Международное сотрудничество органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Характер и содержание работы состоит в том, что бы подвергнуть анализу все элементы механизма международного сотрудничества, а также формы его функционирования и то насколько оно есть или может быть эффективным.
Цель исследования заключается во всестороннем изучении понятия «международного сотрудничества».

Содержание

Введение
Глава 1. Деятельность прокуратуры России
Глава 2. Международное сотрудничество органов прокуратуры
Глава 3. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

У некоторых соглашений есть свои особенности. В частности, Соглашения с КНР и Монголией предусматривают непосредственное сотрудничество между органами прокуратур приграничных регионов соответствующих стран. Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной народной прокуратурой КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и КНР. Документ предписывает прокурорам приграничных регионов Российской Федерации и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правонарушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям прокурорской деятельности.

В целом оцениваем межведомственные соглашения, заключенные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, как источники международного права. Тем не менее неясно, к какой отрасли права их следует причислять и какова их роль в регулировании международных отношений. Спорным остается вопрос относительно статуса межведомственных соглашений, заключаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации с Генеральными прокуратурами зарубежных государств.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. не содержит классификации международных договоров. В п. 2 ст. 3 ФЗ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" говорится: международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Генеральная прокуратура Российской Федерации согласно Конституции не относится к органам исполнительной власти3. Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре» она правомочна в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров Российской Федерации. Толкование статьи может быть двояким. Во-первых, можно считать, что заключаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации соглашения с соответствующими органами других государств не относятся к международным договорам.

Участие в нормотворчестве и самостоятельное заключение договоров не одно и то же. Во-вторых, законодатель при принятии этой нормы подразумевал, что соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью относятся к международным договорам межведомственного характера.

Межведомственные соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по своей сути относятся к международному уголовно-процессуальному праву, так как их нормы практически содержат процессуальные предписания. Более того, они выступают в виде субсидиарных норм, способствующих более полному выполнению взятых обязательств по межгосударственным и межправительственным договорам, регламентирующим вопросы сотрудничества и правовой помощи.

Важные функции Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключаются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к правовой помощи, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления. Это одно из центральных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества. За 2006 г. ею разрешено более 3000 материалов о выдаче лиц из России. В частности, принято 1064 решения о выдаче, отказано в выдаче 331 лица, в 205 случаях выдача была отсрочена, остальные материалы находятся в производстве.

Направлено в компетентные органы иностранных государств 423 требования о выдаче, из которых удовлетворено 225, в том числе странами СНГ − 206.

В течение 2006 г. от компетентных органов иностранных государств поступило 2399 запросов об оказании правовой помощи, из них 1570 − из государств-участников СНГ.

Правовая помощь осуществляется как на основании международных договоров, под которыми понимаются не только традиционные соглашения (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, но и универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями и преступлениями международного характера, регламентирующие, в частности, вопросы правовой помощи, учредительные акты международных судебных учреждений (трибуналов), а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью и соглашения о сотрудничестве и правовой помощи межведомственного характера.

Важное место в реализации правовой помощи отводится национальному законодательству. В правовой системе Российской Федерации правовая помощь по уголовным делам регулируется нормами главы 53 Уголовно-процессуального кодекса.

Нормы уголовно-процессуального закона призваны не подменять собой положения международных договоров Российской Федерации, а, напротив, обеспечивать исполнение следующих из договоров международных обязательств России. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые пробелы в УПК. Так, в гл. 53 "Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями" ни одна статья не рассматривает какие-либо процессуальные действия с международными организациями. Хотя на практике такое взаимодействие осуществляется и особенно эффективно − по линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Непоследователен законодатель в употреблении термина "запрос о правовой помощи". В ст. 453 УПК использован термин "запрос о правовой помощи", в ч. 3 статьи указанный документ уже назван "запрос о производстве процессуальных действий", в ст. 455 УПК он называется поручением об оказании правовой помощи. Без единообразия на практике происходит путаница, что негативно сказывается на принятии решения иностранным государством об оказании правовой помощи. Кроме того, незакрепление перечня процессуальных действий в УПК приводит на практике к тому, что в поручении указываются просьбы, которые не предусмотрены в международных договорах и, соответственно, не могут быть в принципе исполнены компетентными органами иностранных государств. Так, абсолютно незаконны просьбы взять у находящегося за рубежом лица обязательство о явке в письменном виде4.

Действие международных договоров (соглашений) в Генеральной прокуратуре объявляется приказами и другими локальными нормативными актами, которые предписывают начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и природоохранным прокурорам проводить работу по выполнению ходатайств о правовой помощи в соответствии с договорами. При этом указывается, что стороны при выполнении действий в рамках правовой помощи сносятся друг с другом только через центральные органы (если в договорах не указано иное), что отражает правила договоров о правовой помощи.

К числу сравнительно новых относится проблема реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постановления Европейского суда по правам человека в той мере, в какой это касается прокурорского надзора и других аспектов прокурорской деятельности. Один из примеров − информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 июля 2005 г., касающееся Постановления Европейского суда по делу "Панченко против Российской Федерации". В этом письме прокурорам субъектов Федерации во избежание в дальнейшем нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней предписано изучить Постановление Суда и впредь учитывать допущенные нарушения при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей, а также при разрешении в судебном заседании заявленных ходатайств об изменении меры пресечения, кассационных и надзорных жалоб по этому вопросу. Подобное письмо, охватывающее постановления Суда по трем делам, было направлено 7 декабря 2005 г.

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи.

 

Глава 3. Международное сотрудничество органов прокуратуры: реальность и перспективы развития

 

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка в своем докладе на седьмой конференции генеральных прокуроров государств – членов Совета Европы отметил, что прокуратура − один из традиционных инструментов обеспечения прав личности и, несмотря на различия юрисдикции, у стран-участниц конференции в сфере правозащиты есть общие проблемы и обязанности. И в этом смысле важно правильно определить роль и место прокуратуры в государственном правозащитном механизме.

И если выделять направлениях, где нужны совместные усилия и более эффективное использование прокурорских полномочий, то прежде всего будет названа уголовно-правовая сфера, то есть безопасность и защиту граждан от преступности. Уголовное преследование и пресечение преступности с целью защиты гражданина, поддержания мира и общественного порядка - важнейшая цель всех цивилизованных государств. Но если необходимость международного сотрудничества здесь безоговорочно признается давно, то относительно его конкретных направлений еще немало предстоит сделать.

Например, есть необходимость разработать механизм разрешения споров, связанных с экстрадицией обвиняемых. Главная задача - чтобы механизм правовой помощи эффективно служил делу борьбы с преступностью, защиты граждан от преступных посягательств.

С уголовным преследованием как с одной из составляющих правозащитной функции прокуратуры неразрывно связаны помощь потерпевшим от правонарушений и обязанности органов прокуратуры в отношении лиц, лишенных свободы. Здесь российская прокуратура стремится к тому, чтобы эти полномочия выполнялись квалифицированно, объективно и беспристрастно, с уважением прав человека, а внутригосударственный механизм защиты прав участников уголовного судопроизводства соответствовал европейскому уровню.

Не менее важна и другая составляющая правозащитной функции − полномочия прокуроров за пределами уголовно-правового сектора. В России она реализуется в процессе работы по всем направлениям, будучи одной из главных целей и составной частью прокурорского надзора. В 2001 - 2005 гг. прокуроры разрешили почти 6 миллионов жалоб, заявлений и обращений граждан, которые касались трудовых, пенсионных, жилищных и других социальных прав, нарушений законодательства в процессе уголовного преследования и судебного рассмотрения дел. Около полутора миллиона обращений стали основанием для прокурорского вмешательства и восстановления прав граждан.

Правозащитная функция прокуратуры не сводится к мерам воздействия на индивидуальные нарушения закона. Важная особенность российской прокуратуры − ее способность и полномочия реагировать на нарушения, затрагивающие права многих граждан. Поэтому надзор за исполнением законов делает прокуратуру универсальным инструментом утверждения в стране законности и правопорядка.

Все это говорит о том, что многофункциональная прокуратура, в которой правозащитная функция определяющая, не только не противоречит стандартам правового государства, но и активно содействует их формированию.

Для дальнейшего развития международного сотрудничества органов прокуратуры некоторые ученные предлагают создать Консультативный совет европейских прокуроров − совещательный орган Комитета Министров Совета Европы5. По мнению участников конференции, учреждение Консультативного совета европейских прокуроров − значительный вклад в реализацию положений Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного судопроизводства, ключевой инструмент для ее дальнейшего действия и выработки правил и норм, касающихся органов прокуратуры, а также продвижения принципов правового государства.

Принимая во внимание важную роль органов прокуратуры в осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, ученые призывают Консультативный совет европейских прокуроров содействовать укреплению международного сотрудничества, в том числе модернизации европейских конвенций в этой сфере, установлению прямых контактов между прокурорами различных стран6, рационализации и гармонизации процедур оказания взаимной правовой помощи и повышения эффективности осуществления органами прокуратуры своих полномочий в этой сфере.

В настоящее в время существует тенденция по сотрудничеству в пределах законодательства в развитии и подготовки и повышении квалификации прокурорских работников, в том числе научных и педагогических кадров, осуществлению научных и информационных связей по актуальным проблемам теории и практики деятельности органов прокуратуры, а также разработке соответствующих совместных научно-исследовательских программ и внедрению результатов исследований в прокурорскую и следственную практику7.

Кроме того я считаю, что не лишним будет организация обучающих семинаров и встреч по обмену информацией между прокурорами; владение иностранным языком на должном уровне чтобы позволило вести общение между прокурорами без посредников; расширение использования электронных средств обмена информацией; организация рабочих семинаров с представителями государств по вопросам взаимопомощи и общим проблемам уголовного правосудия.

Роль органов прокуратуры в защите прав личности − эта обширная и сложная тема заслуживает своего дальнейшего развития и углубленного изучения.

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что в структуре действий органов прокуратуры, направленных на защиту национальных интересов России, предметно нашла отражение и получает все большее развитие функция международно-правового сотрудничества8. Защите национальных интересов способствует участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке международных договоров и соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью. В этой связи полномочное осуществление Генеральной прокуратурой России прямых связей, непосредственного сотрудничества с правоохранительными органами других государств, активное применение договоров о правовой помощи и борьбе с преступностью повышает результативность ее действий в данном направлении. Особенно значительное место прокуратура отводит вопросам укрепления деловых связей с правоохранительными органами Союза Независимых Государств, что обусловлено действиями таких факторов, как прозрачность границ, сходность правовых систем, традиционно тесные экономические, демографические, культурные и иные взаимосвязи, а также усилением транснационального характера наиболее опасных преступлений − торговли оружием, наркотиками, терроризма, попытками установления контроля международных преступных сообществ над отдельными сферами экономики и другое. В условиях развития глобализации, многообразных интеграционных процессов с мировым сообществом закономерно возрастание усилий Генеральной прокуратуры Российской Федерации по упрочению сотрудничества с международными организациями, действующими в рамках ООН, Совета Европы, что также используется для расширения правовой и организационной базы по защите национальных интересов России. Приоритетными направлениями международного сотрудничества прокуратуры являются борьба с международным терроризмом, наркоторговлей, преступлениями в сфере высоких технологий.

Информация о работе Международное сотрудничество органов прокуратуры