Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.
Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.
Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в
Российском законодательстве.
1.1. Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве 6
1.2. Историческое развитие Российского уголовного права
за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего
времени 13
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290
особенной части УК РФ
2.1. Объективные признаки взятки 23
2.2. Субъект и субъективные признаки взятки 25
2.3. Ответственность за взяточничество 28
Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и
статистический анализ преступления 31
Заключение 46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР УО за взяточничество.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от Уложения о наказаниях Уголовное уложение 1903г. проводил четкую границу между взяточничеством и еще одним видом должностного преступления – лихоимственными сборами. При таком виде должностного преступления виновный не требует и не принимает передачи мзды за свои незаконные действия, а прямо изымает незаконные поборы называя причиной поступления их в общественную или государственную кассу.

Наказание за мздоимство Уголовное Уложение 1903г. предусматривало заключение в тюрьму на срок до 6 месяцев, а за лихоимство – в виде исправительного дома на срок  до 3 сет. В случае вымогательства взятки исправительный дом мог быть назначен сроком до 6 лет.

Следя на событиями, которые происходили в стране и мире в начале 20 века, законодатель увеличивает ответственность за лихоимство и мздоимство, а точнее, в случаях, когда они были учинены по делам, касающимся снабжения флота и армии боевыми, продовольственными и другими припасами, пополнение личного состава и вообще обороны государства в Законе от 31 января 1916г. Этот закон не считал преступлением дарение подарка должностному лицу в качестве благодарности, если не было ранее договоренности за совершения деяния не нарушая должностным лицом своих служебных обязанностей.

С  первых дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма распространенным и опасным явлением. Это привело к тому, что вождь мирового пролетариата самостоятельно редактировал декрет 8 мая 1918г. о борьбе с взяточничеством.

Ответственность за взяточничество было ужесточена советской властью. Декрет НСК от 8 мая (25 апреля) 1918г. «О взяточничестве» предусматривал наказание за получение взятки - лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на такой же срок.

Переход к НЭПу сопровождался серьезным увеличением количества должностных преступлений и прежде всего это касается взяточничества. Первый Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 июля 1922г. Уничтожить взяточничество было задачей не из легких, и в 1922 году Советское государство и коммунистическая партия провели комплекс разнонаправленных мероприятий по борьбе с взяточничеством, при этом учитывалась повышенная опасность этого преступления. В числе таких мероприятий было проведение социальной кампании по борьбе с взяточничеством и усиление платы за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 9 октября  1922г., который изменил ст.114 и ввел новую ст.114а, наказание за неквалифицированные виды взяточничества включало в себя лишение свободы на срок не менее 1-го года с выборочной конфискацией имущества. За квалификационные виды взяточничества наказание состояло в лишение свободы на срок не менее 3-х лет, а при отягчающих  обстоятельствах наказание– расстрел с конфискацией имущества.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за получение взятки по данной статье, признавались:

- ответственное положение должностного лица, принявшего взятку,

- возможность нанесения или нанесение государству материального ущерба в результате взятке,

- вымогательство взятки.

Лицо могло быть освобождено от наказания в следующих случаях: если лицо, получившее взятку, немедленно и добровольно заявило о вымогательстве взятки и своими своевременными показаниями и донесениями окажет содействие раскрытию преступления.

За посредничество во взяточничестве и дачу взятки были установлены те же самые наказания, что и за получение взятки.

Ст. 117 УК РСФСР 1926г. определяет взяточничество как: «принятие должностным лицом непосредственно или через своих посредников, в любом виде вознаграждения (взятки) за невыполнение или выполнение в интересах того, кто дает какого-либо действия, которое должностное лицо должно или может, было совершить в силу своего служебного положения». Закон предусматривает за такое преступление наказание лишением свободы до двух лет.

В случае получения взятки было совершенное при отягчающих обстоятельствах, таких как:

а) ответственному положение должностного лица, получившего взятку,

б) при наличии ранней судимости за получение взятки или неоднократного получения взятки,

в) если со стороны лица, принявшего взятку, состоялся факт вымогательства, то наказанием в этом случае - лишение свободы с полной изоляцией на срок не менее двух лет, с ужесточением вплоть до расстрела с конфискацией имущества.

В это период было установлено самое строгое наказание за взяточничество, когда-либо существовавшее за аналогичное преступление – смертная казнь.

Дальнейшее развитие норм о взяточничестве можно увидеть в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. В этом законе выделяют квалификационные виды преступления, они уже описаны с изменениями. Хотя до этого эти изменения не вносились в описательные признаки состава получения взятки. Таковыми признавались:

1) ответственное положение должностного  лица, получающего взятку;

2) судимость за получение взятки;

3) неоднократное получение взятки;

4) вымогательство взятки.

Санкции ощутимо ужесточились – до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, а при отягчающих обстоятельствах этот срок был от 5 до 10 лет лишения свободы. В санкции убрано наказание в виде смертной казни. Большую роль в понятие содержания уголовного закона сыграло Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебным положением или властью, превышении служебных полномочий или власти, халатности и должностном подлоге». В этом документе впервые дается официальное толкование административно-хозяйственных и распорядительных функций, которые входят в полномочия должностного лица, а также существенного вреда, корыстной или другой личной заинтересованности. Многие из указанных объяснений не утратили своей значимости в УК РФ 1996 года.

В ст. 290 Уголовного кодекса 1996г., который вступил в действия с 1 января 1997г., законодатель определил ответственность за получения взятки.  Ст. 290 УК РФ гласит: «получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной организации через своего посредника или лично взятки в виде ценных бумаг, денег, иного имущества либо в виде незаконных оказания такому лицу услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или лиц, которые его представляют, если такие бездействия (действия) входят непосредственно в служебные полномочия должностного лица или если оно в виду своего должностного положения может поспособствовать таким действиям (бездействию), а равно за  общее попустительство или покровительство по службе». Так же законодатель устанавливает ответственность за дачу взятки. Данные деяния имеют квалифицирующие и особо квалифицирующие составы, которые перечислены в диспозиции соответствующих статей. 12

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция и взяточничество существует столько времени, сколько существует и само государство. Однако взяточничество всегда считалось серьезным преступлением, но нельзя не заметить, что в России к взяточничеству отношение со стороны государства было и есть более терпимым, чем в Европе (где коррупционный уровень резко пошел вниз в ХХ веке). История развития уголовного законодательства России содержит множество решений, которые заслуживают самого тщательного изучения. Экскурсия в историю позволяет проследить поэтапное развитие юридической мысли в сфере регламентирования ответственности за взяточничество.

Достижения юридической науки прошлых лет обязаны оставаться на контроле российских ученых, т.к. проблемы тех лет и на данный момент продолжают оставаться весьма актуальными.

             

 

      

 

 

 

Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290

особенной части УК РФ.

2.1. Объективные признаки  взятки.

Объективной стороной принятия взятки является получение должностным лицом через посредника или лично предметов взятки за:

 бездействия (действия) в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих, которые входят в его служебные полномочия (ч.1);

 бездействия (действия) в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих, которые не входят в полномочия должностного лица, но само должностное лицо, в силу своего положения может поспособствовать таким действиям (бездействию) (ч.1);

общее попустительство или покровительство по службе должностным лицом взяткодателя или лиц его представляющих (ч.1);

незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих (ч.3).

 В первом варианте имеют ввиду правомерные действия (бездействие) должностного лица, которые не нарушают его обязанностей по службе и не выходят за рамки его должностных компетенций.

Должностное положение лица определяет не только его возможности, связанные с кругом прав и обязанности субъекта в связи с занимаемой должностью, но и фактической возможности, вытекающий из авторитета которым обладает субъект занимаемой должности, а также из служебных связей такого лица и наличия у него в подчинении других должностных лиц. Пользуясь ими, должностное лицо за вознаграждение может оказать влияние, способствовать не совершению (совершению) нужного для лица, дающего взятку действия другим должностным лицом, возможно, которое ничего не знает об этом вознаграждении. Такая ситуация относится ко второму из перечисленных вариантов объективной стороны получения взятки.13

Согласно трактовке Пленума Верховного Суда РФ, «к общему покровительству по службе относятся, действия, которые связаны с необоснованным внеочередным повышением по должности, с незаслуженным поощрением, совершением иных действий, которые не вызваны острой необходимостью. К попустительству по службе нужно отнести, неприятие должностным лицом мер за нарушения или упущение в служебной деятельности лица, дающего взятку или лиц его представляющих, не реагирование на его незаконные действия» (п. 4).14

При передачи взятки за общее попустительство или покровительство определенные действия (бездействие) должностного лица не оговариваются, но сами участники преступления понимают, что в итоге услуги (ценности) предоставляются должностному лицу для удовлетворения интересов лица, дающего взятку или лиц его представляющих, т.к. данное общее попустительство или покровительство в результате выражается (может выразится) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Такой вид взяточничества характерен при получении постоянных вознаграждений от подконтрольных или подчиненных должностному лицу сотрудников, т.к. должностное лицо все время решает вопросы, которые затрагивают их интересы, и они заинтересованы в лояльном к ним отношении лица, получающего взятку.  А также это выгодно для коррумпированного аппарата муниципальных и государственных органов, когда представители организованной преступности берут на содержание должностных лиц, не без оснований рассчитывая, на то, что те в нужных случаях будут действовать в интересах взяткодателей.

Незаконными действиями (бездействиями) должностного лица, о которых говорится в ч.3 ст.290, - это поведение, выходящие за рамки своих служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействия), входящие в рамки его полномочий, но при данных обстоятельствах оснований для совершения таких действий не имелось. Точнее говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица – это поведение, которое связано с нарушением своих обязанностей по службе.

Преступление по получении взятки считается оконченным с момента, когда должностное лицо взяло хоть часть взятки, в случае, если она передаются по частям, при этом не важно, выполнило ли оно оговоренное действие или нет, собиралось ли оно выполнять такие действия или нет. Важно лишь то, принимались ли выгоды или имущественные ценности субъектом именно как должностным лицом, лично или путем использования своего положения на других должностных лиц для обеспечения удовлетворения интересов лица, дающего взятку или лиц его представляющих.15

Действия (бездействия), которое совершено должностным лицом, получившем вознаграждение, находится за пределами состава преступления по получении взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценкой.

В случае, когда должностное лицо, совершает за взятку деяние, используя свое служебное положение, которое является преступлением (например, неправомерно освобождает от уголовной ответственности, дает поддельный документ, выносит заведомо неправомерный приговор или решение, пособничает контрабанде, хищению, фальсифицирует доказательства и т.д.) ответственность наступает не только за получение взятки, но и за сами эти преступные деяния.

2.2. Субъект и субъективные признаки взятки.

По ст. 290 УК РФ субъектом, а точнее специальным субъектом данного преступления, является должностное лицо. Все другие лица, которые участвуют вместе с ним в совершении преступления, а так же и лица, которые выдают себя за должностных лиц, будут отвечать за соучастие в получении взятки как подстрекатели, организаторы или пособники.

Итак, субъектом получения взятки согласно с примечанием к ст. 285 УК РФ будет лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняющее функции представителя власти либо выполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исполнение названных функций по специальному полномочию говорит о том, что лицо, которое исполняет конкретные функции, которые были возложены на него законом (стажеры органов полиции, прокуратуры и др.), приказом, нормативным актом, или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то должностным лицом или органом. Такие функции осуществляются только одноразово или в течение некоторого времени или совмещаться с основной работой (присяжные и народные заседатели и др.).

Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления