Закон, как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов .
Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача . Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение .

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..…..3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Закон как источник права………………………………………..…6
Применение законодательства……………………………………15
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…………………..........30
Список использованных источников и литературы……………...……...….32

Вложенные файлы: 1 файл

Закон как источник права ГОТОВАЯ.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская правовая академия Минюста  России»

Северный филиал

 

Юридический факультет

 

 

 

 

                           

 

                                           Курсовая работа

                Предмет: Теория государства и  права

               Тема: Закон как источник права

 

 

 

 

                                          Выполнила: студентка 1 курса, группы 111

                                                            Заочного отделения,

                                                            Давыдкова Анастасия Викторовна.

                                                            Проверил: Преподаватель Петров  Евгений 

                                                            Евгеньевич

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Петрозаводск 2012

 

                                                     Содержание

 

Введение……………………………………………………………...……..…..3

Глава 1 Теоретические  аспекты понятия закона как источника права…….6

    1. Закон как источник права………………………………………..…6
    2. Применение законодательства……………………………………15

Глава 2  Законодательство и законотворческий процесс…………………..17

          2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17

          2.2 Этапы  законодательного процесса в Российской Федерации…..22

Заключение…………………………………………...…………………..........30 
Список использованных источников и литературы……………...……...….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

         Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов1.

Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача2. Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение3. И все же сопоставление российского законодательства и норм различных международных документов свидетельствует не столько об отставании национального законодательства от международно-признанных стандартов, сколько об отсутствии действенного механизма обеспечения закрепленных в законе прав. Не раз уже высказывалась мысль о том, что подобное возможно потому, что российская законотворческая система ориентирована на удовлетворение государственно-политических интересов. В ее основе лежит преобладание обвинительных, публичных начал, инквизиционность. Следовательно, речь должна идти о создании качественно новой системы, которая была бы настолько стабильна, не зависима от политической конъюнктуры, от произвола органов и должностных лиц государства, чтобы в любое время могла обеспечить действенность механизма защиты прав и свобод личности. Делая попытку определиться в понятии механизма обеспечения прав в сфере законотворчества, прежде всего, следует оговорить структуру этого механизма. По определению, «структура», как понятие, отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств или, иначе говоря, это «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность». Не вдаваясь в глубину юридических подходов к проблеме определения означенного понятия, согласимся с тем, что в содержание его, во-первых, входит некоторое число элементов и, во-вторых, расположение этих элементов таково, что оно предполагает достаточно устойчивую связь их между собою, чем собственно и определяется целостность структурного образования. Попробуем определиться в количестве этих элементов и значимости каждого из них применительно к механизму защиты прав личности в законотворчества. Потребность в регулировании определенного круга общественных отношений возникла не одновременно с обществом4. От родоплеменных способов разрешения конфликтов, возникающих в ранней организации общества, до государственно-правовых форм обеспечения защиты общества и граждан государства таков длительный путь развития институтов законотворчества. Необходимость законотворческого порядка обеспечения разрешения конфликтной ситуации между государством и личностью, между обществом и лицом, совершившим преступное деяние, вопреки его устоям, осознана на достаточно ранних ступенях развития человеческого общества. Не просто ответить на вопрос о том, являлись ли простейшие способы разрешения конфликтов внутри общества, упоминаемые историками и юристами, изучавшими историю становления и развития законотворчества, например, процессуальными формами разбирательства уголовных дел. Одно бесспорно: обществу всегда было не безразлично, каким образом будет разрешен конфликт, какой будет процедура осуждения и наказания виновного. Наглядность, гласность процедуры могла свидетельствовать о справедливости возмездия (а точнее, определенному представлению об этом, сложившемуся в обществе) либо, напротив, о несправедливости наказания. Со справедливостью возмездия всегда связывалось представление о защищенности или незащищенности человека, ставшего жертвой преступления.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы.

           Объект работы: закон.

           Предмет работы: законотворчество.

           Цель работы исследовать вопрос «Закон как источник права»

           Задачи работы:

- исследовать понятие  и  сущность закона как источника права;

- изучить действие закона.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  аспекты понятия  закона как источника права

    1. Закон как источник права

 

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон – это норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке. На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»5. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.

Признаки закона:

  1. Принимается только органом законодательной власти –парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом - в США, Избранной Радой на Украине ), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума в строго установленном порядке;
  2. Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения;
  3. Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами;
  4. Имеет особые процедуры принятия, дополнения, изменения и отмены в особом законодательном порядке
  5. В идеале должен выражать волю и интересы всего общества или народа
  6. Обладает верховенством в романо-германских правовых системах

(является основной, базовой формой права и обладает  высшей юридической силой среди  всех прочих источников права). Все остальные подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить)

Именно эти  характеристики выделяют закон из остальных  нормативно-правовых актов, придавая ему  качество верховенства.

Верховенство  закона в свою очередь означает:

- в случае  каких-либо расхождений между  нормативными актами действует  именно закон, как акт большей юридической силы;

-никто не  вправе отменить или изменить  закон кроме самого органа, его  издавшего6.

-все остальные  правовые акты должны быть  основаны на законах, соответствовать  им, не противоречить;

законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа.

Хотя законы схожи  между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они  значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные  и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

Конституция – «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства7« Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

-Принимается  народом (или от имени народа)

12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции.

-Имеет учредительный  характер8

В Конституции  РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства.

-Обладает высшей  юридической силой

Об этом прямо  сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

-Является основной  для всех иных источников права

Особенностью  Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы  жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

-Имеет прямое  действие и всеохватывающий характер

Это объясняется  тем, что принципы и положения  Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция  устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.

- Отличается  особым порядком охраны, принятия  и пересмотра ее положений,  а также специально процедурой  внесения поправок

Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»9. Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.

- Конституцию  РФ отличает и специальный,  усложненный порядок внесения  поправок и пересмотра ее содержания.

Как явствует из Конституции  РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Право на внесение предложений  о пересмотре и поправках положений  Конституции РФ являются:

  • Президент РФ
  • Правительство РФ;
  • Совет Федерации
  • Государственная Дума;
  • Законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  • Группа численностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Только если речь идет о пересмотре положений  глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей

Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван  обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан  России.

Предложение о поправке к Конституции  должно содержать либо текст новой  статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в  трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как  законодательные органы не менее  чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

По своей структуре  Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы10.

Первый раздел Конституции России включает девять глав.

1. Основы конституционного  строя (ст. 1 - 16).

2. Права и свободы  человека и гражданина (ст. 17-64).

3. Федеративное устройство (ст. 65-79).

4. Президент Российской  Федерации (ст. 80-93).

5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).

5 Правительство Российской  Федерации (ст. 110-117).

7 Судебная власть (ст. 118-129).

8 Местное самоуправление (ст. 130-133).

9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции  России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использования законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

Информация о работе Закон, как источник права