Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:43, курс лекций
В литературе имеется ряд определений понятия Особенная часть уголовного права:
1) «Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих круг и
юридические признаки опасных для личности, общества или государства
деяний, являющихся преступлениями, а также конкретные наказания,
применяемые за их совершение»
По конструкции объективных сторон этих преступлений их можно подразделить на две группы: с материальным составом (статьи 307-309, 315, 316 УК) и с формальным составом (статьи 310-314 УК). К числу обязательных признаков объективной стороны материальных составов законодатель относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных главой 13 УК, характеризуется умышленной формой вины. Исключением является состав, предусмотренный статьей 316 УК (халатность), где возможна только неосторожная форма вины. Обязательными признаками отдельных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность (статьи 307, 310, 314 УК) либо корыстный мотив (статья 311 УК).
Поскольку составы данной группы преступлений по объекту, субъекту и субъективной стороне рассмотрены, проанализируем их по объективной стороне, изложенной в диспозициях статей главы 13 (или в примечаниях к ним).
Злоупотребление должностными полномочиями использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 307 УК РК).
В примечаниях к статье раскрываются понятия "должностные лица" и "лица, занимающие ответственную государственную должность":
1. Должностные лица - физические
лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию, осуществляющие
функции
представителя власти либо выполняющие
организационно-
распорядительные или административно-хозяйственные
функции в
государственных органах,
органах местного самоуправления, а также
в Вооруженных Силах Республики Казахстан,
других войсках и воинских
формированиях Республики Казахстан.
2. Под лицами,
занимающими ответственную
государственную должность понимаются
лица, занимающие
должности, устанавливаемые Конституцией
Республики Казахстан,
конституционными и иными законами Республики
Казахстан для
непосредственного исполнения функций
государства и полномочий
государственных органов, а равно лица,
занимающие согласно
законодательству о государственной
службе политические должности
государственных служащих (в редакции
Закона РК №47-11 от 5 мая 2000 г.
"О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан
по вопросам борьбы с преступностью").
Деяние признается совершенным вопреки интересам службы, если оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату в целом, так и задачам, выполняемым отдельными властными структурами либо управленческими звеньями, нарушает установленные принципы и порядок работы аппарата и в первую очередь принцип законности.
Под интересами службы также следует понимать нормальный ход работы конкретных учреждений, предприятий, соблюдение дисциплины, законных прав и интересов физических и юридических лиц.
Для объективной стороны данного преступления необходимо наступление вредных последствий и соответственно наличие причинной связи между действием или бездействием виновного и наступившими вредными последствиями.
ТЕМА 14 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Преступлениями против порядка управления считаются наиболее опасные виды нарушений порядка управления. Уголовный кодекс Республики Казахстан в главе 14 предусматривает 22 состава преступлений, посягающих на единый родовой объект - порядок управления, который включает в себя систему общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность государственно-общественных, кооперативных и других органов в сфере управления.
Непосредственными объектами этой группы преступлений выступают конкретные виды общественных отношений в сфере управления (нормальная деятельность органов власти, общественные отношения, обеспечивающие авторитет государственного строя Республики Казахстан, порядок управления в области назначения, избрания должностных лиц, порядок документального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение. Дополнительными объектами в некоторых видах преступлений данной группы могут быть честь и достоинство представителей власти.
По своим
объективным признакам преступл
По своей конструкции преступления против порядка управления предполагают формальные составы, которые не требуют наступления общественно опасных последствий. Некоторые из них квалифицированными составами признают деяния, повлекшие последствия. Такие составы являются материальными, например, самоуправство (часть 3 статьи 327 УК).
С субъективной стороны преступления против порядка управления характеризуются умышленной виной. Отдельные составы преступлений с субъективной стороны предполагают мотив или цель совершения преступного деяния (часть 3 статьи 318 УК).
Субъектами большей части преступлений против порядка управления являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Такое преступление, как уклонение от военной службы (ст.326 УК), предполагает специального субъекта, которым будет яйцо, подлежащее призыву на военную службу.
Преступления против порядка управления в зависимости от объекта посягательства можно разделить на следующие виды.
3. Преступления, посягающие
на неприкосновенность
Государственной границы
Республики Казахстан;
4. Преступления, посягающие
на порядок обращения официальных
документов и государственных наград;
5. Преступления, связанные
с нарушением правил по обеспечению
порядка управления;
6. Специальные виды посягательств на порядок управления.
ТЕМА 15 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Преступления, посягающие на деятельность органов, связанных с осуществлением правосудия и исполнения наказаний, содержатся в главе 15 Особенной части Уголовного кодекса РК, наполненной 27 составами преступлений, имеющих один родовой объект.
При этом, под органами правосудия понимается не только суд, но и органы, обеспечивающие правильное разрешение судом уголовных и гражданских дел, к которым законодатель относит органы прокуратуры, юстиции, дознания, предварительного следствия, а также учреждения, обеспечивающие исполнение назначенных судом наказаний.
Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, которые нарушают нормальную деятельность суда по отправлению правосудия, а также деятельность органов, обеспечивающих отправление правосудия.
Некоторые преступления данной группы имеют дополнительный объект - охраняемые законом права и интересы личности. К таким преступлениям относятся:
С объективной стороны преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний чаще всего совершаются путем действия. Лишь такие преступления, как отказ или уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст.353 УК), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.362 УК), недонесение о преступлении (ст.364 УК) могут совершаться путем бездействия.
Субъектом одних преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний могут быть только должностные лица, других - лица, не являющиеся должностными, но обладающие иными признаками специального субъекта (эксперт, переводчик), а также составы, предусматривающие наличие общего субъекта.
С субъективной стороны преступления этой группы совершаются только умышленно.
В зависимости от объекта посягательства преступления данной группы можно разделить на следующие виды.
1. Преступления,
посягающие на общественные
2. Преступления, посягающие
на нормальную деятельность
правоохранительных органов;
3. Преступления, посягающие
на получение достоверных
доказательств по делу;
4. Преступления, посягающие
на порядок исполнения
ТЕМА 16 ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Уголовная ответственность за совершение воинских преступлений предусмотрены главой 16 Особенной части УК РК. Статья 366 УК определяет, какие преступления относятся к воинским.
Воинские преступления - преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими сборов.
Из содержания закона следует, что воинские преступления посягают на родовой объект - общественные отношения, регулирующие порядок несения воинской службы. Совершение военнослужащим преступления, посягающего на установленный порядок несения воинской службы, например, разбой, хулиганство и т.д. влечет ответственность по соответствующим статьям других глав Уголовного кодекса РК. В зависимости от объекта посягательства воинские преступления можно разделить на следующие виды.
1. Преступления,
посягающие на порядок
2. Преступления, посягающие на порядок прохождения военной службы;
3. Преступления, посягающие
на порядок несения специальных
служб:
4. Преступления, посягающие
на порядок обращения с оружием,
боеприпасами, военным имуществом, эксплуатацию
военной техники;
5. Преступления, посягающие
на нормальную деятельность
военного управления и престиж Вооруженных
Сил;
6. Преступления, посягающие
на авторитет Вооруженных Сил
Республики Казахстан и основы воинской
дисциплины.
Объективная сторона воинских преступлений выражается как в действиях, например, в насильственных действиях в отношении начальника (ст.369 УК), так и в бездействии, например, в халатном отношении к службе (ст.381 УК). По своей конструкции составы воинских преступлений могут быть формальными, например, дезертирство (ст.373 УК), материальными, например, нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих (ст.390 УК) или формально-материальными, например, нарушение правил несения пограничной службы (ст.376 УК).
Субъективная сторона большинства воинских преступлений характеризуется умышленной виной, например, дезертирство (ст.373 УК), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст.387 УК) и др. Некоторые воинские преступления могут быть совершены только по неосторожности, например, неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества (ст.388 УК). Отдельные преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, например, неповиновение или иное неисполнение приказа (ст.367 УК). Факультативными признаками субъективной стороны в отдельных составах являются цель и мотив совершения преступления.
Субъект воинских преступлений специальный - лицо, проходящее военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях республики, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими сборов. Вооруженные Силы Республики Казахстан включают в себя: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, тыл. Под другими воинскими формированиями понимаются внутренние войска, Республиканская гвардия, войска Комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны.
Воинские преступления отличаются от преступлений, предусмотренных другими главами Особенной части УК РК, двумя особенностями - специальным объектом посягательства и специальным субъектом преступления.
Квалифицирующими признаками составов воинских преступлений являются совершение преступлений в военное время или в боевой обстановке и их совершение влечет повышенную уголовную ответственность, вплоть до исключительной меры наказания.