Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:09, дипломная работа
Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. В отечественной и зарубежной науке уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права достаточно широко изучены проблемы эффективности различных видов досрочного освобождения.
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Институт амнистии в уголовном праве России…………………...7
1.1. Историческое развитие института амнистии ………………………………7
1.2. Законодательная и правоприменительная практика амнистии ………….16
Обстоятельства, исключающие применение амнистии…………….….26
Глава 2. Понятие и юридическая природа помилования по УК РФ……30
2.1. История помилования в России………………………………………..…..30
2.2. Уголовно – правовая характеристика помилования……………………...37
2.3. Порядок применения помилования…………………………………….….46
Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах ……………………………………………………….….59
Заключение……………………………………………………………………...68
Источники и литература………………………………………………………72
Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ (ее называли «комиссией Анатолия Приставкина»). Комиссии было поручено предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия существовала до 28 декабря 2001 г., когда она была упразднена Указом Президента № 150046.
Указ предусматривал образование комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ. Им же было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
Новое положение имеет
как плюсы, так и минусы. К плюсам
можно отнести большую
Что касается минусов, то они более очевидны. Во – первых, это существенное увеличение сроков рассмотрения ходатайств. Когда была комиссия Анатолия Приставкина, по существующим правилам в течение 10 дней начальник колонии должен был направить в Москву ходатайство осужденного о помиловании. Здесь от получения ходатайства до решения вопроса - отклонить или помиловать - проходило полтора-два месяца. Сейчас только внутри субъекта Федерации этот вопрос решается около 3 месяцев.
Во – вторых,
новый порядок может
В – третьих, осуществление помилования по новому положению может носить и политический характер. Например, представления о помиловании неугодных федеральным властям губернаторов будут отклоняться, и, наоборот, представления прокремлевских региональных властей в большинстве случаев будут удовлетворяться.
Указ существенно изменил порядок рассмотрения ходатайств о помиловании. Если исходить из буквального текста Указа и утвержденного им Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, он регламентирует, главным образом, рассмотрение ходатайств осужденных к лишению свободы и отбывших наказание, ходатайствующих о снятии судимости. Это не означает, конечно, что осужденные к другим мерам наказания не вправе просить о помиловании.
В связи с вышеизложенным довольно интересной и сложной является проблема определения субъектов инициирования помилования осужденных.
В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство закрепляет двух субъектов обращения с ходатайством о помиловании: это осужденный (ст. 176 УИК РФ) и администрация исправительного учреждения (ч. 5 ст. 113 УИК РФ). Рассмотрим их по порядку.
Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Это может быть администрация исправительного учреждения, дисциплинарной воинской части, исправительного центра, арестного дома, уголовно-исполнительной инспекции, службы судебных приставов. Дальнейшее прохождение ходатайства должно было регламентироваться Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 года N 1500, утвердившим Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Однако нормы данного Положения рассчитаны на рассмотрение ходатайств лиц, отбывающих лишение свободы. Особенности рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества, а также осужденных военнослужащих в данном нормативном акте упущены.
Как же восполнить данные пробелы в законодательстве? Во – первых, можно внести в Указ Президента РФ № 1500 поправки, касающиеся рассмотрения ходатайств осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также осужденных военнослужащих.
Во – вторых, можно
принять специальный
Необходимость разработки и принятия федерального закона продиктована рядом обстоятельств.
Во-первых, необходимостью дальнейшей реализации принципов правового государства, поставившего во главу приоритет личности человека, его права и свободы. Дело в том, что статья 50 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого обращаться с просьбой о помиловании к Президенту Российской Федерации. Это право основывается на положениях международных актов, в частности Международного пакта о гражданских и политических правах, где в статье 6 указывается, что каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора.
Реализация конституционного права на рассмотрение обращений о помиловании должна осуществляться на основе норм федерального закона, а не подзаконных нормативных актов. Это связано с тем, что применение помилования нередко связано с установлением ограничений в реализации права осужденного на обращение с соответствующей просьбой. В качестве такого ограничения традиционно предусматривается норма, в соответствии с которой в случае отклонения ходатайства о помиловании повторное обращение допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании. Данная норма социально обусловлена и необходима, однако при нахождении ее в Указе Президента РФ нарушается конституционный принцип, согласно которому ограничение конституционных прав граждан допускается только федеральным законом.
Во-вторых, необходимостью обеспечения единства и стабильности политики в области применения помилования осужденных. Перегибы в практике помилования осужденных во многом объясняются отсутствием единого законодательного акта, отражающего согласованную волю законодательной, исполнительной и судебной власти. Федеральный закон о помиловании должен гарантировать, с одной стороны, право Президента РФ на помилование осужденных. С другой стороны, право осужденных на объективное, справедливое рассмотрение его ходатайства о помиловании.
В соответствии с Положением поступившее от осужденного ходатайство регистрируется и в течение 20 дней направляется с приложением необходимых документов в территориальный орган уголовно- исполнительной системы РФ. К ходатайству прилагаются копии приговоров и других судебных документов по делу, справки о состоянии здоровья осужденного и о возмещении им материального ущерба, причиненного преступлением, данные о предыдущих ходатайствах о помиловании осужденного и о применении к нему амнистий, помилования и условно-досрочного освобождения, анкета и представление администрации учреждения, где отбывает наказание осужденный, с характеристикой осужденного и указанием мнения администрации о возможности помилования.
Таким же образом будут направлять ходатайства о помиловании осужденные к ограничению свободы и аресту.
Лица, отбывшие наказание и ходатайствующие о снятии судимости, а также отбывающие меры наказания, не связанные с лишением свободы, обращаются непосредственно в комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту их жительства.
Ни в упомянутом Указе,
ни в Положении о порядке
Территориальный орган уголовно- исполнительной системы проверяет наличие необходимых документов и не позднее чем через 7 дней со дня получения представляет ходатайство со всеми приложениями в комиссию по помилованию.
Комиссии дается 30 дней для рассмотрения ходатайства, подготовки заключения о целесообразности или нецелесообразности применения помилования к данному лицу и передачи его высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительною органа государственной власти субъекта РФ).
Что касается самих комиссий, то их образование регламентируется как Указом Президента № 1500, так и принимаемыми на уровне субъекта РФ нормативными актами. К примеру, в Пензенской области действует Постановление Губернатора Пензенской области от 7 февраля 2002 г. № 60 «Об образовании комиссии по вопросам помилования на территории Пензенской области» (вместе с Положением). Данное Положение во многом дублирует нормы Указа Президента РФ, например:
1. В состав комиссии входят не менее 11 человек;
2. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию.
3. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим.
4. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года.
Указанное должностное лицо не позднее 15 дней со дня получения ходатайства со всеми документами вносит представление Президенту РФ о целесообразности или нецелесообразности помилования обратившегося лица. Список лиц, рекомендованных к помилованию высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в месячный срок со дня принятия решения указанным лицом подлежит опубликованию в средствах массовой информации данного субъекта РФ. Могут быть опубликованы и мотивы такого решения.
Полученные документы
рассматриваются Управлением по
вопросам помилования Администрации През
При рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президентом РФ принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого наказания; совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, существенные для рассмотрения ходатайства.
Источники получения информации об осужденном могут быть различными. Многие сведения сообщаются самими осужденными и их родственниками, возбуждающими ходатайства (при необходимости они подлежат проверке). Во всех случаях, когда ходатайство касается лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, необходимые документы направляет администрация исправительного учреждения.
Все инстанции, рассматривающие
ходатайства о помиловании, при
необходимости могут
Если Президент принимает решение о помиловании лица — издается указ, в котором указывается, в какой форме применено помилование к данному лицу. В течение двух дней указ направляется для исполнения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в МВД России, территориальный орган уголовно - исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание. Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторное рассмотрение ходатайства допускается не ранее чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.
Вот так в общем
виде предстает процедура
Информация о работе Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права