Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения исторического опыта, теоретических исследований дать уголовно-правовую характеристику контрабанды наркотических и психотропных веществ, выделить основные проблемы квалификации данного преступления.
Эта цель опосредуется более конкретизированными задачами исследования:
рассмотрение понятия наркотических средств и психотропных веществ;
рассмотрение состава преступления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;
Введение…………………………………………………………………………..
1. Объективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………..
2. Субъективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………….
3. Квалификация контрабанды наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Чаще всего предметом части 2 ст. 188 УК РФ выступают наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества. Так, в конце 1995 г. сотрудники ФСБ задержали 2,5 тонны марихуаны, следовавшей в Западную Европу транзитом через Россию. В декабре того же года в аэропорту «Шереметьево-2» при досмотре таможенники выявили транзитный контрабандный провоз через Россию 5 кг 105 г. кокаина, который провозился в двойных стенках чемодана, и 46 доз синтетического наркотика метадона, находившегося в таблетках в ручной клади18. В мае 1996 года сотрудники Себежской таможни (Псковская область) в двойных стенках и потолке контейнера с семенами люцерны под видом шампуня от перхоти изъяли 1739 кг гашиша на сумму 11,5 млн долларов19. По утверждению таможенников объемы наркоперевозок увеличиваются ежегодно почти вдвое20.
В последние
годы наблюдается устойчивый рост количества
незаконно перемещаемых наркотических
средств. Расследование дел такой
категории имеет свои сложности.
В некоторых случаях
В соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ22.
Этот перечень в соответствии с российским законодательством и международными договорами включает четыре списка: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен – список I; список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля – список II; список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля – список III; список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля – список IV.
Наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г. « О наркотических средствах и психотропных веществах»23 считаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах от 30 марта 1961 г.24 и Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.25
Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 27 апреля 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»26, при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, суды должны руководствоваться утвержденным Правительством РФ Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, а при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с сильнодействующими или ядовитыми веществами, - Списками сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемым независимым экспертным органом – Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ.
К психотропным веществам относятся вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы (например, амобарбитал, аминорекс, кетамин и др.), оказывающие влияние на психические функции человека (антидепрессанты, нейролептические, психостимулирующие и седативные средства, транквилизаторы)27. Психотропные вещества предусматриваются Списками I, II, III, IV Венской конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., также указаны в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 20 декабря 1988 г.28
Сделав анализ ст. 188 УК РФ, можно отнести контрабанду наркотических и психотропных веществ к контрабанде наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их аналогов, объектом которой будет являться нравственное, физическое и психическое здоровье населения29.
Объективная сторона
контрабанды характеризуется
Таможенная граница РФ, в соответствии со ст. 2 ТК, совпадает с Государственной границей РФ31. Территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Исключение составляют пределы свободных таможенных зон и таможенных складов. Эти зоны и склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, определяемых ТК. Их пределы, являясь таможенной границей, с государственной границей не совпадают32.
Контрабанда как преступление с формальным составом признается оконченной с момента перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ33. В постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» от 27 мая 2008 г. № 6, разъясняется, что контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товара через границу, а действия лица, пытавшегося перевезти товары и иные материальные ценности контрабандным путем за границу, подлежат квалификации как покушение на контрабанду. Определение момента окончания контрабанды имеет важное значение для правильного применения института добровольного отказа от преступления34.
Справедливо отмечается, что перемещение при контрабандном ввозе товаров состоит не только в фактическом пересечении таможенной границы РФ, но и включает в себя связанные с невыполнением правил перемещения действия, которые выражаются в недекларировании, в обманном использовании средств таможенной идентификации и др.35
Следовательно, можно согласиться с теми, кто отмечает, что моментом окончания контрабанды при ввозе служит не само фактическое пересечение таможенной границы, а перемещение, которое было сопряжено с совершением действий, указанных в диспозиции ст. 188 УК РФ. В случае, когда момент пересечения таможенной границы и момент совершения действий, иначе говоря, когда в деянии лица имеются все признаки состава преступления. Поэтому, для признания контрабанды оконченной при ввозе товаров, кроме прочего, необходимо фактическое пересечение таможенной границы36.
Некоторые ученые полагают, что и при вывозе товаров вопрос относительно определения момента окончания контрабанды должен решаться аналогичным способом37.
Представляется, что более правильна позиция тех, кто момент окончания контрабанды при вывозе товаров не связывает с фактом пересечения таможенной границы38. При незаконном вывозе товаров контрабанда считается оконченной с момента, когда оттиск личной номерной печати должностного лица таможенного органа, принявшего декларацию, поставлен в графе «Для служебных отметок»39.
Уголовный закон содержит исчерпывающий перечень способов перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу, квалифицируемых как контрабанда. К их числу относятся следующие: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации, сопряженная с недекларированием, путем недостоверного декларирования.
Под таможенным контролем понимают совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ40.
Перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же можно отнести случаи перемещения товаров и транспортных средств путем прорыва таможенной границы – открытого помещения (ввоза или вывоза) через таможенную границу товаров или транспортных средств, минуя таможенный контроль41.
Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов, перемещаемых через таможенную границу РФ, следует понимать использование в этих целях тайников либо других любых способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других42.
Преступники для перемещения контрабанды через таможенную границу могут использовать специальные хранилища или тайники. Например, специальное устройства в транспортном средстве, двойное дно чемодана, футляр для хранения музыкального инструмента. Предметы контрабанды, перечисленные в ч.2 ст. 188 УК РФ, не указанные в таможенной декларации и не представленные таможенному контролю, признаются скрытыми от таможенного контроля, хотя бы они и ничем не маскировались43.
Под перемещением товаров через таможенную границу РФ с обманным использованием документов и средств таможенной идентификации по смыслу ст. 278 ТК РФ следует понимать перемещение, сопровождающееся представлением: поддельных документов, недействительных документов, поддельного средства идентификации, подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам. Документы – это официальные бумаги, удостоверяющие права лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ44.
Обманным использованием средств таможенной идентификации признается подделка печатей, буквенной и иной маркировки, нанесение сходных знаков, выдаваемых за законные, совершаемые в тех же целях, что и обманное использование документов.
Перемещение способом, сопряженным
с недекларированием или
Способы перемещения
наркотических средств при
Другим методом
нелегальной перевозки
Субъектом рассматриваемого преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Согласно ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцати лет, таким образом, субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо (гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Лица, являвшиеся соучастниками контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, несут ответственность с вменением им данного квалифицирующего признака, если они были осведомлены об этом обстоятельстве, поскольку указанное обстоятельство характеризует более высокую общественную опасность совершенного деяния.
В качестве соучастника (пособника) может выступать должностное лицо таможенного органа. Если оно получает за содействие контрабанде незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде и получение взятки48.
Образует соучастие в контрабанде в виде пособничества заранее обещанное приобретение контрабандно доставленного из-за рубежа товара (предмета) лицом, не являющимся участником организованной группы. В этом случае ответственность наступает по ст. 33 и ст. 188 УК РФ. Заранее обещанное приобретение или сбыт контрабандного имущества влечет ответственность по ст. 175 УК49.
Контрабанда наркотиков (ч. 2 ст. 188 УК РФ), совершенная гражданами Российской Федерации, составила на 2005 год 52%, иностранными гражданами – 48%, из них гражданами Республики Таджикистан – 18%, Республики Казахстан – 18%, Республики Кыргызстан – 9%. На долю граждан остальных государств приходится 3%. Это свидетельствует о том, что на территории нашего округа существуют определенные этнические группы, активно занимающиеся наркобизнесом, наладившие поставки наркотических средств из Казахстана и государств Средней Азии50.
Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину, причем только в форме умысла. Иных признаков субъективной стороны состава преступления в диспозиции ст. 188 УК РФ не указано. Тем не менее, в юридической литературе есть и другие точки зрения по этому поводу. Так, например, Ю.И. Сучков считает, что «контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранных государств на таможенную территорию России для реализации на её внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды»51.
Информация о работе Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ