Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 10:58, реферат
В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.
Введение
Глава 1. Характеристика категории «должностное лицо»
1.1. История законодательства о должностных преступлениях.
1.1. Понятие должностного лица.
Глава 2. Должностные преступления.
2.1. Понятие должностных преступлений.
2.2. Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность.
2.3. Превышение должностных полномочий.
Глава 3. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Характеристика категории «должностное
лицо»
1.1.
История законодательства о
1.1. Понятие должностного лица.
Глава 2. Должностные преступления.
2.1.
Понятие должностных
2.2.
Виды должностных преступлений:
квалификация и
2.3.
Превышение должностных
Глава 3. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
В настоящее время материальные ценности в нашем обществе приобрели большее значение нежели моральные. И в таких условиях поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных устоев.
Актуальность данной темы является в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные последствия, — как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.
В данной работе предполагается показать актуальность и чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.
Это и будет объектом данного исследования.
Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами таких авторов как: Б. В. Волженкин — «К вопросу о понятии должностного лица, как субъекта должностных преступлений»; П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов – «Взяточничество: понятие, причины, квалификация»; А. К. Ковисиния — «Должностные преступления»; А. В. Галахова — «Должностные преступления»; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис, С. Ш. Сагикян — «Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые и криминологические проблемы»; Н. И. Коржанский — «Квалификация следователем должностных преступлений».
Глава 1. Характеристика категории «должностное лицо»
1.1. История законодательства о должностных преступлениях
Законодательные акты первых лет Советской власти содержат указания на отдельные виды должностных преступлений, как правило, без определения признаков их составов.
Впервые четко упомянула о должностных преступлениях ст. 8 декрета СНК от 24.11.1917г. «О суде», которая отнесла к компетенции рабочих и крестьянских революционных трибуналов дела об опасных преступлениях, и в их числе – дела о злоупотреблениях чиновников.
В инструкции НКЮ от 19.12.1917г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях порядке ведения его заседаний» предусматривалось отнесение к компетенции революционного трибунала дел о лицах, «которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом».
Многое для уяснения понятия должностного преступления по уголовному праву того времени дает декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», определивший субъект этого преступления и предусмотревший основные признаки состава, а также и квалифицирующие обстоятельства. Декрет проводил различие между должностными лицами и прочими служащими, что сохранило свое принципиальное значение и в настоящее время.
Отдельные признаки должностных преступлений содержались также в циркуляре кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов». К ним относились:
а) использование общественного или административного положения для злоупотребления властью, предоставленной революционным народом;
______________________________
*А. В. Галахова. Должностные преступления. Москва. 2004.
*Курс Советского Уголовного права. Издательство «Наука». Москва. 1971. С. 30.
б) совершение деяния при исполнении (в момент исполнения) служебных обязанностей или с использованием в каком-либо отношении своего положения на советской службе. Постановлением утвердительно решался вопрос о возможности соучастия недолжностных лиц в совершении должностных преступлений.
Заметной вехой в борьбе с должностными преступлениями явилось Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского Съезда Советов от 8.11.1918г. «О точном соблюдении законов»,* призвавшее «всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».
Аналогичные цели преследовало и Постановление Совета Рабоче-Крестьянской обороны от 8.12.1918г. «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».*
Таким образом, в первые же месяцы существования Советской власти был издан ряд актов, направленных на борьбу с должностными преступлениями, а также на устранение условий, способствовавших совершению этих преступлений. В этих актах не было еще точного и исчерпывающего перечня признаков отдельных должностных преступлений, не во всех случаях определялись наказания за их совершение, но уже сами акты свидетельствовали о непоколебимой решимости Советского государства и партии вести непримиримую борьбу с должностными преступлениями, содействуя тем самым укреплению государственного аппарата.
О необходимости решительной борьбы с бюрократизмом, волокитой, халатностью говорилось также в принятой VIII съездом РКП (б) резолюции «По организационному вопросу».*
В Положении о Революционных Военных Трибуналах, принятом ВЦИК 20.11.1918г., уже более детально, чем в предшествующих актах, раскрывались признаки должностных преступных деяний. К ним относились: а) саботаж; б) превышение и
*СУ РСФСР, 1918, № 35, ст. 467.
*СУ РСФСР, 1918, № 98, ст. 929.
*«КПСС
в резолюциях и решениях
Бездействие власти при условии, если означенные деяния сопровождались существенным вредом для Республики или для дела революции, или же значительными убытками казны, или если могли сопровождаться указанными последствиями, не наступившими лишь случайно или ввиду принятых вовремя другими лицами предупредительных мер; в) присвоение, растрата или истребление вверенного по службе имущества; г) служебный подлог; д) вымогательство.*
Важное значение для решения вопросов об ответственности за должностные преступления имело принятие VIII Всероссийской конференцией РКП (б) нового Устава партии (декабрь 1919г.). В качестве мер за неисполнение постановлений высших организаций и другие проступки, признаваемые преступными общественным мнением партии, п. 51 Устава предусматривал, в частности, временное отстранение от ответственной партийной и советской работы и временное отстранение от всякой партийной и советской работы.* Тем самым подчеркивалась несовместимость совершения деяний, признаваемых преступными не только уголовным законом, но и общественным мнением партии (что важно подчеркнуть, т. к. уголовное законодательство в тот период ещё не было кодифицировано), с занятием ответственных должностей в партийном и государственном аппарате.
На устранение причины, способствовавших совершению должностных преступлений, был направлен декрет СНК от 30. 12.1919г. «Об устранении волокиты».* В декрете ВЦИК «Амнистия к 1 мая 1920г.»* предусматривалось, что амнистия не распространяется на «совершивших должностные преступления, явно дискредитирующие Советскую власть». 26.02.1921г. НКЮ РСФСР принял Постановление «Об усиленной ответственности должностных лиц за преступления, совершаемые при продовольственной работе»*, согласно которому, в частности, различались: а) превышение власти с явно корыстной целью;
————————————————————————
*СУРСФСР, 1919, № 58, ст. 549.
*«КПСС в резолюциях…», т. 2, ст. 133.
*СУ РСФСР, 1920, № 1-2, ст. 7.
*СУ РСФСР, 1920, № 34, ст. 163.
*СУ РСФСР, 1921, № 20, ст. 122.
б) превышение власти хотя и без корыстной цели, но сопровождавшееся дискредитированием Советской власти и имевшее важные последствия; в) преступное нерадение или бесхозяйственность, имевшие последствием порчу или гибель значительного количества заготовленных продуктов; г) иные преступные деяния, если совершение их обуславливалось совокупным действием нескольких лиц, а также если они носили организованный характер. Таким образом, и в этом акте содержались указания на необходимость учета тех отдельных признаков должностных преступлений, которые служили основой для индивидуализации ответственности.
Декретом СНК от 16 августа 1921г. «О борьбе со взяточничеством»* были внесены изменения в декрет «О взяточничестве от в мая 1918г. и уточнены признаки составов соответствующих преступлений, а также обстоятельства, усиливающие наказание за взятку. Положения декрета от 16 августа 1921г. в основном сохранились и в последующем законодательстве.
Борьбе с отдельными видами должностных преступлений были посвящены также декреты СНК от 14.12.1921г. «Об ответственности заведующих государственными кооперативами и частными предприятиями за уклонение от дачи в установленные сроки сведений, требуемых центральными и местными учреждениями»* и от 2.01.1922г. «Об ответственности должностных лиц за нарушение возложенных на них обязанностей по заготовке, хранению, доставке и использованию семенного материала»,* а также ряд других нормативных актов.
Первым законодательным актом, кодифицировавшим это законодательство, был Уголовный кодекс РСФСР 1922г. В нем должностные преступления предусматривались в главе II Особенной части непосредственно вслед за государственными преступлениями. Отдельные виды специальных должностных и иных преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения, были предусмотрены также в других главах Особенной части. 9 октября 1922г. был принят декрет ВЦИК и СНК «Об изменении текста ст. 114 УК»* предусматривавшей ответственность за взяточничество. Декрет усилил ответственность за получение и дачу взятки.
Декрет «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР»,* уточнив признаки составов должностных преступлений и повысив в отдельных случаях наказание, этот декрет вместе с тем заменил уголовную ответственность ответственностью дисциплинарной за злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти и халатное отношение к службе, совершенные
*СУРСФСР, 1921, № 60, ст. 421.
*СУ РСФСР, 1922, № 1, ст. 4.
*СУ РСФСР, 1922, № 5, ст. 54.
*А. А. Герцензон. Развитие социалистического уголовного законодательства до его кодификации. «Проблемы социалистического права», сб.4. Изд. «Сов. зак-во»,1938, с. 58.
*СУ РСФСР, 1923, № 48, ст. 479.
без отягчающих обстоятельств. Такое решение вопроса создавало широкие возможности для индивидуализации ответственности.
За время действия Уголовного кодекса РСФСР 1926г. в него был внесен ряд весьма существенных изменений и дополнений, в которых учитывалась судебная и прокурорская практика, а также задачи, стоявшие перед государством на определенных этапах его развития.
Важным актом для борьбы с должностными преступлениями было Постановление ЦИК и СНК СССР от 25.06.1932г. «О революционной законности»*, обращавшее внимание на «наличие все еще значительного числа нарушений революционной законности со стороны должностных лиц и искривлений в практике ее проведения, особенно в деревне».
27.03.1953г.
был издан Указ Президиума
Верховного Совета СССР «Об
амнистии».* 25.12.1958г. были приняты
Основы уголовного
После принятия уголовных кодексов был издан ряд законов и указов, внесших существенное изменения в разрешение вопросов ответственности за совершение должностных преступлений. К их числу относятся указы Президиума Верховного Совета СССР от 24.05.1961г. «Об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении плана»* и от 20.02.1962г. «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество»*, принятые Верховным Советом РСФСР 25.07.1962г. Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР»*, а также иные законы и указы, принятые в других союзных республиках.
Огромное принципиальное значение для дальнейшего укрепления советского государственного аппарата и улучшения его деятельности имеют Программа Коммунистической партии Советского Союза, а также материалы и решения XXII, XXIII, XXIV съездов КПСС. В Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул, что «уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека. Это тем более относится к деятельности должностных лиц. Любые попытки отступления от закона или обхода его, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут»*.
*СЗ СССР, 1932, № 50, ст. 298.
*«Ведомости Верховного Совета СССР», 1953, № 4.
*«Ведомости Верховного Совета СССР», 1961, № 22, ст. 225.
* «Ведомости Верховного Совета СССР», 1962, № 8, ст. 85.
*«Ведомости Верховного Совета СССР», 1962, № 29, ст. 449.
*«Материалы
XXIV съезда Коммунистической
1.2. Понятие должностного лица.
Понятие
должностного лица, как субъекта большинства
предусмотренных в главе 30 УК РФ преступление
дано в примечании 1 к статье 285: должностными
признаются лица, постоянно, или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:
-
характер выполняемых лицом
— правовое основание наделения его этими функциями;
— принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится лицо.
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т. д., но выполняющих иные, технические функции.