История уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления и развития уголовно-исполнительного права. Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Изучить развитие уголовно-исполнительного права в дореволюционной России;
2. Рассмотреть уголовное и исправительно-трудовое законодательство в СССР;
3. Проанализировать уголовно-исполнительное право на современном этапе.

Содержание

Введение
1 История Развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (XVII-X вв.)
1.2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв.
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР
3 Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики в
отношении осужденных
3.1 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.
3.2 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.
3.3 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в
период с 1991 по 1997 г.
3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время
4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

история уип2.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

 Принятие нормативных  актов в указанный период в  сфере исполнения уголовных наказаний  позволило создать объективные  предпосылки для подготовки нового  Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации, основной  идеей которого является закрепление  в законе таких правил исполнения  наказаний, которые позволили бы с наименьшими ограничениями прав и свобод осужденных добиться наиболее полного их исправления.

 

3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время.

 

Оперируя данными специальных  переписей осужденных 1994 и 1999 гг., можно  проанализировать проблему обеспечения  и реализации осужденными основных прав, законных интересов и выполнения обязанностей: получения свиданий с  родственниками, посылок, передач и  бандеролей, проведения телефонных разговоров, выездов за пределы исправительного  учреждения, трудоустройства осужденных.

Сравнение реального правового  статуса осужденных к лишению  свободы с нормами, его определяющими, позволяет констатировать, что в  местах лишения свободы в России существует отличие между объемом  прав и свобод, предоставляемых осужденным законом, и тем объемом прав и  свобод, которыми они фактически пользуются, и это отличие не в пользу осужденных.

Осужденные не могут в  полном объеме реализовывать свой правовой статус в силу ряда причин, одной  из которых является отсутствие у  государства необходимых средств  на их содержание. Другими причинами, обусловившими такое положение, являются потеря родственных связей осужденными и ухудшение материального  положения их семей.

Наряду с этим в Уголовно-исполнительном кодексе РФ есть нормы, позволяющие  даже при наличии существующих трудностей улучшить правовой статус осужденных. Для этого, необходимо пересмотреть порядок применения ст. 106 Уголовно-исполнительного  кодекса РФ16.

Федеральная служба исполнения наказаний совершенствует законодательную  базу процесса исполнения уголовных  наказаний: с начала 2005 года принято  семь федеральных законов, касающихся вопросов деятельности УИС, еще восемь проектов федеральных законов находятся  на рассмотрении в органах государственной  власти Российской Федерации, а также  уделяет повышенное внимание положению  дел в следственных изоляторах.

В результате принятых за последние  годы мер камерная площадь в расчете  на одного человека к началу 2005 г. была доведена в среднем до 3,6 кв. метра. Разработана новая Федеральная целевая программа строительства и реконструкции СИЗО на 2007-2016 гг.

 

 

 

4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе

 

Дальнейшее, современное  нам развитие уголовно-исполнительного  права продолжает осуществляться в  рамках новой российской государственности.

С 1 июля 1997 г. вступил в  действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее  — УИК РФ), и за это время  в процессе применения выявились  не только положительные его свойства, но и весьма существенные недостатки и проблемы при реализации отдельных  правовых норм. Это потребовало за короткие сроки внести в него значительное число изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической  ситуации в стране (как, например, августовский кризис 1998 г., который свел к минимуму возможности дифференциации многих условий отбывания наказания  и поставил УИС на грань выживания); с другой — изменениями функционального  и структурно-управленческого характера  в связи с передачей УИС  из МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Конечно, выявились и  отдельные просчеты, недостатки и  пробелы в правовом регулировании  исполнения уголовных наказаний.

В связи с вступлением  в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать уголовно-исполнительную систему  из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания  в виде смертной казни, а в течение  трех лет вообще отменить ее.

Выполняя эти обязательства, Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел  Российской Федерации", согласно которому предписывалось передать УИС в ведение  Министерства юстиции17.

В развитие этих положений  Государственная Дума РФ приняла  Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", который касался более двадцати различных законов. Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" УИС к 1 сентября 1998 г. была передана из одного ведомства в другое. Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана из внутренних войск в ведение Министерства юстиции РФ.

В связи с критической  ситуацией, сложившейся в УИС  в сентябре—ноябре 1998 г. (когда система  в связи с экономическим кризисом в августе из госбюджета фактически не финансировалась), данная ситуация стала предметом специального рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ (Государственная Дума приняла постановление  от 21 октября 1998 г. № 3134 "О критической  ситуации в финансовом обеспечении  деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования"), а также в Правительстве РФ. Совет Федерации в порядке  законодательной инициативы в июле 1999 г. вошел в Государственную  Думу с законопроектом, предусматривающим  существенную корректировку карательной  политики в сторону гуманизации  в отношении лиц, совершающих  преступления небольшой и средней  тяжести, а также в отношении  лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Государственная Дума приняла  Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом внесены изменения  и дополнения в 56 норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, реализация которых не только позволила облегчить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и существенно сократила их численность.

Проводимые в последнее  время почти ежегодные амнистии не решают проблемы переполнения мест лишения свободы, в лучшем случае они дают лишь временную передышку. Самая крупная амнистия, проведенная  в 2000 г. (только из УИС было освобождено  около 206 тыс. человек), не обеспечила существенной разгрузки мест лишения свободы  на длительное время, так как же к  концу ее проведения (ноябрь 2000 г.) численность  контингента в следственных изоляторах не только не стабилизировалась, но и  вновь приобрела тенденцию к  росту.

Поэтому и необходима существенная корректировка карательной политики, с тем чтобы ее тяжесть, суровость  была сконцентрирована на лицах, совершающих  тяжкие и особо тяжкие преступления, т. е. на ядре преступного мира. Сейчас же в следственных изоляторах среди  лиц, числящихся за органами расследования, 56,8% привлечены за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, т. е. для общества они не представляют особой общественной опасности18.

Практика применения ряда норм УМК РФ показала необходимость  их переработки, особенно в связи  с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и потребностью более полного их соответствия международным  стандартам обращения с осужденными  и арестованными.

В связи с указанными выше изменениями уголовно-исполнительная система с 1998 г. стала самостоятельной  федеральной служкой, выведенной из подчинения органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ. УИС были переданы многие функции, которые она ранее вообще не исполняла  либо исполняла лишь частично (таких  функций оказалось более десяти).

Деятельность России по реформированию своей уголовно-исполнительной системы  была одобрена в мае 2000 г. в Берлине  на заседании руководителей пенитенциарных систем стран — членов Совета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению и предотвращению пыток. А в 2003 г. опыт России по реформированию УИС был рекомендован странам — членам Совета Европы для изучения и внедрения.

Прошедшее со дня принятия Федерального закона от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ время показало своевременность  и полезность гуманизации условий  и порядка исполнения и отбывания  наказания, особенно в виде лишения  свободы.

В марте 2004 г. в рамках проводимой в России административной реформы  произошли существенные изменения  в структуре исполнительной власти. Президент РФ Указом от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти" установил, что в систему  федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства. В связи с этим Минюсту  России стали подведомственны Федеральная  служба исполнения наказаний, Федеральная  регистрационная служба и Федеральная  служба судебных приставов.

В развитие названного Указа  Государственной Думой 11 июня 2004 г. был принят Федеральный закон  № 58-ФЗ, который уточнил нормы  ряда законов (включая УИК, УК и УПК) в сфере исполнения уголовных  наказаний, в том числе параметры  взаимоотношений ФСИН и Минюста  России. Эти взаимоотношения определены в указах Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, 1314 и 1315, утвердивших соответствующие положения о Министерстве юстиции РФ, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний и Положение о Федеральной службе судебных приставов. Эти новеллы существенным образом изменили систему и структуру управления УИС России.

 

 

Заключение

 

Уголовно-исполнительное право  является преемником исправительно-трудового, а еще ранее — пенитенциарного  права, которое стало активно  развиваться в России еще в XIX в. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок  и условия отбывания и исполнения наказаний, и прежде всего наказаний  в виде лишения свободы.

Смещение акцента в  деятельности исправительной системы  в первые десятилетия советской  власти на трудовое воспитание осужденных не отразилось на названии данной отрасли  права, оно по-прежнему оставалось пенитенциарным правом, а политика в этой сфере  государственной деятельности продолжала именоваться пенитенциарной политикой. Лишь со второй половины 30-х гг. XX в. такая терминология вышла из употребления, прочно закрепив на длительное время  за данной сферой деятельности государства  название исправительно-трудовой, просуществовав в таком виде до 1993 г. — до принятия Конституции РФ, где эта отрасль  была названа уголовно-исполнительным законодательством.

Таким образом, уголовно-исполнительное право России зиждется на фундаменте своих предшественников, впитав все  лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики. Уголовно-исполнительное право РФ его применения, а также  зарубежный опыт, воплощенный, прежде всего в международных стандартах обращения с осужденными.

Нужно отметить, что уголовно-исполнительная система России сейчас функционирует  в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных  структур, гражданского общества, включая  общественные формирования, а также  мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование УИС, несмотря на имеющиеся материальные затруднения.

 

 

Список использованных источников

 

I Нормативные  акты и опубликованная практика

1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года N 1 – ФЗ.

3      Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента от 28 июля 1998 г. №904 // Собр. законодательства РФ. – 1998. - №31. - Ст. 3841.

 

II Книги

  1. Гернет, М.Н. История царской тюрьмы / М.Н. Гернет. - М.: «КОНТРАКТ», 2011. – 279 с.
  2. Детков, М.Г. Исполнение наказания в дореволюционной России / М.Г. Детков. - М.: Норма, 2010. – 185 с.
  3. Зубков, А. И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность / А.И. Зубков. - М.: Тема, 2011. – 361 с.
  4. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Под ред. В.Н.Кудрявцева. М.: Норма, 2010. – 391 с.
  5. Комментарий к УИК РФ/ Под общ. ред. С.В.Степашина. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2011. – 314 с.
  6. Кудрявцев, В.Н. Политическая юстиция в СССР / В.Н. Кудрявцев. - М.: ИД Юриспруденция, 2009. – 281 с.
  7. Рент, Ю.А. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России / Ю.А. Рент. - Рязань, 2010. – 361 с.
  8. Рябинин, А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право Российской Федерации / А.А. Рябинин. М.: Норма, 1998. – 280 с.
  9. Толкаченко, А.А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России / А.А. Толкаченко. - М.: Тема, 2010. – 173 с.
  10. Уголовно-исполнительное право России. Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественная практика XX века. Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2011. – 318 с.
  11. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. А.А. Толкаченко. СПб., 2011. – 572 с.
  12. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М.Фуко. - М.: «КОНТРАКТ», 2005. – 294 с.

Информация о работе История уголовно-исполнительного права