Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 19:51, курсовая работа
Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- провести анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность экскурсионного обслуживания
1.1 Комплекс задач экскурсионного обслуживания……………………………4
1.2 Сущность, структура и содержание экскурсии……………………………. 6
Глава 2. Экскурсионное обслуживание.
2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания…………………………10
2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании………………..12
Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ……………………………………………………………...14
Глава 4. Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград………………………………………………………………………..17
Заключение
Список литературы…………………………………………………………….22
6. Методическая разработка — основной документ экскурсии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрываются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рассказа, производятся указания по ведению экскурсии и дифференцированному обслуживанию.(Приложение 1.)
7. Материалы экскурсий объединяют: картотеки справочных и других источников информации; подготовительные материалы по теме — рефераты, копии документов, выписки, цитаты; картотеки экскурсионных объектов — основных и дополнительных.
8. Картотека экскурсоводов, проводящих экскурсию по данной теме. Здесь содержатся сведения о проведенной экскурсоводами пробной экскурсии: когда проведена, кем одобрен и утвержден индивидуальный текст, кем выдан документ (сертификат), дающий право на проведение экскурсии.
Глава 2. Экскурсионное обслуживание.
2.1 Дифференциация экскурсионного обслуживания
Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация экскурсионного обслуживания решает следующие задачи:
способствует максимальному удовлетворению разносторонних запросов экскурсантов;
содействует изысканию резервов по расширению тематики экскурсионного обслуживания;
повышает качественный уровень и эффективность всей экскурсионной деятельности.
Решение данных задач требует научно-методического, организационного и кадрового обеспечения. Поэтому важно определить основные критерии дифференциации экскурсионного обслуживания. Исходя из социальной структуры общества, такими критериями будут являться:
социально-демографические и социально-профессиональные (пол, возраст, национальность, род деятельности);
социально-психологические (направленность интересов, традиции коллектива, мода, привычки);
личностно-характерологические (характер, темперамент и т.д.).
Выявление наиболее существенных признаков, позволяющих
создать определенную типологию экскурсантов по отношению их к экскурсии как определенному виду услуг, дает возможность разрабатывать эффективные системы управления досугом различных групп населения и гостей страны. Впервые группировку экскурсантов предложил Б.В. Емельянов путем использования такого основного критерия, как устойчивость интереса людей к экскурсии. Такая постановка вопроса позволяет определить и основные критерии экскурсантов, выделить конкретные группы их обслуживания.
Экскурсант — участник экскурсии (организованной группы или индивидуал), занятый под руководством специалиста наблюдением и изучением определенных памятников и достопримечательных мест по заранее выбранной теме в соответствии со своими интересами.[4] По отношению экскурсантов к проводимой экскурсии как форме культурного досуга и пополнения знаний в процессе ознакомления, наблюдения и изучения окружающей действительности сложились следующие их основные категории:
хотят всё знать, для них каждая экскурсия — открытие;
уточняют свою точку зрения (как правило, посещают экскурсию по определенной теме);
используют экскурсию как вид досуговой деятельности.
На современном этапе развития экскурсионной деятельности все большее распространение получает обслуживание индивидуалов, хотя по своему существу экскурсия рассчитана обычно на группу участников.
Экскурсионная группа — временное сообщество людей, сформированное с целью получения конкретных экскурсионных услуг с учетом следующих определенных признаков:
-возраст: дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры;
-род занятий: педагоги, медицинские работники, рабочие, архитекторы, учащиеся и др.;
-вид досуговой деятельности для любителей: театра, музыки, кино, фото и других видов искусства, коллекционирования, природы и др.;
-формы обучения: семинары, курсы, конференции, факультативы, секции и т.п.;
-место проживания: горожане, сельчане, местное население, туристы.
Дифференциация экскурсионного обслуживания с учетом указанных признаков дает возможность варьировать тематикой экскурсий, реализуя вербальный (словесный) и невербальный (зрительный ряд, наглядные пособия) материал различной степени сложности, выполняя одно из основных требований экскурсионной деятельности — учет запросов и интересов различных категорий участников экскурсии.
Общие требования к экскурсиям и условиям экскурсионного обслуживания подразделяются на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся: безопасность жизни и здоровья экскурсантов; сохранность их имущества; охрана окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры). К рекомендуемым требованиям экскурсионного обслуживания, относятся: комфортность; комплексность; эргономичность; этичность; привлекательность. Соблюдение вышеуказанных требований способствует качественному уровню оказания экскурсионных услуг, комплекс которых можно рассматривать с точки зрения основных и дополнительных.
2.2. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании.
Экскурсовод — специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.[2]
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:
интеллектуальностью;
индивидуальностью;
ответственностью;
личным достоинством;
активной жизненной позицией.
В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей:
конструктивные;
организаторские;
коммуникативные.
Конструктивные способности находят свое отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его. до слушателей с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
Организаторские способности определяются умением сочетать экскурсоводческое мастерство с руководством экскурсионной группой.
Коммуникативные способности выражаются в умении экскурсовода организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми партнерами по общению (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.) было полное взаимодействие и взаимопонимание.
К должностным обязанностям экскурсовода относят:
хорошее знание содержания проводимых экскурсий и путевых экскурсионных информации;
владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
подготовка текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;
своевременное обновление используемых при проведении экскурсий (путевых информации) данных, внесение изменений и дополнений в контрольный текст экскурсии (путевой информации);
участие в разработке новых тем и маршрутов экскурсии;
освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;
участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, семинарах;
участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензирование текстов экскурсий (путевых информации);
выступление с сообщениями о роли экскурсий, пропаганда и реклама экскурсий;
соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); информирование экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия); принятие мер безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путешествий);
оформление в установленном порядке документов на экскурсионное обслуживание.
Глава 3. Гражданско-правовое регулирование экскурсионной деятельности в РФ.
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»
Настоящий стандарт был введен 1 января 1995 г, устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг.
В данном Государственном стандарте даются ссылки на нормативы, закрепленные законодательными актами.
ГОСТом вводятся определения, касающиеся разработки туристских услуг:
- разработчик - предприятие или гражданин-предприниматель,
осуществляющий разработку проекта туристской услуги;
- описание туристской услуги - информация об основных
характеристиках туристской услуги и условиях обслуживания;
- тур - набор туристских услуг с конкретными сроками начала и
окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному
потребителю. В проектировании туристского путешествия тур имеет
значение проектировочного модуля;
- программа обслуживания клиентов - перечень услуг,
достопримечательных и досуговых событий, предоставляемых туристам
в определенных последовательности, времени, месте и условиях
обслуживания;
- туристский маршрут - предварительно намеченный путь туристского
похода (экскурсии, путешествия), характеризующийся определенным
порядком перемещения туристов по географическим точкам;
- туристская трасса - утвержденный и соответствующим образом
оборудованный маршрут;
- технологическая карта экскурсии - технологический документ,
определяющий логическую последовательность осмотра
достопримечательных объектов на маршруте. Технологическая карта
включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов
экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположения
остановок, точек обзора и т.д.), основные творческие задачи
экскурсовода на каждом этапе. Это необходимо при разработках
программ по внутреннему и въездному туризму;
- технологическая карта туристского путешествия - технологический
документ, определяющий содержание программы и условия
обслуживания туристов на конкретном маршруте;
- контрольный текст экскурсии - технологический документ,
включающий научное, актуализированное содержание информации,
предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста
экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий
особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам
конкретных экскурсантов;
- «портфель экскурсовода» - комплект информационных материалов
(фотографии копий документов, географических карт, схем, репродукций
с картин и др.) используемых экскурсоводом в ходе экскурсии.
Рассмотрим общие требования к проектированию услуг.
Проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», безопасность жизни, здоровья и имущества туристов. охрану окружающей среды.
Проектные документы, разрабатываемые на туристские услуги, предприятия и объекты туристского обслуживания (гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники и др.) должны пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Проектирование туристской услуги осуществляется в следующее последовательности:
- установление нормируемых характеристик услуги;
- установление технологии процесса обслуживания туристов-
- разработка технологической документации;
- определение методов контроля качества;
- анализ проекта;
- предоставление проекта на утверждение.
ГОСТ указывает требования к документации, детализирующей требования к процессу обслуживания туристов, которая должна содержать:
- описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- характеристику процесса обслуживания туристов;
- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
- количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки;
- договорное обеспечение поставок услуг;
- гарантии;
- необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, др.).
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы: технологические карты, инструкции, правила, регламенты.
Глава 4. Экскурсионная программа на примере города –героя Волгоград.
Программа 1 дня. (на собственном транспорте).
I день
Встреча группы.
Обзорная экскурсия по городу с посещением памятника – ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане (Центральная Набережная).
Посещение Музея - панорамы «Сталинградская битва»: осмотр музея военной техники под открытым небом и исторического заповедника «Руины мельницы К.Н. Грудинина», Дом Павлова.
Обед.
Посещение Планетария.
Свободное время.
ГРУППА | ЦЕНА ТУРА,РУБ | ЦЕНА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА,РУБ
|
10+1 | 7 216
| 721
|
15+1 | 9 791 | 652 |
20+2 | 12 940 | 647 |
30+3 | 18 664 | 622 |
40+4 | 24 390 | 609 |
Информация о работе Экскурсионная программа на примере города –героя