Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:45, реферат
Целью данной работы является раскрыть тему: "меры уголовно-процессуального принуждения". Из цели работы вытекают задачи:
- дать понятие и объяснить значение мер уголовно-процессуального принуждения;
- раскрыть основания применения мер уголовно-процессуального принуждения;
- раскрыть виды мер уголовно-процессуального принуждения.
Введение
1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение и основания применения
2. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения, их значение
3. Основания применения мер пресечения
4. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения
5. Задержание подозреваемого
6. Меры пресечения
7. Иные меры процессуального принуждения
6. Иные меры процессуального принуждения
Наряду с задержанием и мерами пресечения, в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе применить к подозреваемому и обвиняемому:
1) обязательство о явке;
2) привод;
3) временное отстранение от должности;
4) наложение ареста на
имущество, а к потерпевшему, свидетелю
и другим участникам
1) обязательство о явке;
2) привод;
3) денежное взыскание (статья 111 УПК).
Обязательство о явке, которое
состоит в письменном обязательстве
обвиняемого или
Привод - осуществляемое по мотивированному постановлению органа расследования, прокурора или судьи (либо по определению суда) принудительное доставление лица к прокурору, органу расследования или в суд в случае неявки его по неуважительным причинам. Такой мере могут быть подвергнуты: обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший (ч.1 ст.113 УПК). Привод производится органами дознания по поручению дознавателя, следователя, прокурор, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - по поручению суд. Он не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания (ч.6 ст.113 УПК).
Временное отстранение от должности (ст.114 УПК) - мера, которая может применяться по решению суда к обвиняемому, являющемуся должностным лицом, в случаях, когда имеются обоснованные опасения, что обвиняемый может использовать свое должностное положение, чтобы помешать нормальному ходу расследования, продолжать преступную деятельность и т.п. Данная мера по своим целям близка к мерам пресечения. При наличии указанных обоснованных опасений прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту страны представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент в течение 48 часов с момента поступления представления издает указ о временном отстранении указанного лица от должности либо отказывает в этом. Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере 5 минимальных размеров оплаты труда (ч.6 ст.114 и п.8 ч.2 ст.131 УПК). В случае признания судом такого обвиняемого виновным в совершении преступления суммы, выплаченные ему в виде государственного пособия, могут быть взысканы с него как процессуальные издержки (ч.1 ст.132 УПК). При отпадении оснований для применения данной меры она по постановлению прокурора, следователя или дознавателя подлежит отмене.
Наложение ареста на имущество
(ст.115 УПК) - мера, применяемая в целях
обеспечения гражданского иска, других
имущественных взысканий или
возможной конфискации
Денежное взыскание (ст.117
УПК) - мера процессуального принуждения,
которая состоит во взимании с
лица по судебному решению денежных
сумм, исчисляемых количеством
К сожалению, в названной статье УПК нет четкого указания о том, к кому мера такого рода может быть применена. Как говорится в ней, денежное взыскание применяется "к участникам уголовного судопроизводства" в случаях неисполнения ими предусмотренных УПК "процессуальных обязанностей", а также при нарушении ими "порядка в судебном заседании". При столь неопределенной формулировке вполне возможна постановка вопроса о допустимости наложения денежного взыскания на любого участника уголовного судопроизводства, ибо у каждого из них имеются какие-то процессуальные права и обязанности и каждый из них вполне может быть признан их нарушителем, т.е., в принципе, допускается применение данной меры принуждения в отношении, скажем, адвоката - защитника, или прокурора - государственного обвинителя. Однако в ст.258 УПК сказано нечто иное - а именно, что в суде денежное взыскание может налагаться не на участника уголовного судопроизводства при нарушении им порядка в судебном заседании либо при его неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава, а на "лицо, присутствующее в зале судебного заседания" (ч.1 ст.258 УПК). Несколько иную ориентацию содержит ч.2 ст.111 УПК, по смыслу которой денежному взысканию могут быть подвергнуты не "любые" участники, а вполне определенные - потерпевший, свидетель, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и (или) понятой.
Заключение
Характер и уровень развития права в ту или иную эпоху определяют не только содержание и объем прав человека и гражданина, но и его значение в шкале ценностей общества и государства. В процессе становления и развития мировой цивилизации, занявшем значительный по продолжительности период, постепенно сформировалась единая идея осознанной людьми необходимости свободы и независимости человека в разумных пределах. В настоящее время, когда большинством государств накоплен позитивный опыт и установлен мировой стандарт в области прав и свобод личности, необходимо стремиться к тому, чтобы реальная действительность была приведена в соответствие с этим стандартом. Отсюда важнейшей задачей нашего времени является закрепление, гарантирование и применение на практике передовых идей, определяющих приоритет личности и провозглашающих ее высшей ценностью. В то же время сохранение преступности в нашей стране, ее масштабность, изощренность методов, в совокупности с отсутствием посылок на ее значительное снижение в ближайшей перспективе, вынуждают государство вести решительную борьбу со всякими преступными проявлениями методами, не исключающими принуждение.
Правовые ограничения - довольно жесткий способ достижения целей, однако это вызывается крайней необходимостью. В демократическом государстве всякое ограничение прав личности - вынужденное действие, обусловленное необходимостью обеспечить равновесие между этим правом, презумпцией невиновности и интересами общества и государства. Неосуществимой идеей явилась бы попытка обойтись без таких ограничений в деле борьбы с преступностью, а вот запрет всякого излишнего принуждения - обязанность правового государства по отношению к гражданскому обществу. Правильность ограничения прав личности достигается, если нормы принуждения применяются только при наличии веских оснований (доводов) - соразмерных по статусу с доказательствами - под которыми правоприменителем понимаются данные, отвечающие требованиям достаточности, относимости и допустимости, способные убедить разумного и осторожного человека в том, что принуждение необходимо. Для обеспечения правомерности и эффективности ограничения прав личности не меньшую роль играет и безукоризненное соблюдение законодательно установленной процедуры. Проблемы, связанные с принудительным ограничением прав личности, образуют одно из актуальных научных направлений в области уголовного судопроизводства.
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. "Инфра-М", М.: 2003.;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. От 22.11 2001г. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 335-ФЗ).
Научная и учебная литература:
3. Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. - М:. Право и Закон, 1996.306 стр.;
4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2001.696 стр.;
5. Уголовный процесс: Учебник / Под ред.В.Г. Глебова, Е.А. Зайцевой. - М.: ЦОКР МВД России, 2006.384 стр.;
6. Уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.В. Гриненко. - М.: ЦОКР МВД России, 2008.408 стр.;