Содержание
1. Введение………………………………………………………………3
2. Вопрос № 1. Понятие
вовлечения несовершеннолетнего
в преступную деятельность…………………………………………………………….6
3. Вопрос № 2. Способы
вовлечения несовершеннолетнего
в преступную деятельность……………………………………………………………11
4. Вопрос № 3. Квалифицирующие
признаки……………………….14
5. Заключение………………………………………………………….20
6. Список используемой
литературы………………………………...21
Введение
В настоящее
время особую актуальность приобретает
проблема воспитания подрастающего
поколения, как на общественном,
так и на государственном уровне.
Российское государство считает
детство важным этапом жизни
человека и исходит из принципов
приоритетности подготовки детей
к полноценной жизни в обществе,
развития общественно значимой
и творческой активности, воспитания
в них высоких нравственных
качеств, патриотизма и гражданственности.
Однако
в условиях обострившихся социальных
проблем, связанных с падением
жизненного уровня, углубляющимся
расслоением общества, распадом
системы трудоустройства, низким
финансовым обеспечением образовательных
и спортивно-оздоровительных учреждений,
подростки все чаще попадают
под влияние криминальной среды.
С каждым годом растет число
преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Так, согласно официальным статистическим
данным, в январе 2009 года на территории
Российской Федерации зарегистрировано
245,3 тыс. преступлений, из числа
которых каждое девятнадцатое
(5,3%) совершено несовершеннолетними
или при их соучастии.
Однако
эти данные не отражают всего
объема случаев, когда фактически
имели место подстрекательские
действия со стороны взрослых
лиц и случаи вовлечения несовершеннолетних
в совершение преступления, которые
также широко распространены. Так,
согласно официальным статистическим
данным, в 2005 году было зарегистрировано
16570 случаев вовлечения несовершеннолетнего
в совершение преступления, в
2006 году - 10302, в 2007 году - 9477, в 2008 году
- 9356, в январе 2009 году - 469 случаев.
При этом самым тревожным
является то, что положение дел
с подростковой преступностью, процессы
ее развития и преобладающие тенденции
в ближайшей перспективе будут
в значительной мере определять воспроизводство
преступности в целом.
Среди факторов,
создающих эти тенденции, следует
выделить также увеличение числа
несовершеннолетних, оказавшихся без
надлежащего родительского попечения,
находящихся в зоне криминального влияния
внутри семьи или ближайшего бытового
окружения. Исследования последних лет
свидетельствуют, что рост преступности
несовершеннолетних во многом обусловлен
криминогенным влиянием на них взрослых,
для реализации криминальных интересов
которых подростки вовлекаются в преступную
деятельность.
Исходя
из этого, научный и практический
интерес представляют уголовно-правовые
и криминалистические проблемы,
связанные с этими процессами.
Вовлечение несовершеннолетних
в преступную деятельность как криминалистическая
проблема достаточно сложна. Особенно
сложен и недостаточно разработан вопрос
о криминалистической характеристике
и методике расследования вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность.
В работах Бабаева ММ., Ветрова
Н.И., Долговой А.И., Кудрявцева В. Н, Овчинникова
B.C., Панкратова В.В, Примаченка А.А., Худякова
Е.А., Филинкова Л.Г., Яблокова Н.П. и
других рассматривались уголовно-правовые
и отдельные криминалистические
проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних
в преступную деятельность. Однако
они не могли учитывать сложившуюся
в последние годы в России криминальную
ситуацию - качественно новую как
по масштабам преступных проявлений,
так и по степени их негативного
влияния на основополагающие процессы
жизнедеятельности граждан, общества
и государства. В связи с этим
криминалистический аспект проблемы вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений,
прикладное изучение специфики расследования,
личностных характеристик вовлекателей
и вовлеченных, способов вовлечения,
анализ структуры и динамики этой
категории преступлений в настоящее
время требует нового осмысления
и научной разработки.
Изложенные обстоятельства,
наряду с практической потребностью
в выявлении особенностей личностных
качеств вовлекателя и вовлеченного
в совершение преступления несовершеннолетнего,
способов вовлечения, систематизация
и использование этих данных для повышения
качества расследования, обусловили актуальность
и выбор темы дипломной работы.
Вопрос № 1. Понятие
вовлечения несовершеннолетнего в
преступную деятельность
Современная
криминальная ситуация в России
обусловила интерес законодателя
к проблеме охраны интересов
формирования личности несовершеннолетнего,
свидетельством чего выступает новая
редакция статьи, предусматривающей ответственность
за вовлечение несовершеннолетнего в
совершение преступления, а также принятие
Пленумом Верховного Суда Российской
Федерации 01 февраля 2011 г. постановления
№ 1 "О судебной практике по делам о
преступлениях несовершеннолетних".
Данное
Постановление наряду с разъяснением
общих вопросов уголовной ответственности
несовершеннолетних содержит ряд
рекомендаций относительно квалификации
вовлечения несовершеннолетнего
в совершение преступления и
антиобщественных действий, однако
понятия "вовлечение несовершеннолетнего
в преступную деятельность" найти
так и не удалось. Так что
же понимается под понятием "вовлечение
несовершеннолетнего в преступную
деятельность"?
Итак, под
вовлечением несовершеннолетнего
в совершение преступления следует
понимать преступление против
семьи и несовершеннолетнего,
предусмотренное ст.150 Уголовного
кодекса РФ и заключающееся
в вовлечении несовершеннолетнего
в совершение преступления путем
обещаний, обмана, угроз или иным
способом, совершенное лицом, достигшим
18-летнего возраста.
Расширительное
толкование понятия вовлечения (в
данном случае в преступную
деятельность) дает С.С. Яценко, понимая
под вовлечением "действия, направленные
на подготовку несовершеннолетнего
к участию в преступлениях
(например, обучение воровским приемам,
пропаганда "романтики" преступной
жизни), подстрекательство его к
совершению одного или нескольких
конкретных преступлений, либо на
привлечение его к совершению
преступлений в качестве соисполнителя
или пособника". При этом он
подчеркивает, что "предложение
взрослого несовершеннолетнему
совершить преступление является
формой психического воздействия".
Различные модификации приведенных
определений понятий вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность
чаще всего сводились лишь к более
кратким формулировкам. В частности, по
мнению А.А. Игнатьева, "вовлечение в
преступную деятельность выражается в
таких действиях, которые или возбуждают
у несовершеннолетнего стремление к совершению
преступлений или объективно втягивают
его в участие в преступной деятельности".
Еще короче формулирует понятие вовлечения
Г.С. Мауленов: "… вовлечение несовершеннолетних
в преступную деятельность - это действия
взрослого лица, направленные на формирование
желания (стремления) у несовершеннолетнего
участвовать в совершении одного или нескольких
преступлений".
В некоторых
конструкциях понятия вовлечения
несовершеннолетнего в преступную
деятельность подчеркивается мысль
об исключительной ролевой функции
вовлекателя. Так, по мнению
Б.В. Сидорова, "вовлекатель, - по
смыслу закона, - это "инициатор"
преступления, совершаемого несовершеннолетним,
но не в смысле необычной
его изворотливости и активности,
степени участия в преступлении,
а, прежде всего, с позиций
той ведущей роли, какую он
играет как лицо, втянувшее подростка
в преступление или преступную
деятельность".
Важно отметить,
что отельные авторы придерживаются
мнения, что вовлечение несовершеннолетних
в преступную деятельность должно
предполагать такую в буквальном
смысле. Так, подчеркивается, что
вовлечение обычно предполагает
вовлечение не в одно конкретное
преступление, а вообще в преступную
деятельность (совершение нескольких
преступлений). С такой позицией
трудно согласиться, так как
толкование понятия вовлечения
несовершеннолетнего в преступную
деятельность как склонения их
к совершению ряда преступлений
фактически сужает состав данного
преступления. Это может привести
к уклонению от уголовной ответственности
за склонение несовершеннолетнего
к одному преступлению. Таким
образом, в теории и практике
утвердилась позиция, что под
вовлечением несовершеннолетнего
следует понимать деятельность,
направленную на возбуждение у него желания
(стремления) участвовать в совершении
одного или нескольких преступлений.
Криминалистическую
характеристику вовлечения несовершенно-летних
в совершение преступлений составляют
следующие основные данные о:
1) подготовительных действиях
по вовлечению несовершенно-летних
в преступную деятельность;
2) способах вовлечения;
3) обстановке, месте и
времени противоправного действия;
4) личностных свойствах
несовершеннолетних, вовлеченных в
совершение преступлений;
5) личностных свойствах
вовлекателей и др.
Рассмотрим
данные о подготовительных действиях
по вовлечению несовершеннолетних
в преступную деятельность.
Для вовлечения
несовершеннолетнего в совершение
противоправных деяний преступники
реализуют комплекс разнообразных
подготовительных действий. Содержательно
они, как правило, направлены
на:
1) ослабление или устранение
контроля подростка над своими
действиями (совместное потребление
спиртных напитков, наркотических
средств, одурманивающих веществ,
лекарственных препаратов) - более
65 %;
2) подбор подростков, которых
с наибольшей степенью ответственности
можно вовлечь в совершение
преступлений (их выбор в подавляющем
большинстве случаев (55 %) приходится
на несовершеннолетних, ранее совершавших
противоправные деяния являющих
интерес к преступной жизни);
3) поиск объекта преступного
посягательства, распределение ролей
между несовершеннолетними и
т.п. - 30 %;
4) вызов (привитие) любопытства
(интереса) к специфике преступной
жизни (как правило, это осуществляется
путем проведения бесед, демонстрацией
бесстрашия, негативного отношения
к правоохранительным органам,
преимуществ воровских традиций
над правовыми нормами и т.п.
- 20 %);
5) изготовление, приобретение,
приспособление орудий и средств
(в том числе транспортных) совершения
преступления, обучение несовершеннолетних
навыкам их использования в
конкретных условиях (10 %) и др.
Для достижения
преступных целей взрослые умело,
ориентируясь на конкретные жизненные
ситуации, используют такие личностные
качества несовершеннолетних, как
внушаемость, податливость уговорам
и угрозам, недостаток жизненного
опыта, неспособность критически
оценить поведение других лиц
и свое собственное, ложно понимаемое
чувство товарищества, солидарности
и т.п.
Вместе
с тем особую роль играют
данные об обстановке, месте и
времени приобщения несовершеннолетних
к преступлениям.
Выбор места
осуществления подстрекательских
действий в большей мере связан
с эмоциональными компонентами
и зависит от характера связей
с вовлекаемым несовершеннолетним,
видом преступной деятельности,
личностными качествами несовершеннолетнего
и т.п.
В двух
случаях из трех взрослые вовлекают
подростка в преступную деятельность
по месту своего жительства
или ее совместно проводимого
досуга. В местах учебы или
работы - в одном случае из пяти.
В неустановленных местах подстрекательские
действия выполнены в каждом
десятом случае.
Как показывают
исследования, в вечернее и ночное
в (в промежуток времени с
20 до 2 часов) во время проведения
досуга совершаются около 75 % вовлечений,
около 25 % - в, дневное и вечернее
время (промежуток времени с
10 до 16 часов. Продолжительность
промежутка времени, во время
которой осуществляются действия
по вовлечению, во многом зависит
от личности вовлекателя, личностных
качеств несовершеннолетнего, необходимости
приобретения подростком определенных
навыков совершения и сокрытия
преступления.
Особое
внимание необходимо уделить
личностным свойствам несовершеннолетних,
вовлеченных в совершение преступления.
Вовлеченные в преступную
деятельность подростки в своей
массе характеризуются рядом
особенностей, среди которых выделяются:
отсутствие самостоятельности; наличие
стремлений к связям с представителями
криминальной среды; проявление особого
интереса к воровским традициям,
нормам неофициального поведения, подражание
им в обыденной жизни и т.п.
Вопрос № 2. Способы
вовлечения несовершеннолетнего в
преступную деятельность