Конституционные основы федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 13:03, реферат

Краткое описание

Современный российский федерализм характеризуется повышенной сложностью, отличающей его от классических видов этой формы государственного устройства. Сложность характерна как для его конфигурации, так и для сущностного содержания. И это вполне естественно, так как Российская Федерация - многонациональное, полиэтническое государство, уникальное по форме государственного устройства и многочисленности входящих в нее субъектов. Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить территориальную целостность и стабильность, гражданский мир и согласие в государстве

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Конституционные основы федерализма в России
2.1. Конституционный строй……………………………………………………..4
2.2 Федерация как форма государственного устройства……………………….5
2.3. Принципы российского федерализма……………………………………….9
2.4. Соотношение Конституции РФ и конституций республик, уставов других субъектов РФ.......………………………………………………………………...16
3. Заключение………………………………………………………………...…..21
Библиографический список…………………………………………………......23

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотров, изменения, внесения поправок.

  1. Принятие конституции и устава отнесено  предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, то есть квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

2. Как в Конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях.

В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы.

Предложение о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор.

3. Как для Конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В Конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменении конституции.

В уставах некоторых субъектов также имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Норма об обеспечении соответствия Конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции Российской Федерации закреплена в различных формулировках и в Конституциях ряда республик и во многих уставах.

Соответствие Конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливается объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие  Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесообразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации исходит из стержневого направления, осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия Конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции;
  • формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;
  • взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу. Конституционный Суд рассматривает ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

 

Заключение.

 

Федерализм как системное явление включает в себя политическую, правовую и экономическую составляющие в качестве базовых.

Структурное переустройство Российской Федерации напрямую связано с проблемой оптимизации численного состава субъектов федерации.

Цель федерализма и системы государственного устройства Российской Федерации – создание условий для экономического роста страны и повышения жизненного уровня граждан.

Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться ими с субъектами федерации, без чего государственная власть не может носить демократического характера. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Субъекты федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утрачивать самостоятельности, обладая правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своих регионов.

Можно сделать вывод, что конституционный характер Российской Федерации - есть безусловное верховенство и высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации на всей территории государства и недопустимость нарушения отдельных ее положений договорным путем.

Устойчивость, сбалансированность, гармоничное развитие федерации не могут быть достижимы без обеспечения полного реального равноправия всех субъектов федерации. В рамках конституционно-правовых реформ данная задача означает неотложную необходимость в закреплении единого статуса субъектов федерации

Интеграция и укрепление организационного механизма государственного управления должны обеспечиваться не централизацией полномочий, а единством государственной политики, проводимой на территории федерации, которого можно достичь путем обязательной разработки и внедрения новой теории управления, прежде всего, на основе совершенно иных подходов, единых государственных стандартов и норм с неукоснительным применением критериев оценки эффективности государственного управления на территории Российской Федерации.

 

Библиографический список:

 

  1. Конституция Российской Федерации./Сиб.унив.изд-во, 2011- Новосибирск.
  2. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин.
  3. Конституционное право России/  Под ред. Ю.А. Веденеев.
  4. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов./Баглай М.В.
  5. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В.

 

1 Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. –М., 2000.

2 Конституционное право России/  Под ред. Ю.А. Веденеев.

3 Конституция Российской Федерации./Сиб.унив.изд-во, 2011- Новосибирск

4 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин.

5 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Под ред. В.А. Четвернин.


Информация о работе Конституционные основы федерализма в России