Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:33, курсовая работа
Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов .
Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача . Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение .
Введение……………………………………………………………...……..…..3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Закон как источник права………………………………………..…6
Применение законодательства……………………………………15
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…………………..........30
Список использованных источников и литературы……………...……...….32
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская правовая академия Минюста России»
Северный филиал
Юридический факультет
Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
Тема: Закон как источник права
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…
Список использованных источников и литературы……………...……...….32
Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов1.
Необходимость построения такой системы законотворчества
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы.
Объект работы: закон.
Предмет работы: законотворчество.
Цель работы исследовать
Задачи работы:
- исследовать понятие и сущность закона как источника права;
- изучить действие закона.
Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Закон – это норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке. На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»5. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.
Признаки закона:
(является основной,
базовой формой права и
Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придавая ему качество верховенства.
Верховенство закона в свою очередь означает:
- в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
-никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего6.
-все остальные
правовые акты должны быть
основаны на законах,
законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа.
Хотя законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.
В зависимости от значимости
содержащихся в них норм в Российской
Федерации различают
Конституция – «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства7« Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:
-Принимается народом (или от имени народа)
12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которого был одобрен проект новой Конституции.
-Имеет учредительный характер8
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства.
-Обладает высшей юридической силой
Об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
-Является основной для всех иных источников права
Особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
-Имеет прямое
действие и всеохватывающий
Это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.
- Отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специально процедурой внесения поправок
Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»9. Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.
- Конституцию
РФ отличает и специальный,
усложненный порядок внесения
поправок и пересмотра ее
Как явствует из Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.
Право на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ являются:
Только если речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Федерального собрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То Конституционное Собрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либо предлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если за нее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом, что в нем участвовало более половины избирателей
Такой порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.
Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.
После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
По своей структуре Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы10.
Первый раздел Конституции России включает девять глав.
1. Основы конституционного строя (ст. 1 - 16).
2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).
3. Федеративное устройство (ст. 65-79).
4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93).
5. Федеральное Собрание (ст. 94-109).
5 Правительство Российской Федерации (ст. 110-117).
7 Судебная власть (ст. 118-129).
8 Местное самоуправление (ст. 130-133).
9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).
Второй раздел Конституции России включает заключительные переходные положения: о ее введении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использования законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.