История развития законодательства об ответственности за преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития законодательства об ответственности за преступл.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса Российской Федерации от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Руководители коммерческих или  иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 188 УК РФ (п. 16).

Контрабанда, совершенная должностным  лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК РФ и п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ.

Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям ст. 33 и ст. 188 УК РФ (в зависимости от вида соучастия, предмета контрабанды и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям гл. 30 УК РФ, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой (п. 17).

По п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется  совершение контрабанды, сопряженное  с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями гл. 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья (п. 18).

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза) (п. 19).

В тех случаях, когда лицо, имеющее  право владения и пользования  товарами на таможенной территории Российской Федерации, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 188 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица, в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ, - как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 20).

При разрешении вопроса о виновности лица в контрабанде валюты и валютных ценностей судам следует иметь в виду, что Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

В случае декларирования лицом части  единовременно ввозимой или вывозимой иностранной валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть иностранной валюты (п. 21).

Не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по ст. 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот (например, в случаях использования ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ) (п. 22).

В тех случаях, когда контрабанда  путем ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершается в целях последующего сбыта указанных товаров, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 188 и ст. 238 УК РФ (п. 23).

Исходя из положений ч. 1 ст. 189 УК РФ, если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории Российской Федерации, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 188 УК РФ (при отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных частями третьей и четвертой этой статьи).

Пленум Верховного Суда РФ обратил  внимание судов на то, что экспорт  сырья, материалов, оборудования, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, является незаконным, если он осуществляется с нарушением Федерального закона "Об экспортном контроле" и нормативных правовых актов по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения, а также с лицензированием этой деятельности (п. 24).

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также  определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Если принадлежащее виновному  транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ.

Предметы контрабанды, запрещенные  к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

При неустановлении законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов  контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (п. 25).

Актуальность Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации в современных условиях осуществления правосудия бесспорна, что подтвердил в очередной раз Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении N 8-П от 27 мая 2008 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданки М. А. Асламзян32.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер. В соответствии со ст. 15 УК РФ ("Категории преступлений") контрабанда относится к тяжким (части 2 и 3 ст. 188 УК РФ), а ее особо квалифицирующий состав (ч. 4 ст. 188 УК РФ - совершение деяния организованной группой) - к особо тяжким преступлениям. Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности. Для правильной квалификации деяния как контрабанды важно понимать значение всех признаков, включенных в ст. 188 Уголовного кодекса РФ.

Сложности с решением вопроса о  возбуждении уголовного дела о контрабанде начинаются с различного понимания этого термина как учеными, так и практическими работниками.

Понятие "контрабанда" неоднократно менялось. Так, в Таможенном кодексе РСФСР 1925 г. к ней относилось всякое перемещение через государственную пограничную черту ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля.

Определение контрабанды предусматривалось  также и Таможенным кодексом РФ 1993 г., но при этом ответственность за контрабанду устанавливалась УК РФ. Она наступала за перемещение товаров, перечень которых был строго ограничен законом. Этот перечень практически полностью нашел отражение в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК.

В новом ТК РФ понятие контрабанды  отсутствует, а в ст. 188 УК введена ч. 1, согласно которой контрабанда - это перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч. 2, совершенное строго ограниченными способами: помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Объект контрабанды - общественные экономические отношения, соответствующие принципу запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности.

 Контрабанда опасна, поскольку  государство не получает доходов в бюджет от перевозимого товара; нарушаются многие таможенные нормы; причиняется ущерб общественной безопасности, когда предметом контрабанды выступают запрещенные в гражданском обороте предметы; обедняется культурное достояние народа при вывозе ценностей.

Объективная сторона преступления выражается в перемещении товаров  или иных предметов через таможенную границу РФ.

Под перемещением через таможенную границу понимается ввоз на таможенную территорию РФ либо вывоз с нее любым способом товаров или иных предметов.

Перемещение производится: помимо или  с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; может быть сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных в ч. 2 статьи 188 УК РФ. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.

Понятие крупного размера содержится в примеч. к ст. 169 УК.

Под сокрытием от таможенного контроля перемещаемых товаров или иных предметов  понимается их утаивание, использование  тайников.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации выражается в предъявлении таможенным органам фальсифицированных пломб, печатей, маркировки, недействительных, содержащих ложные сведения поддельных документов и т.п.

Недекларирование или недостоверное декларирование имеет место, если при таможенном оформлении не сообщаются необходимые сведения либо сообщаются ложные сведения о перемещаемых товарах или иных предметах.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Квалифицирующими признаками ч. 3 статьи 188 УК РФ являются:

 а) должностное лицо, использовавшее  свое служебное положение;

 б) применение насилия к  лицу, осуществляющему таможенный  контроль.

Согласно п. "б" ч. 3 статьи 188 УК РФ под должностными лицами, совершающими контрабанду с использованием своего служебного положения, понимаются должностные лица таможенных органов РФ, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций за исполнением требований таможенного законодательства, а также специалисты по таможенному оформлению, состоящие на службе в таможенных органах.

Субъектами рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные  в примеч. к ст. 285 УК, если они совершили  контрабанду с использованием своего служебного положения.

Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в" ч. 3 комментируемой статьи), не должно содержать самостоятельный состав преступления. Оно может выражаться в психическом насилии, в нанесении побоев, ударов, сопротивлении и т.п.

Уголовная ответственность за контрабанду наступает с 16 лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) — М.: ЮНИТИ, 2009
  3. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  5. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  7. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П по делу о контрабанде  – СПС "ГАРАНТ", 2009
  9. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ" (с посл. изм. и доп. по сост. на 01.01.09) – СПС "ГАРАНТ", 2009
  10. Волженкин Б. В. Экономические преступления. Спб., 1999
  11. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998
  12. Горелик А. С., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998
  13. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002
  14. Безъязыкова А. Н. Контрабанда биоресурсов // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект. Сборник научных трудов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2003
  15. Беспалько В. Г. К вопросу об отграничении контрабанды культурных ценностей от их преступного невозвращения из-за границы // "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2007 г.
  16. Гармаев Ю. П. Новый УПК и проблемы расследования торговой контрабанды  // Российский следователь. 2002. N 5
  17. Диканова Т. А., Мотин Д. М. Расследование торговой контрабанды, совершенной с участием работников таможни // Следственная практика. Вып. 3(157). М., 2002
  18. Диканова Т. А., Остапенко В. И. Практические вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристики торговой контрабанды // Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах: Сборник статей. Вып. 10. М.: ИПК РК Ген. прокуратуры РФ, 2006
  19. Контрабанда сигарет как международная индустрия (сводный реферат) // Экономическая теория преступлений и наказаний: Криминальная глобализация экономики. Научный журнал. Вып. 5/1. М.: Изд-во РГГУ, 2002
  20. Моховиков О. В., Чечулин И. В. Проблемы выявления и расследования преступлений, связанных с контрабандой товаров юридическими лицами // Труды ВИПК МВД России: Проблемы организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по пресечению экономических преступлений: Материалы научно-практической конференции. Вып. 10. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006
  21. Пантюхин А. В. Особенности причинного комплекса контрабанды промышленных товаров // Правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности, противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005
  22. Родина Е. А. Расследование дел по контрабанде морепродуктов // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект: Сборник научных трудов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2003
  23. Сдвижков Д. А. О некоторых особенностях объекта "торговой" контрабанды // Международно-правовые чтения. Вып. 4. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2005
  24. Смоляков П. Н. Контрабанда и "челночный" промысел // Актуальные проблемы правоведения: Сборник научных статей аспирантов. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005
  25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Радченко. – М., 2006
  26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. М. Лебедев. - "Юрайт", 2007
  27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Радченко, А. С. Михлина. - "Питер", 2007
  28. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л. В. Лазарева. - Система ГАРАНТ, 2009
  29. Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / Под ред. доктора юридических наук, профессора Г. Н. Борзенкова и доктора юридических наук, профессора В. С. Комиссарова - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002
  30. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. - Волтерс Клувер, 2007
  31. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2006

Информация о работе История развития законодательства об ответственности за преступления