Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления и развития уголовно-исполнительного права. Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Изучить развитие уголовно-исполнительного права в дореволюционной России;
2. Рассмотреть уголовное и исправительно-трудовое законодательство в СССР;
3. Проанализировать уголовно-исполнительное право на современном этапе.
Введение
1 История Развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (XVII-X вв.)
1.2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв.
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР
3 Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики в
отношении осужденных
3.1 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.
3.2 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.
3.3 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в
период с 1991 по 1997 г.
3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время
4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Принятие нормативных
актов в указанный период в
сфере исполнения уголовных
3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время.
Оперируя данными специальных переписей осужденных 1994 и 1999 гг., можно проанализировать проблему обеспечения и реализации осужденными основных прав, законных интересов и выполнения обязанностей: получения свиданий с родственниками, посылок, передач и бандеролей, проведения телефонных разговоров, выездов за пределы исправительного учреждения, трудоустройства осужденных.
Сравнение реального правового статуса осужденных к лишению свободы с нормами, его определяющими, позволяет констатировать, что в местах лишения свободы в России существует отличие между объемом прав и свобод, предоставляемых осужденным законом, и тем объемом прав и свобод, которыми они фактически пользуются, и это отличие не в пользу осужденных.
Осужденные не могут в
полном объеме реализовывать свой правовой
статус в силу ряда причин, одной
из которых является отсутствие у
государства необходимых
Наряду с этим в Уголовно-исполнительном кодексе РФ есть нормы, позволяющие даже при наличии существующих трудностей улучшить правовой статус осужденных. Для этого, необходимо пересмотреть порядок применения ст. 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ16.
Федеральная служба исполнения наказаний совершенствует законодательную базу процесса исполнения уголовных наказаний: с начала 2005 года принято семь федеральных законов, касающихся вопросов деятельности УИС, еще восемь проектов федеральных законов находятся на рассмотрении в органах государственной власти Российской Федерации, а также уделяет повышенное внимание положению дел в следственных изоляторах.
В результате принятых за последние годы мер камерная площадь в расчете на одного человека к началу 2005 г. была доведена в среднем до 3,6 кв. метра. Разработана новая Федеральная целевая программа строительства и реконструкции СИЗО на 2007-2016 гг.
4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Дальнейшее, современное нам развитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности.
С 1 июля 1997 г. вступил в
действие новый Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации (далее
— УИК РФ), и за это время
в процессе применения выявились
не только положительные его свойства,
но и весьма существенные недостатки
и проблемы при реализации отдельных
правовых норм. Это потребовало за
короткие сроки внести в него значительное
число изменений и дополнений,
обусловленных, с одной стороны,
непредсказуемостью развития социально-экономической
ситуации в стране (как, например, августовский
кризис 1998 г., который свел к минимуму
возможности дифференциации многих
условий отбывания наказания
и поставил УИС на грань выживания);
с другой — изменениями функционального
и структурно-управленческого
В связи с вступлением в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать уголовно-исполнительную систему из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания в виде смертной казни, а в течение трех лет вообще отменить ее.
Выполняя эти обязательства, Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому предписывалось передать УИС в ведение Министерства юстиции17.
В развитие этих положений Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", который касался более двадцати различных законов. Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" УИС к 1 сентября 1998 г. была передана из одного ведомства в другое. Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана из внутренних войск в ведение Министерства юстиции РФ.
В связи с критической
ситуацией, сложившейся в УИС
в сентябре—ноябре 1998 г. (когда система
в связи с экономическим
Государственная Дума приняла
Федеральный закон от 21 февраля 2001
г. № 25-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации и другие
законодательные акты Российской Федерации".
Этим Законом внесены изменения
и дополнения в 56 норм уголовного, уголовно-процессуального,
уголовно-исполнительного и
Проводимые в последнее время почти ежегодные амнистии не решают проблемы переполнения мест лишения свободы, в лучшем случае они дают лишь временную передышку. Самая крупная амнистия, проведенная в 2000 г. (только из УИС было освобождено около 206 тыс. человек), не обеспечила существенной разгрузки мест лишения свободы на длительное время, так как же к концу ее проведения (ноябрь 2000 г.) численность контингента в следственных изоляторах не только не стабилизировалась, но и вновь приобрела тенденцию к росту.
Поэтому и необходима существенная
корректировка карательной
Практика применения ряда
норм УМК РФ показала необходимость
их переработки, особенно в связи
с изменившимися социально-
В связи с указанными выше
изменениями уголовно-
Деятельность России по реформированию своей уголовно-исполнительной системы была одобрена в мае 2000 г. в Берлине на заседании руководителей пенитенциарных систем стран — членов Совета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению и предотвращению пыток. А в 2003 г. опыт России по реформированию УИС был рекомендован странам — членам Совета Европы для изучения и внедрения.
Прошедшее со дня принятия Федерального закона от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ время показало своевременность и полезность гуманизации условий и порядка исполнения и отбывания наказания, особенно в виде лишения свободы.
В марте 2004 г. в рамках проводимой
в России административной реформы
произошли существенные изменения
в структуре исполнительной власти.
Президент РФ Указом от 9 марта 2004 г.
№ 314 "О системе и структуре
федеральных органов
В развитие названного Указа Государственной Думой 11 июня 2004 г. был принят Федеральный закон № 58-ФЗ, который уточнил нормы ряда законов (включая УИК, УК и УПК) в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе параметры взаимоотношений ФСИН и Минюста России. Эти взаимоотношения определены в указах Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, 1314 и 1315, утвердивших соответствующие положения о Министерстве юстиции РФ, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний и Положение о Федеральной службе судебных приставов. Эти новеллы существенным образом изменили систему и структуру управления УИС России.
Заключение
Уголовно-исполнительное право
является преемником исправительно-трудового,
а еще ранее — пенитенциарного
права, которое стало активно
развиваться в России еще в XIX
в. Несмотря на различные наименования,
объектами их внимания были порядок
и условия отбывания и
Смещение акцента в
деятельности исправительной системы
в первые десятилетия советской
власти на трудовое воспитание осужденных
не отразилось на названии данной отрасли
права, оно по-прежнему оставалось пенитенциарным
правом, а политика в этой сфере
государственной деятельности продолжала
именоваться пенитенциарной политикой.
Лишь со второй половины 30-х гг. XX в.
такая терминология вышла из употребления,
прочно закрепив на длительное время
за данной сферой деятельности государства
название исправительно-трудовой, просуществовав
в таком виде до 1993 г. — до принятия
Конституции РФ, где эта отрасль
была названа уголовно-
Таким образом, уголовно-исполнительное
право России зиждется на фундаменте
своих предшественников, впитав все
лучшее и достойное из отечественного
нормотворчества и практики. Уголовно-исполнительное
право РФ его применения, а также
зарубежный опыт, воплощенный, прежде
всего в международных
Нужно отметить, что уголовно-исполнительная
система России сейчас функционирует
в более благоприятных
Список использованных источников
I Нормативные акты и опубликованная практика
1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.
2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года N 1 – ФЗ.
3 Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента от 28 июля 1998 г. №904 // Собр. законодательства РФ. – 1998. - №31. - Ст. 3841.
II Книги