История уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления и развития уголовно-исполнительного права. Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Изучить развитие уголовно-исполнительного права в дореволюционной России;
2. Рассмотреть уголовное и исправительно-трудовое законодательство в СССР;
3. Проанализировать уголовно-исполнительное право на современном этапе.

Содержание

Введение
1 История Развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (XVII-X вв.)
1.2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв.
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР
3 Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики в
отношении осужденных
3.1 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.
3.2 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.
3.3 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в
период с 1991 по 1997 г.
3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время
4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

история уип2.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

Возникшее после октябрьского переворота советское государство  получило в «наследство» от царского режима и Временного правительства  не только проблему, связанную с  переполнением тюрем и тяжелейшим положением осужденных, но и вынуждено  было в первое время для регулирования  правового статуса осужденных использовать нормативные акты самодержавия и  Временного правительства11.

В первые месяцы советской  власти правовой статус осужденных к  лишению свободы определялся  Уставом о содержащихся под стражей  и Общей тюремной инструкцией 1915 г.

Впоследствии советское  правительство стало вносить  изменения в старые нормативные  акты по различным вопросам исполнения уголовных наказаний, в том числе  и в касающиеся правового статуса  осужденных к лишению свободы.

Первым нормативным актом  советского периода, закреплявшим правовой статус осужденных, следует считать  Постановление НКЮ «О лишении  свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» от 23 июля 1918 г., в котором наряду с ранее действовавшими нормами получили закрепление новые.

В последующие годы, еще  до принятия Исправительно-трудового  кодекса РСФСР 1924 г., был принят ряд  нормативных актов, в том числе  ведомственных, в которых уточнялся  правовой статус осужденных к лишению  свободы. Наиболее значительными из них были Постановление ВЦИК «О лагерях  принудительных работ» от 17 мая 1919 г. и  Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920 г.12 Данные правовые акты объединяет закрепленная в них дифференциация условий содержания осужденных. Получение льгот ставилось в зависимость от поведения осужденного, его отношения к порядку отбывания наказания и выполнению трудовых обязанностей.

В Положении об общих местах заключения содержались нормы, аналогичные  нормам современного уголовно-исполнительного  законодательства, и в нем впервые  законодательно закреплены гарантии правового  статуса осужденных к лишению  свободы в виде контроля со стороны  ряда должностных лиц, посещающих места  заключения.

Таким образом, в первые годы советской власти нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний  и правовой статус осужденных к лишению  свободы, издавались хаотично и повторяли  положения старых нормативных актов, что свидетельствует о преемственности  законодательных положений в  России.

С принятием 16 октября 1924 г. Исправительно-трудового кодекса  РСФСР был признан утратившим силу ряд нормативных актов, регулировавших до этого деятельность пенитенциарной системы и вопросы правового  статуса осужденных к лишению  свободы, в том числе и Положение  об общих местах заключения РСФСР 1920 г.

Однако с выходом Постановления  ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной  политике и состоянии мест заключения»  от 26 марта 1928 г. начался постепенный  отход от законодательного к ведомственному регулированию деятельности исправительно-трудовой системы.

К началу 30-х гг. XX в. сложилась  неординарная система учреждений, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы, обусловленная ужесточением классового подхода к правонарушителям. Правовой статус разных категорий осужденных к лишению свободы определялся  нормами Исправительно-трудового  кодекса 1924 г. и утвержденным Постановлением СНК СССР Положением об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930 г.

Принятие Положения об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. повлекло за собой подмену законотворческой деятельности на государственном уровне комплексом ведомственных нормативных  актов, а на фоне прогрессивных идей советской исправительно-трудовой политики практика пошла по пути всемерного ограничения и ущемления прав заключенных.

Принятый 1 августа 1933 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР устанавливал ряд нововведений по сравнению с Исправительно-трудовым кодексом 1924 г13.

1. В Исправительно-трудовом  кодексе 1933 г. указывалось на  необходимость соблюдения некоторых  естественных прав человека - во  время отбывания наказания осужденным  не должны причиняться физические  страдания, а также унижаться  их человеческое достоинство.

2. Выделялось право осужденных  на участие в работе органов  самоуправления исправительно-трудового  учреждения.

3. Из числа основных  обязанностей осужденных исключена  обязанность обучения в школе.

4. В Исправительно-трудовом  кодексе 1933 г. расширено число  законных интересов осужденных.

5. Наиболее прогрессивным  и демократичным отличием Исправительно-трудового  кодекса 1933 г. от Исправительно-трудового  кодекса 1924 г. и Положения об  общих местах заключения 1920 г.  следует считать предоставление  осужденным права вести без  ограничения переписку с родственниками.

В военные и послевоенные годы правовой статус осужденных к  лишению свободы определялся  ведомственными нормативными актами в  условиях массовых репрессий и нарушений  законности в отношении осужденных. 30, 40-е и начало 50-х гг., а так  же характеризуется массовыми нарушения­ми прав осужденных, что во многом обусловлено  регулированием правового статуса  осужденных к лишению свободы  ведомственными нормативными актами, которые носили в основном закрытый, секретный, характер.

 

3.2 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.

 

На втором этапе в уголовно-исполнительной политике произошли серьезные изменения, направленные прежде всего на восстановление законности в деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Однако в 70-80-е гг. XX в. в  исправительно-трудовой системе стали  появляться кризисные явления, вызванные  отсутствием самостоятельной концепции  уголовно-исполнительной политики. Ограничения  правового статуса осужденных к  лишению свободы, устанавливаемые  нормами исправительно-трудового  законодательства и ведомственными нормативными предписаниями, были одними из самых жестких в истории  российского пенитенциарного законодательства.

Изменение правового статуса  осужденных в рассматриваемый период проходило на фоне демократизации общества, направленной на преодоление культа личности Сталина. В 1956 г. были ликвидированы  исправительно-трудовые лагеря. Основным видом исправительных учреждений стали  исправительно-трудовые колонии и  тюрьмы.

Правовой статус осужденных в них определялся Положениями  об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР от 1958 г. и 1961 г. Данные нормативные акты подготовили почву для перехода от подзаконных актов к исправительно-трудовому законодательству.

К концу 60-х гг. XX в. все  более актуальной становилась проблема кодификации исправительно-трудового  законодательства. В качестве объективных  причин кодификации выступали следующие14:

- во-первых, правовая база  исполнения уголовных наказаний  устарела и уже не отвечала  новым историческим условиям;

- во-вторых, начатая с  середины 50-х гг. систематизация  нормативных правовых актов об  исполнении уголовных наказаний  и накопленный опыт работы  новой системы мест лишения  свободы требовали внесения необходимых  корректив;

- в-третьих, следовало  учесть результаты проведенных  научных исследований в области  исправительно-трудового права,  полученных в период с 1958 по 1969 г.

Данная проблема была решена с принятием Основ исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и  союзных республик 1969 г. и Исправительно-трудового  кодекса РСФСР 1970 г. Анализ этих нормативных  актов показывает, что впервые  в истории советского исправительно-трудового  права в них дано развернутое  определение правового статуса  осужденных к лишению свободы, в  котором указывалось, что осужденные пользуются общегражданскими правами  с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного в исправительных учреждениях данными нормативными актами.

 В Основах и Исправительно-трудовом  кодексе 1970 г. была 

уточнена и расширена  система гарантий правового статуса  осужденных. Специальный статус осужденных к лишению свободы ставился в  прямую зависимость от вида исправительно-трудового  учреждения, в котором осужденный отбывал наказание.

Исследование нормативных  положений Основ 1969 г. и Исправительно-трудового  кодекса 1970 г. показывает:

- что с принятием этих  законодательных актов завершился  процесс систематизации норм  исправительно-трудового законодательства  в после­военный период и регулирования  исправительно-трудовых отношений  ведомственными нормативными актами;

- нормы Исправительно-трудового  кодекса 1970 г. являются одними  из самых жестких по части  ограничения прав, свобод и законных  интересов осужденных, особенно  касающихся возможности получения  свиданий с родственниками, посылок,  передач, бандеролей, переписки.

В последующие годы был  принят ряд нормативных актов, оказавших  влияние на изменение правового  статуса осужденных к лишению  свободы, особенно после принятия Конституции  СССР 1977 г. В них были расширены  законные интересы осужденных в, виде возможности условного освобождения с обязательным привлечением к труду  и краткосрочного выезда за пределы  мест лишения свободы.

 Период сер. 50-80-х гг. XX в. характеризуется принятием  целого ряда нормативных актов,  способствующих восстановлению  и укреплению законности в  деятельности исправительно-трудовых  учреждений, что позитивно сказалось  на формировании норм, определяющих  правовой статус осужденных к  лишению свободы.

 Принятые нормативные  акты хотя и расширяли правовой  статус осужденных, однако он  еще во многом не соответствовал  нормам общечеловеческой морали.

 С середины 50-х гг. XX в. началось восстановление прогрессивной  системы исполнения наказаний  в виде лишения свободы, наиболее  полно представленной в Исправительно-трудовом  кодексе РСФСР 1970 г.

 Осужденные не имели  возможности реализовать свой  правовой статус, особенно в сфере  производственных отношений, т.к.  отношение к труду тесно увязывалось  с получением льгот, изменением  условий содержания.

 

3.3 Развитие правового  статуса осужденных к лишению  свободы в период с 1991 по 1997 г.

 

На третьем этапе уголовно-исполнительная политика была направлена на гуманизацию  и приведение порядка и условий  содержания осужденных к лишению  свободы в соответствие с требованиями международных стандартов обращения  с заключенными, перехода к рыночным отношениям и стабилизации всей уголовно-исполнительной системы.

В течение этого периода  произошли коренные изменения в  социальной, политической и экономической  обстановке в стране, что предопределило необходимость проведения правовой реформы во всех отраслях законодательства, в том числе и исправительно-трудовом.

Сложившаяся до этого периода  система исправления осужденных не соответствовала задачам борьбы с преступностью, а действовавшие  нормативные акты не обеспечивали надлежащей защиты прав и законных интересов  осужденных. Поэтому нормотворческая  деятельность по коренному изменению  исправительно-трудового законодательства в эти годы была направлена на реорганизацию  всей исправительно-трудовой системы, условий ее функционирования и обращения  с осужденными.

Среди нормативных актов, которые сыграли важнейшую роль в процессе приведения правового  статуса осужденных к лишению  свободы в соответствие с международными нормами и стандартами обращения  с заключенными,  важнейшими являются Закон РФ «О внесении изменений и  дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР  и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 12 июня 1992 г. и Закон РФ «Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г15.

Оценивая роль названных  законодательных актов по изменению  правового статуса осужденных к  лишению свободы, можно сделать  вывод, что принятие этих актов позволило  Российской Федерации встать на путь действительно гуманного и цивилизованного  отношения к своим гражданам, временно лишенным свободы. Не случайно нормы Закона от 12 июня 1992 г. практически  без изменений вошли в новый  Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

В конце исследуемого периода  произошли кардинальные изменения  в нормативной базе, определяющей правовой статус осужденных к лишению  свободы. Эти изменения базировались на ранее сформировавшейся нормативной  базе уголовно-исполнительной системы. От некоторых норм прежнего законодательства пришлось решительно отказаться, так  как они противоречили международным  стандартам обращения с осужденными  и не учитывали сложившиеся в  России новые социально-экономические, общественные и правовые условия  жизни российского общества.

 Нормативные правовые  акты, принятые в рассматриваемый  период, сохранили все лучшее, накопленное  за годы советской власти, в  том числе прогрессивную систему  отбывания наказания в виде  лишения свободы.

 Изменения правового  статуса осужденных к лишению  свободы происходили не только  под влиянием внутренних факторов, но и с целью приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с нормами международного права, что позволило законодательно закрепить способы реализации международных стандартов обращения с осужденными.

Информация о работе История уголовно-исполнительного права