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).
4. Схема маршрута — путь следования экскурсионной группы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их наблюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.
5. Комплект наглядных пособий - «портфель экскурсовода» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.
Информация о работе Экскурсионная программа на примере города –героя