Курс лекций по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:43, курс лекций

Краткое описание

В литературе имеется ряд определений понятия Особенная часть уголовного права:
1) «Особенная часть уголовного права представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих круг и
юридические признаки опасных для личности, общества или государства
деяний, являющихся преступлениями, а также конкретные наказания,
применяемые за их совершение»

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине_ «Уголовное право Республики Казахстан.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Под безопасностью (второй частью родового объекта этой группы преступлений) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности данной группы преступлений относятся: конституционный строй, суверенитет, обороноспособность и территориальная целостность государства.

Конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям, которая основана на совокупности основополагающих регуляторов, содействующих закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет является важнейшим свойством самостоятельности и независимости как государственной власти, так и государства в целом.

Обороноспособность - состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала, способное обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной неприкосновенности от нападения извне.

Территориальная неприкосновенность - есть целостность, не отчуждаемость территории Республики Казахстан и нерушимость государственной границы (с точки зрения изменения прохождения линии государственной границы).

Предмет посягательства выступает самостоятельным признаком только в некоторых составах преступлений. Так, при шпионаже (ст. 166 УК) предметом являются сведения, составляющие государственные секреты (в редакции Закона Республики Казахстан № 47-Н от 5 мая 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с преступностью" понятие "государственная тайна", "военная тайна" - заменены на понятия "государственные секреты"), а при определенных условиях (задание иностранной разведки) и иные сведения, не относящиеся к разряду государственных секторов. В ст. 170 УК - это материалы, содержащие призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства или насильственному изменению конституционного строя, а равно насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории. В диверсии (ст. 171 УК) предметом преступления выступают предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи и объекты жизнеобеспечения населения.

Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. Только разглашение государственных секретов (ст. 172 УК), утрата документов, содержащих государственные секреты (ст. 173 УК), а также уклонение от призыва по мобилизации (ст. 174 УК) с объективной стороны могут характеризоваться как действием, так и бездействием. Квалифицированный состав разглашения государственных секретов и состав утраты документов, содержащих государственные секреты, а также три формы диверсии законодателем сконструированы как материальные, а остальные составы являются формальными, то есть преступления считаются оконченными с момента совершения описанных в законе действий, независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Субъективная  сторона этой группы преступлений характеризуется умышленной формой вины, причем умысел может быть только прямым. Исключение составляют такие составы, как разглашение государственных секретов, которое может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, и утрата документов, содержащих государственные секреты, для которой вина может быть только неосторожной. В материальных составах виновный осознает общественно опасный характер совершаемых действий, предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления, а в формальных (то есть большинстве составов преступлений этой группы) - достаточно осознания лицом общественно опасного характера совершаемого действия и желания его совершить. Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны включают специальную цель:

- подрыв или ослабление внешней безопасности и суверенитета 
РК (ст. 165 УК);

прекращение государственной или иной политической 
деятельности (ст. 167 УК);

свержение или  изменение конституционного строя  либо 
насильственное нарушение единства территории РК (ст. 170 УК);

- подрыв безопасности и обороноспособности РК (ст. 171 УК). 
Мотив преступления как конструктивный признак субъективной

стороны включен  законодателем только в состав посягательства на жизнь государственного деятеля (ст. 167 УК). Таким мотивом является месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего.

Субъектами  преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта: гражданин РК (ст. 165 УК), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ст. 166 УК), лицо, которому государственные секреты были доверены или стали известны по службе или работе (ст. 172 УК), лицо, имеющее доступ к государственным секретам (ст. 173 УК), лицо, состоящее в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан (ст. 174 УК).

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в зависимости от объекта посягательства классифицируются на следующие виды:

1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность и 
суверенитет Республики Казахстан: государственная измена (ст. 165 УК) 
и шпионаж (ст. 166 УК);

2) преступления, посягающие на политическую систему Республики 
Казахстан:  посягательство  на жизнь государственного  или 
общественного деятеля (ст. 167 УК), насильственный захват или 
насильственное удержание власти (ст. 168 УК), вооруженный мятеж (ст. 
169 УК), призывы к насильственному свержению или изменению 
Конституционного строя либо насильственному нарушению единства 
территории Республики Казахстан (ст. 170 УК);

3) преступления,    посягающие    на    безопасность    и 
обороноспособность Республики Казахстан: диверсия (ст. 171 УК);

преступления, посягающие на сохранность государственных 
секретов: разглашение государственных секретов (ст. 172 УК) и утрата 
документов, содержащих государственные секреты (ст. 173 УК);

преступления, посягающие на порядок комплектования 
Вооруженных Сил Республики Казахстан: уклонение от призыва по 
мобилизации (ст. 174 УК).

 

2. ПРИЗНАКИ ЭЛЕМЕНТОВ  СОСТАВОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Государственная измена, то есть умышленное деяние, совершенное гражданином Республики Казахстан с целью подрыва или ослабления внешней безопасности суверенитета Республики Казахстан (ст. 165 УК РК) - открывает главу 5 Уголовного кодекса РК, как одно из самых тяжких преступлений против государства. Статья 47 Конституции РК определяет, что Президент РК несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности парламентом.

Государственная измена определяется как враждебная деятельность гражданина Республики Казахстан совместно с внешним противником, которым может выступать иностранное государство или иностранная организация, ведущая разведывательно-подрывную деятельность против государства, то есть государственная измена представляет собой особую форму соучастия гражданина РК в совершении преступления, посягающего на жизненно важные основы своего собственного государства.

Непосредственным  объектом государственной измены является внешняя безопасность и суверенитет Республики Казахстан. В ранее действовавшем УК Каз. ССР одной из форм измены являлся "заговор с целью захвата власти", состав которой (то есть формы измены) мог иметь и другие объекты и элементы субъективной стороны данного преступления. В новом УК данная форма из состава государственной измены исключена и описание объективной стороны в ст. 165 УК позволяет определить объект государственной измены именно как внешнюю безопасность и суверенитет РК. При этом под внешней безопасностью понимается состояние защищенности конституционного строя, обороноспособности и территориальной неприкосновенности Республики Казахстан от внешних угроз.

Предмет преступления характерен только для двух форм государственной измены - шпионажа и выдачи государственных секретов. Для шпионажа это сведения, составляющие государственную или служебную тайну, либо иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы в ущерб внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, а для выдачи - только сведения, составляющее государственную тайну.

Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением действий, выраженных в одной из четырех предусмотренных законом форм. Статья 165 УК РК предусматривает следующие формы государственной измены:

  1. переход на сторону врага во время войны или вооруженного 
    конфликта;
  2. шпионаж;
  3. выдача государственных секретов;
  4. иное оказание помощи иностранному государству, иностранной 
    организации или их представителям в проведении враждебной 
    деятельности против Республики Казахстан.

Все формы  государственной измены могут быть совершены только путем активных действий, способы совершения которых зависят от конкретной формы государственной измены.

1. Переход на сторону врага как форма государственной измены, включает в объективную сторону три признака:

а) особую обстановку - обстановку войны или вооруженного конфликта, одной из сторон в которой выступает Республика Казахстан;

б) вступление гражданина Республики Казахстан в контакт с 
военным противником своего государства;

в) цель контакта - оказание помощи военному противнику 
Республики Казахстан.

Под военным  временем следует понимать период между фактическим началом военных действий и их фактическим окончанием. Вооруженный конфликт предполагает ситуацию, когда идет боевое столкновение с противником, например, вооруженный конфликт на государственной границе.

Под контактом  необходимо понимать обусловленную согласованность (или обусловленность) действий противника и гражданина Республики Казахстан. Контакт предполагает двустороннюю связь. Способы контакта могут быть самые разнообразные:

- поступление   на   службу   в   вооруженные   силы   или 
военизированные формирования;

  • работа в спецслужбах противника (в том числе прохождение 
    специального обучения для осуществления последующей подрывной 
    деятельности);
  • преследование граждан Республики Казахстан, выполняющих 
    патриотический долг;
  • участие в карательных мероприятиях, а также мероприятиях, 
    проводимых в ущерб нормальной жизни и деятельности мирного 
    населения (в том числе захвате заложников, проведении репрессий и 
    т.п.);
  • участие или способствование иным способом разграблению 
    имущества Республики Казахстан и т.д.

Обобщающим  признаком такого контакта является то, что гражданин РК осуществляет фактическую деятельность в пользу военного противника Республики Казахстан.

Сам переход  на сторону врага может выразиться в оставлении территории Республики Казахстан и переходе на территорию другого государства (физический переход) или в оказании содействия противнику без оставления территории Республики Казахстан. Содействие противнику может быть оказано как с использованием физических возможностей (участие в боевых контактах), так и с использованием интеллектуальных возможностей (знание местности, местного населения, мест дислокации различных объектов и т.д.).

Преступление  считается оконченным с момента  начала контакта с противником.

2. Шпионаж заключается в передаче, а равно собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную или служебную тайну, то есть -государственные секреты, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета Республики Казахстан, - то есть объект данной формы государственной измены.

Предметом шпионажа могут быть сведения, составляющие государственную или служебную тайну, а также иные сведения, если они собираются по заданию иностранной разведки. При этом к государственной тайне относится защищаемая государством информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов Республики Казахстан. Служебной тайной является информация, не отнесенная законом к государственным секретам, но разглашение, которой может нанести ущерб государственным интересам Республики Казахстан до 5 мая 2000 года в уголовном праве Республики Казахстан понятие "служебная тайна", было исключено, использовалось только понятие "военная тайна". До распада СССР понятия "государственная тайна", "военная тайна" и "служебная тайна" использовались уголовным правом всех союзных республик. В настоящее время понятие "военная тайна" заменено "секретными сведениями военного характера". См. Закон РК № 47-11 от 5 мая 2000 г.), Иные сведения представляют собой практически неограниченную информацию, если она интересует зарубежную спецслужбу. Это сведения о конкретных лицах, образцы грунта, воды в конкретной местности, планы и схемы подъездных путей, железных дорог, аэродромов и других сооружений, сведения о социально-политической обстановке и конфликтных ситуациях, моральное состояние и т.п. Информации, охраняемой государством, присваиваются грифы, ограничивающие доступ к ней:

Информация о работе Курс лекций по "Уголовному праву"