Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.
Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.
Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в
Российском законодательстве.
1.1. Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве 6
1.2. Историческое развитие Российского уголовного права
за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего
времени 13
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290
особенной части УК РФ
2.1. Объективные признаки взятки 23
2.2. Субъект и субъективные признаки взятки 25
2.3. Ответственность за взяточничество 28
Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и
статистический анализ преступления 31
Заключение 46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР УО за взяточничество.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Что касается понятия «выгод имущественного характера» в уголовном праве имеет место множество разногласий. К ним относятся, услуги имущественного характера, которые оказываются безвозмездно, но подлежат оплате, например, предоставление проездных билетов, путевок,  квартир, оказание юридических, которые не имеют материального выражения, но  они квалифицируются по имущественной оценке в денежном эквиваленте.

Понятие выгод шире, чем понятие услуг. Выгоды, возможно, определить как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле понимание услуг раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «под выгодами имущественного характера понимают, занижение реальной стоимости имущества объектов, которые приватизируются, занижение арендной платы, процентных ставок в результате пользования банковскими ссудами».6

В широком смысле выгода подразумевает получение для себя различной пользы, преимущества в результате оказания услуги и выполнения работы, а также иных действия материального характера. Все названные услуги и выгоды должны получить в приговоре оценку в денежном эквиваленте.

Объективной стороной получения взятки является получение взятки непосредственно должностным лицом или через своего посредника за конкретные действие (бездействие) в интересах лица, получающего взятку. В соответствии со ст. 290 УК РФ действие взяткополучателя могут выражаться в следующих формах:

   - действия (бездействие), которые относятся к кругу должностных полномочий лица в соответствии с должностным регламентом, а также противоправные действия (незаконное бездействие) должностного лица. Постановлением Пленума Верховного Суда №6 объясняется, что  «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он обязан совершить для взяткодателя, нужно понимать такие действия, которые он обязан или правомочен был выполнить в соответствии с возложенными на него полномочиями, а под противоправными действиями должностного лица  понимают неправомерные действия, не вытекающие из его полномочий или совершались наперекор интересам службы, а также действия, которые содержат в себе признаки преступления либо иного правонарушения».

- содействие в силу своего должностного положения определенными действиями (бездействием) других должностных лиц. В этом случае виновный пользуется своим положением и служебными связями, чтобы нужные действия (бездействия) совершались третьим лицом. При этом само третье лицо согласно Пленуму Верховного Суда РФ (п.4) тоже является должностным. Нужно заметить, что использование должностным лицом родственных или личных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой лицом должностью, не могут считаться как использование своего служебного положения;

- под общим попустительством и покровительством по службе подразумевается благосклонное отношение должностного лица к тому лицу, в интересах которого было получено вознаграждение. При этом действия должностного лица не обязательно оговариваются, ну, а само вознаграждение вручается не один раз.7

В теории уголовного права бытует мнение, что необходимым признаком получения взятки является определенная связь между раскрытыми ранее действиями и фактом самого получения взятки, а точнее – взятка является неотъемлемым условием, при наличии которого должностное лицо совершит соответствующие действие (бездействие).

В судебно-следственной практике известны дачи-получения взятки завуалированными способами. Такими способами могут быть: намеренный проигрыш в карты, прощение долга, оплата долга должностного лица.

С объективной стороны данное преступление выражается или через посредника, или непосредственно должностным лицом в получении взятки за бездействия (действия) в пользу лица, получающего взятку или лиц, которые его представляют им лиц, если такие бездействия (действия) входят непосредственно в должностные полномочия взяткополучателя, и оно в силу своего занимаемого положения может помогать таким бездействиям (действиям), а равно за полное покровительство по службе.8

Посредником взяткополучателя может быть как его близкий друг, так и член семьи, а сами деньги могут быть непосредственно зачислены на счет лица, получающего взятку.

В заключении нужно выделить основные признаки, которыми могут обладать взятки:

1. Взятка являясь имущественным вознаграждением, носит непосредственно материальный характер;

2. Взятка дается лицу, представляющему интересы государственного органа, а так же учреждения или органа местного самоуправления;

3. Передача вознаграждения обусловлена  совершением или не совершением  в интересах дающего действий, которые входят в компетенцию должностного лица и которое оно должно или правомочно выполнить в соответствии со своими должностными обязанностями, либо неправомерных действий, которые являются результатом, вытекающим из занимаемой должности лица или осуществляются наперекор интересам государственной службы, в том числе действий, которые содержат признаки правонарушения или преступления;

4. Вручение взятки независимо периода ее получения должна преследовать обязательное вознаграждение должностного лица за совершение им действия (бездействие), носящего незаконный либо законный характер;

5. Совершенное деяние по получению взятки должно всегда быть обращено в интересах взяткодателя или заинтересованных в этом третьих лиц.

1.2. Историческое развитие  Российского уголовного права

за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего

времени.

Достижения и неудачи реформ в уголовном законодательстве Российской Федерации зависят от того, насколько полно и правильно используется опыт прошлых лет законотворческой и правоприменительной деятельности. Чтобы понять смысл взяточничества нужно изучить историю его развития от древних времен до наших дней. Право постоянно изменяется, исчезают старые социальные отношения, появляются новые. Государство должно своевременно реагировать на такие изменения и вносить поправки в старые  нормы и принимать новые. Применение законотворческого опыта прошлых лет имеет особое значение для решения вопросов совершенствования уголовного законодательства.

История борьбы с таким явлением как взяточничество  уходит в далекое прошлое нашего государства. После судебника Русской Правды, после того, как усилилась княжеская власть народная юстиция стала терять свое прежние позиции, и к периоду действия Судебников вся деятельность народа сосредотачивалась в руках дьяков. Они являлись юристами, которым были хорошо знакомы все вылазки и больные места законов. Деятельность дьяков вела к взяточничеству и лихоимству. Такие виды преступления по службе, как лихоимство, взяточничество, отказ в правосудии, обращают на себя основное внимание законодательства.

Впервые Псковской судной грамотой (1397-1467гг.) в конце 14 века в Российском уголовном законодательстве было запрещено получение взятки. О таком факте упоминается и в Новгородской судной грамоте (1471г.). В обозначенных исторических нормативно-правовых актах сама взятка называлась «посулом». Статья 1 Судебника 1497г. говорила: «Судите суд окольничим и боярам. А на суде были у окольничих и бояр диаком. А посулов окольничим, и боярам, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому…». В этой статье под посулами понимали принятие должностным лицом, которое осуществляло правосудие или разрешало спор, поборов, гостинцев, взяток. Но, данная статья не предусматривала санкции за получения посула, но должностное лицо, которое его полячило могло быть наказано главою государства. Следовательно, коррупция как правовое явление, которое было направленно против интересов государства и правосудия, проявилось на Руси в виде получения взяток.9

В 1561 году царем Иваном Грозным была введена судебная грамота. Эта грамота уже определяла конкретные санкции за получение взятки чиновниками судебной состемы местного управления и гласила: «А учнут излюбленные суды судите не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велите имати да отдавати тем людям, кто на них донесет».

В Соборном Уложении 1649 года взятку стали делить на «посул» (взятка-подкуп) и «поминки» (взятку-вознаграждение). В этом же нормативно-правовом акте ставились вопросы об уголовной ответственности за взяточничество, а конкретно: в главе десятой «О суде». Кроме того, был расширен круг лиц, которые привлекались к уголовной ответственности за получение взятки. К таким лицам относили тех лиц, которые выполняли такие же функции, что и судебные чиновники. Статья 8 главы десятой определяла уголовную ответственность за «мнимое посредничество». В этом случае частное лицо якобы берет для передачи судье от взяткодателя предмет взятки для принятия нужного решения для давшей вознаграждения стороны, а само практически присваивает такое вознаграждение.

Судебное уложение 1649г. разнообразило и расширило законодательство России по борьбе с взяточничеством, но оно не смогло устранить все проблемы, возникающие в правоприменительной практике.10

Петр 1 посчитал недостаточными меры ответственности за взяточничество, которые были приняты другими царями. Указом  от 23 августа 1713г. он, одновременно с получением взятки ввел уголовную ответственность за дачу взятки. В 1716г. был издан указ, который запрещал должностным лицам в подрядных организациях заниматься коммерческой деятельностью, а в 1723г. была введена смертная казнь за мздоимство, в легких случаях – забиралось имение, а преступник ссылался в вечную ссылку, при этом ему вырезали ноздри.

В 1715г. при создании «Воинских артикулов» впервые была проведена петровская систематизация уголовно-правовых норм, которые состояли из 24 глав и 209 статей. Взяточничество воинский устав рассматривал с трех позиций:

- обычное принятие взятки;

- нарушения служебного принципа вследствие принятия взятки;

- совершения преступления за  взятку. В артикулы входили такие должностные преступления, как взяточничество, которое наказывалось смертной казнью, а также телесными наказаниями и конфискацией имущества.

Наиболее расширено эти вопросы стали регулироваться в 19 веке, а конкретно в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Это Уложение на то время было основным законом, раскрывающим составы взяточничества в 2-х статьях.

Статья 401 (ст.372 в ред. 1866 и 1885 гг.) рассказывала о ответственности чиновника или иного лица, который состоял на общественной или государственной службе, и который «по действию или делу, касающемуся непосредственно его обязанностей по службе, возьмет, хотя и без всякого в чем – либо нарушения сих обязанностей подарок, состоящих в вещах, деньгах или в чем бы то ни было другом». Такое деяние признавалось мздоимством.

Статья 402 (ст. 372 в ред. 1866 и 1885гг.) предусматривала ответственность за принятия в дар вещей, денег или чего-то иного «для допущения или учинения чего – либо противозаконного обязанностям службы». Это называлось лихоимством.

За лихоимство (принятие взятки за совершение «чего-либо противозаконного обязанностям службы») в качестве наказания ссылали в Томскую или Тобольскую губернию. При этом осужденный находился под заключением на срок от 1 до 3 лет и лишением прав на свое состояние. Самое строгое наказание было предусмотрено за лихоимство с вымоганием взятки «при истязаниях или ином явном насилии» - каторжные работы от 6 до 8 лет с лишением прав на свое состояние.

Виды взяточничества разделялись в зависимости:

1. от деяния должностного лица:

а) правомерное, без нарушений обязанностей по службе (при мздоимстве);

б) соединение с нарушением этих обязанностей или даже преступное (при лихоимстве). Вымогательство взятки считалось наивысшей степенью лихоимства.

2. от способа получения взятки:

а) получение взятки вымогательством самого берущего – «по почину»;

б) получение взятки по желанию вымогателя – «по почину лиходателя».

3. от периода получения взятки:

а) до соответствующего (ожидаемого) поведения должностного лица;

б) после соответствующего поведения должностного лица.11

Предмет взятки определялся по-разному, но, юристы прошлых лет были единогласны в понимании взяточничества как преступления, совершенного с корыстным умыслом: «предметом дара, подарка или прибыли, взятки, выгоды могут быть вещи, деньги или что-либо иное, но то, что имеет материальную ценность. Так как взяточничество является корыстным деянием, совершаемое по побуждениям обстоятельству, которое влияет на степень ответственности, то ответственность наступает, не зависимо от того, какой бы малой не была бы цена вещей или сумма денег, которая получена лихоимцем».

   Уложение о наказаниях учитывало такой вариант, что получение взятки через других лиц (в том числе детей, жену, знакомых, родственников), или непосредственно должностным лицом, предусматривало замаскированные варианты принятия взятки под предлогом продажи проигрыша, мены, или другой какой-нибудь мнимой законной сделки.

Последующей ступенью в развития Российского законодательства относительно получения взяток явилось Уголовное уложение 1903г.

Ст. 656 Уголовного уложения предусматривалось три варианта принятия взятки служащим: простое мздоимство (ч.1), т.е. взятка принималась служащим за уже совершенное действие, которое входит в круг его непосредственных обязанностей согласно службе; квалификационное мздоимство (ч.2) – взятие взятки, заранее данной для стимулирования служащего к совершению такого действия на службе; лихоимство (ч.3) – получение взятки, заранее данной служащему для побуждения его к учению в круге его обязанностей противоправного служебного проступка или деяния или за совершенные им такой проступок или деяния».

Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления