Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи работы:
- анализ процесса развития законодательства направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
- дать краткий понятийный аппарат по теме диплома;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………..……4-32
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………...33-45
1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Глава 2. Составы преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2.1. Объект и предмет преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)……46-50
2.2. Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………..……51-60
2.3. Субъект и субъективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………………61-64
2.4 Совершенствование мер уголовно-правовой ответственности незаконного оборота наркотиков……………………………………………………………..65-70
Заключение………………………………………………………………….…71
Приложения…………………………………………………………...……….72-76
Список используемой литературы……………………………………...…..77-83

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ ДИПЛОМА.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Указ от 25 апреля 1974 года создал действенную правовую базу в  сфере противодействия незаконному  обороту наркотиков. В последующем  Совет Министров РСФСР принял постановление от 14 мая 1974 года № 278-20 «О мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркотиков в РСФСР». Такая политика отвечала требованиям Единой конвенции 1961 года и Конвенции 1971 года о психотропных веществах, в связи с тем, что СССР принимал участие в подготовке документов и ратифицировал их. С одной стороны, наша страна не пошла по пути уголовных репрессий в отношении потребителей наркотиков и ввела административную ответственность за потребление. С другой стороны, эти лица в большинстве случаев осуждались по ст. 224 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за приобретение и хранение наркотиков, не зависимо от того имелась ли цель сбыта.

12 июня 1987 года принимается  постановление Совета Министров  СССР № 695 «О запрещении посева  и выращивания гражданами масличного  мака», которым не допускались  также посев и выращивание  мака и конопли «на приусадебных  участках колхозников, рабочих,  служащих и на других земельных  участках, находящихся в личном  пользовании».

Очередным этапом в формировании отечественного антинаркотического законодательства стали Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты СССР» и, соответственно, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР  № 6462-XI от 29 июня 1987 года «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные  акты РСФСР».31 Эти указы ввели наиболее жесткие меры (после революционных расстрелов), характеризующие отношение государства к проблеме распространения наркотиков.

Указом № 6462-XI на территории РСФСР были введены в Уголовный  кодекс новые составы преступлений: вовлечение несовершеннолетних в немедицинское  потребление лекарственных и  других средств, влекущих одурманивание (ст. 210 УК), незаконное приобретение или  хранение наркотических средств  в небольших размерах либо потребление  наркотических средств без назначения врача (ст. 224 УК), незаконные посев или  выращивание масличного мака или  конопли (ст. 225. 1 УК).

Новеллами этих указов стали: административная преюдиция, добровольное раскаяние, небольшие размеры наркотических средств.

Институт административной преюдиции имел действие на ст. ст. 44, 992 КоАП РСФСР и 224. 3, 225. 1 УК РСФСР. В случае повторных административных правонарушений в течение года правонарушитель привлекался к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК. Освобождение от ответственности в случае добровольного раскаяния позволяло правонарушителю, который замешан в приобретении, хранении, перевозке либо пересылке наркотиков, освобождаться от уголовной (примечание к ст. 224 УК РСФСР) и административной (примечание к ст. 44 КоАП РСФСР) ответственности при условии передачи наркотических средств в соответствующие инстанции. Лица, обратившиеся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях так же освобождаются от ответственности.

5 декабря 1991 г. принят  Закон РСФСР № 1982-1 «О внесении  изменений и дополнений в Уголовный  кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях», которым отменялась ответственность  за потребление наркотических  средств без назначения врача,  в связи с чем были внесены изменения в ст. 224.3 УК РСФСР и ст. 44 КоАП РСФСР.

История показывает отношение  и взаимодействие человечества с  наркотиками. Они не всегда считались  опасными для здоровья, но уже по началу распространения по миру виден  вред не столько отдельным лицам, как общечеловеческий, ведь не мало вооруженных конфликтов начиналось именно из-за раздела сфер влияния и попыток деморализовать целые народы выбросом на их территорию дешёвых наркотиков. Хорошо наблюдается так же и тенденция сопротивления пагубным влияниям наркотических средств на государства, принятием антинаркотических законов. Все это необходимо для понимания действующих законов и предпосылок к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые основы  контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стало принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5494-1 «О Концепции государственной  политики по контролю за наркотиками  в Российской Федерации», главная  цель которого состояла в том, чтобы в течение ближайших лет осуществить работу по предупреждению роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в отдаленной перспективе их снижению. Для достижения этих целей Концепцией были предусмотрены комплексные меры предупредительного и карательного характера и определен широкий план долговременных действий.32 Одной из важнейших идей Концепции стала разработка антинаркотического законодательства, «закрепляющего порядок законного оборота наркотических средств, устанавливающего ответственность за правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а также регламентирующего лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов».

Присоединение России 6 февраля 1996 г. к Уставу Совета Европы сделало  существенным для нашей страны соблюдение положений Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Возведение прав и свобод человека и гражданина в категорию высших ценностей  согласует основной Закон России с общепризнанными принципами и  нормами международного права, в  т. ч. и в сфере противодействия распространению наркотиков. Это касается в первую очередь таких документов, как Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 года. (с изменениями от 25 марта 1972 года.), Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года.33

Необходимо также отметить, что во время подготовки законопроекта  вступил в действие новый Уголовный  кодекс Российской Федерации (принят Государственной  Думой Российской Федерации 24 мая 1996 года, вступил в действие с 01 января 1997 года и действует по настоящее  время). Его структурной особенностью является то, что преступления против здоровья населения и общественной нравственности выделены в отдельную  главу. До этого данная группа деяний, согласно УК РСФСР 1960 года., относилась к главе «Преступления против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения». Расширен предмет рассматриваемых преступлений, наряду с наркотическими средствами и психотропными веществами, названы и их прекурсоры. К серьезным новеллам, можно отнести Статью 229 УК РФ, помимо хищения наркотических средств или психотропных веществ, предусматривает ответственность и за их вымогательство. Введены были и новые квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, лицом, два или более раз судимым за хищение либо вымогательство.

Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах  и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в связи с отсутствием  надлежащего регулирования оборота  наркотических средств и психотропных веществ.34 В ходе реализации Концепции законотворческая работа была продолжена в 1993-1997 годах и 8 января 1998 года был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», содержащий нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Этим была заложена законодательная основа для создания Госнаркоконтроля России.35 Данный документ состоит из 7 глав, включающих в себя 61 статью. В той его части, где описываются общие положения (ст. 1), определяются термины, обретающие законодательную силу. К ним относятся такие понятия, как «наркотические средства», «психотропные вещества», «прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ», «препараты» и др.

В соответствии с Федеральным  законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»  некоторым образом изменилась политика уголовного преследования за хищение  либо вымогательство наркотических  средств или психотропных веществ. Из отягчающих признаков преступления исключены неоднократность, а также  совершение данного преступления лицом, два или более раза судимым  за хищение либо вымогательство.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный  кодекс РФ» от 08 декабря 2003 г. исключил из Уголовного кодекса институт принудительных мер медицинского характера, назначавшихся  осужденным наркоманам.

В Уголовный кодекс Федеральным  законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения и определено количество этих доз относительно крупного и особо крупного размеров.

11 марта 2003 г. Президентом  РФ подписан указ № 306, о  том, что «Государственный комитет  по противодействию незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ при МВД РФ» преобразован в самостоятельную правоохранительную структуру с использованием материальнотехнического обеспечения расформировываемой Федеральной службы налоговой полиции РФ.

1 июля 2003 года Госнаркоконтроль  РФ начинает свою деятельность. Указом Президента Российской  Федерации от 9 марта 2004 года №  314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  Госнаркоконтроль РФ реорганизован и переименован в Федеральную службу РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

Постановлением Правительства  от 6 мая 2004 года № 231 «Об утверждении  средних разовых доз наркотических  средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228  и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» определялись средние разовые дозы потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В 2005 года продолжалось становление  системы противодействия наркобизнесу. Принят ряд неотложных мер по стабилизации наркоситуации, созданию условий для  приостановления роста уровня злоупотребления  наркотиками и их незаконного  оборота, последующему поэтапному сокращению количества больных наркоманией, активизации  борьбы с наркопреступностью. С 2005 года ФСКН РФ является координатором реализации федеральной целевой программы  «Комплексные меры противодействия  злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Программа определяла приоритетные направления противодействия распространению наркомании, а также борьба с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.

Противодействие незаконному  обороту наркотиков, психотропных веществ  является важной проблемой национальной безопасности. При высоком уровне незаконного распространения наркотиков увеличивается доля высококонцентрированных  и синтетических наркотических  средств и психотропных веществ  в их незаконном обороте. Перед государственными органами стоял вопрос о наличии  крупного и особо крупного размера  наркотических средств и психотропных веществ.

7 февраля 2006 года Постановлением  Правительства Российской Федерации  № 76 был утвержден крупный  и особо крупный размер наркотических  средств и психотропных веществ  и психотропных веществ для целей ст. 228, 228. 1 и 229 Уголовного кодекса РФ3.36

Противодействовать незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ призван  Федеральный закон РФ № 153 от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции  Совета Европы о предупреждении терроризма», которым в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения  и дополнения. В частности, раздел VI изложить в следующей редакции: « Иные меры уголовно-правового характера», который дополнен главой 15.1 следующего содержания: «Конфискация имущества».37

В ч.1 ст. 104.1 УК РФ конфискация  имущества определяется как принудительное безвозмездное обращение по решению  суда в собственность государства  денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, в т. ч. против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25), в частности, предусмотренных ст.ст. 228.1, 229, 231, 232, 234 УК РФ.

Дополнение УК РФ главой 15.1 «Конфискация имущества» позволяет  более точно отразить международно-правовые нормы противодействия незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ в национальном законодательстве, главным образом  в уголовном.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в  Федеральный закон «О наркотических  средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее  — Закон № 134-ФЗ). Он закрепляет возможность  переработки изъятых из незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ, внесенных  в Список I Перечня для последующего использования полученных из них  препаратов в медицинских, ветеринарных, научных, учебных и иных целях, предусмотренных  Законом о наркотических средствах.

Следует отметить, что за рубежом использование изъятых  из незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ  в легальных целях является обычной  практикой.

Закон № 134-ФЗ установил правовые основы для производства наркотических  средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня, в  целях получения на их основе аналитических (стандартных) образцов. При этом впервые вместо использования общего понятия стандартного образца как образца вещества (материала) с установленными по результатам исследований значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойства этого вещества, в Законе № 134-ФЗ закреплено понятие (определение) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ как препаратов, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования их в научной, учебной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Также закреплены положения, устанавливающие государственную монополию на изготовление (производство) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ