Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

В Республике Беларусь существует комплекс санитарно-просветительских, медицинских, воспитательных и ограничительных мероприятий, совмещаемых с мерами общественного воздействия и государственного ограничения в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества, и не подчиняющихся правовым и нравственным нормам общества.
Рассматривая проблему пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. издал ряд нормативных актов, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Содержание

Введение ......... 2-5
Глава 1. Направление граждан в лечебно трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации с
обязательным привлечением к труду как мера по борьбе с алкоголизмом и наркоманией .............. 6-19
Выводы ................ 20
Список используемой литературы........................................................ 21

Вложенные файлы: 1 файл

ЛТП.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Об этом также указано  в части 3 статьи 362 Гражданско-процессуального  кодекса, согласно которой при обращении  в суд лиц, не указанных в статьях 373, 377, 379 и 381 настоящего Кодекса (по аналогии, не указанных в пункте 5 Закона от 21 июня 1991 года), суд отказывает им в принятии заявления, а если оно принято, прекращает производство по делу.

Следует отметить, что  согласно пункту 6 Закона от 21 июня 1991 года дела о принудительной изоляции хронических алкоголиков и наркоманов для их медико-социальной реадаптации в необходимых случаях рассматриваются с участием представителей общественных объединений, трудовых коллективов и государственных органов.

Согласно статьи 143 Кодекса  о браке и семье отделы здравоохранения, выполняют функции органов опеки и попечительства над лицами, признанными недееспособными. По делам о признании лица ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами,  отделы здравоохранения участвуют в деле в качестве органа опеки и попечительства.

По этой причине на основании части 2 статьи 362 Гражданско-процессуального  кодекса заинтересованные граждане и юридические лица могут быть привлечены к делу по ходатайству заявителя, прокурора, по инициативе суда или могут вступить в дело по своей инициативе . Следовательно необходимо привлекать представителей отделов здравоохранения к участию в деле о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в качестве государственных органов. При этом отделы здравоохранения в силу статьи 90 Гражданско-процессуального кодекса должны вступать в процесс для дачи заключения о целесообразности направления гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

Данная  практика  проводится судом Каменецкого района.

Подсудность рассматриваемой  категории дел определена Законом   от 21 июня 1991 года. В частности, согласно пункту 6 материалы о направлении  хронического алкоголика или наркомана в лечебно-трудовой профилакторий рассматриваются районным (городским) судом по месту его жительства, а в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства, - по месту нахождения в момент возбуждения ходатайства  о его направлении на лечение.

Этим же пунктом Закона от 21 июня 1991 года установлено, что дела названной категории рассматриваются  в срок не свыше десяти дней со дня  возбуждения дела, в открытом судебном заседании с участием прокурора (статья 83 Гражданско-процессуального кодекса) и лица, в отношении которого возбуждено ходатайство, которое, в силу части 2 пункта 5 Закона от 21 июня 1991 года, в случае уклонения от явки в суд подвергается приводом  через  органами внутренних дел.

Лица, в отношении которых  возбуждено ходатайство о принудительной изоляции для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду, именуются заинтересованными.

Их процессуальное положение  определено ст. 54 Гражданско-процессуального  кодекса, где сказано, что заинтересованные граждане и юридические лица по делам особого производства относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам.

Их процессуальные права  и обязанности установлены частью 1 статьи 56 Гражданско-процессуального  кодекса, согласно которой юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов и требовать их удостоверения, заявлять отводы,  предоставлять  доказательства, участвовать  в исследовании доказательств, задавать вопросы участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

При этом в силу части 3 статьи 56 Гражданско-процессуального  кодекса в делах, возникающих  из административно-правовых отношений, делах особого производства юридически заинтересованные в исходе дела лица пользуются определенными настоящей статьей правами и несут обязанности с изъятиями, которые вытекают из сущности соответствующего вида производства или прямо установлены настоящим Кодексом и иными законами Республики Беларусь.

К числу таких изъятий  следует отнести право заинтересованного  лица на участие в деле адвоката, а также членов семьи или близких  родственников, что закреплено в  пункте 6 Закона от 21 июня 1991 года.

Гражданским процессуальным законодательством установлено, что лицо, представляющее чужие интересы в суде, именуется представителем.

В связи с чем, по смыслу закона, процессуальное положение лица, представляющего в суде интересы хронического алкоголика или наркомана (адвоката, членов семьи или близких родственников) определяется как представитель, и его процессуальное положение определено главой 9 Гражданско-процессуального кодекса (ст.ст.70-79).

Об этом содержится разъяснение, данное в пункте 13 постановления 
Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 года № 7 
«О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и 
лечении граждан», где сказано, что по заявлению лица, в отношении 
которого ставится вопрос о направлении в лечебно-трудовой 
профилакторий, защиту его прав и законных интересов осуществляет 
представитель.

При этом следует учитывать, что в силу статьи 72 Гражданско-процессуального  кодекса представителями в суде могут быть адвокаты, а также близкие  родственники, к числу которых  согласно пункту 8 статьи 1 Гражданско-процессуального кодекса относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга).

Допуск к участию в деле этих лиц в соответствии со статьей 77 Гражданско-процессуального кодекса необходимо оформлять отдельным процессуальным документом (определением) о назначении представителя заинтересованному лицу.

Как показывает практика суда Каменецкого района, в качестве представителей лиц, в отношении которых возбуждено ходатайство о направлении в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду, как правило,    выступают близкие родственники (родители), а также супруг (супруга).

В пункте 6 Закона от 21 июня 1991 года указано, что в материалы о направлении хронического алкоголика или наркомана в лечебно-трудовой профилакторий рассматриваются при наличии медицинского заключения.

Из этого следует вывод, что  отсутствие медицинского заключения является основанием для оставления ходатайства без движения на основании пункта 3 статьи 243, статей 111, 248 Гражданско-процессуального кодекса, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих заявленное требование.

В практике суда Каменецкого района неоднозначно решался вопрос по поводу оплаты госпошлины при обращении в суд с ходатайством.

Согласно пункту 5 Закона от 21 июня 1991 года органам внутренних дел предоставлено  право на обращение в суд с  ходатайством о принудительной изоляции граждан в лечебно-трудовые профилактории.

Обращаясь с таким ходатайством, органы внутренних дел с одной стороны выступают в защиту граждан от разрушающего влияния веществ, формирующих зависимость от них организма, а с другой стороны в защиту других лиц от возможных опасных действий тех, кто эти вещества потребляет.

В связи с чем, органы внутренних дел действуют в соответствии с пунктом 5 статьи 85 Гражданско-процессуального  кодекса, предусматривающий право  государственных органов и юридических  лиц на обращение в суд от собственного имени с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по другим делам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

При этом в силу пункта 13 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О 
государственной пошлине» от 10 января 1992 года (с изменениями и 
дополнениями от 15 июня 1993 года, 10 декабря 1993 года, 1 
февраля 1994 года, 4 февраля 1994 года, 23 февраля 1996 года, 31 
мая 1996 года, 14 июля 1997 года, 11 ноября 1997 года, 9 июля 1999 
года, 2 декабря 1999 года, 11 мая 2000 года, 18 июля 2000 года, 24 
октября 2000 года, 29 декабря 2000 года, 24 июля 2002 года, 4 января 
2003 года, 26 июня 2003 года, 1 января 2004 года, 29 октября 2004 года, 
18 ноября 2004 года, 19 июля 2005 года), освобождаются от уплаты 
государственной пошлины в судебных учреждениях органы прокуратуры, 
государственные и общественные органы, организации и граждане, 
обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других организаций и физических лиц.

Поэтому органы внутренних дел освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с ходатайством о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптаци с обязательным привлечением к труду.

При рассмотрении дел данной категории следует учитывать, что пунктами 1, 3, 4 Закона от 21 июня 1991 года установлены основания принудительной изоляции хронических алкоголиков и наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях, порядок признания хроническим алкоголиком или наркоманом, порядок и основания возбуждения ходатайств о принудительной изоляции в лечебно-трудовых профилакториях.

Как следует из пункта 1 Закона от 21 июня 1991 года хронические алкоголики и наркоманы подлежат принудительной изоляции в лечебно-трудовые профилактории только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем, или на почве употребления наркотических средств они систематически нарушают общественный порядок или права других лиц.

В связи с чем, при судебном разбирательстве необходимо выяснять факт систематического (более двух раз в течение года) нарушения общественного порядка или прав других лиц, связанные со злоупотреблением алкоголем, или на почве употребления наркотических средств.

Это следует из содержания пункта 3 Закона от 21 июня 1991 года, где записано, что лица, привлеченные более двух раз в течение года к установленной законодательством ответственности за нарушение общественного порядка или прав других лиц, совершившие эти правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических или одурманивающих средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании на основании мотивированного постановления органа внутренних дел.

Полагаю, что это может  быть только административная ответственность, которая установлена за административные правонарушения, проступки, предусмотренные  статьями 17.1 (мелкое хулиганство), 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде).

По моему мнению перечень правонарушений, предусмотренных выше указанными статями, не является исчерпывающими, при решении о направлении лиц на принудительное  лечении.

Считаю что можно так же учитывать в совокупности с правонарушениями, предусмотренными ст.17.1 и 17.3 КоАП и другие административные правонарушения, совершенные лицом в состоянии алкогольного  опьянения (к примеру по ст.ст. 9.1, 18.16 КоАП).

Между тем, исходя из сложившейся  практике  рассмотрения дел  в  суде Каменецкого  района, в ходатайствах РОВД о направлении  граждан для  лечения в условиях ЛТП  имеет  место  традиционное отражение  фактов совершения  правонарушений по  ст. ст.17.1,17.3 КоАП.  

С точки зрения В. Стешица, высказанной им на страницах журнала «Судовы веснiк», хронические алкоголики и наркоманы должны быть подвергнуты принудительной госпитализации, если они своим поведением нарушают общественный порядок, создают опасность для себя и окружающих их лиц. По мнению В. Стешица, такая опасность имеет место при систематическом злоупотреблении спиртными напитками, сопровождающемся нарушением трудовой дисциплины и норм общественного поведения, дебошами, пьяными оргиями; часто повторяющимися ссорами в семье, связанными с необоснованными подозрениями в супружеской неверности; отсутствием заботы о семье и ухудшением ее материального благополучия; а также при: вовлечении несовершеннолетних (как членов семьи, так и других) в распитие спиртных напитков; наличии агрессивности и склонности к дракам с нанесением телесных повреждений; психическом изменении личности и выраженных признаках алкоголизма; болезненном пристрастии к спиртным напиткам; выраженности запоя; снижении силы воли, когда алкоголик не может противостоять своему влечению и легко поддается влиянию собутыльников; выраженной склонности к различным правонарушением . Юношей и девушек следует принудительно лечить в случаях: злоупотребления спиртными напитками и выраженных изменений личности; быстрой утраты контроля волевых усилий, которые позволили бы отказаться от потребления спиртных напитков и общения с губительной средой; выраженной склонности к различным правонарушениям; появления первоначальных признаков хронического алкоголизма.

Как показывает практика суда Каменецкого района, наиболее распространенными правонарушениями, которые совершаются хроническими алкоголиками и наркоманы в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, являются; мелкое хулиганство (ст.17.1 (156) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 17.3 (159)  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

В качестве доказательств факта систематического нарушения общественного порядка или прав других лиц к ходатайству должны быть приложены протоколы и постановления о привлечении лица к административной ответственности за допущенные правонарушения, а также протоколы медицинского освидетельствования, на основании которых установлен факт нахождения лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Информация о работе Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации