Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:10, дипломная работа
Цель работы - исследование уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи работы:
- анализ процесса развития законодательства направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
- дать краткий понятийный аппарат по теме диплома;
Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………..……4-32
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………...33-45
1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Глава 2. Составы преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2.1. Объект и предмет преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)……46-50
2.2. Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………..……51-60
2.3. Субъект и субъективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………………61-64
2.4 Совершенствование мер уголовно-правовой ответственности незаконного оборота наркотиков……………………………………………………………..65-70
Заключение………………………………………………………………….…71
Приложения…………………………………………………………...……….72-76
Список используемой литературы……………………………………...…..77-83
Указ от 25 апреля 1974 года
создал действенную правовую базу в
сфере противодействия
12 июня 1987 года принимается
постановление Совета
Очередным этапом в формировании отечественного антинаркотического законодательства стали Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» и, соответственно, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 6462-XI от 29 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР».31 Эти указы ввели наиболее жесткие меры (после революционных расстрелов), характеризующие отношение государства к проблеме распространения наркотиков.
Указом № 6462-XI на территории
РСФСР были введены в Уголовный
кодекс новые составы преступлений:
вовлечение несовершеннолетних в немедицинское
потребление лекарственных и
других средств, влекущих одурманивание
(ст. 210 УК), незаконное приобретение или
хранение наркотических средств
в небольших размерах либо потребление
наркотических средств без
Новеллами этих указов стали: административная преюдиция, добровольное раскаяние, небольшие размеры наркотических средств.
Институт административной преюдиции имел действие на ст. ст. 44, 992 КоАП РСФСР и 224. 3, 225. 1 УК РСФСР. В случае повторных административных правонарушений в течение года правонарушитель привлекался к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК. Освобождение от ответственности в случае добровольного раскаяния позволяло правонарушителю, который замешан в приобретении, хранении, перевозке либо пересылке наркотиков, освобождаться от уголовной (примечание к ст. 224 УК РСФСР) и административной (примечание к ст. 44 КоАП РСФСР) ответственности при условии передачи наркотических средств в соответствующие инстанции. Лица, обратившиеся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях так же освобождаются от ответственности.
5 декабря 1991 г. принят
Закон РСФСР № 1982-1 «О внесении
изменений и дополнений в
История показывает отношение и взаимодействие человечества с наркотиками. Они не всегда считались опасными для здоровья, но уже по началу распространения по миру виден вред не столько отдельным лицам, как общечеловеческий, ведь не мало вооруженных конфликтов начиналось именно из-за раздела сфер влияния и попыток деморализовать целые народы выбросом на их территорию дешёвых наркотиков. Хорошо наблюдается так же и тенденция сопротивления пагубным влияниям наркотических средств на государства, принятием антинаркотических законов. Все это необходимо для понимания действующих законов и предпосылок к ним.
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Важным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стало принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5494-1 «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», главная цель которого состояла в том, чтобы в течение ближайших лет осуществить работу по предупреждению роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в отдаленной перспективе их снижению. Для достижения этих целей Концепцией были предусмотрены комплексные меры предупредительного и карательного характера и определен широкий план долговременных действий.32 Одной из важнейших идей Концепции стала разработка антинаркотического законодательства, «закрепляющего порядок законного оборота наркотических средств, устанавливающего ответственность за правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а также регламентирующего лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов».
Присоединение России 6 февраля
1996 г. к Уставу Совета Европы сделало
существенным для нашей страны соблюдение
положений Европейской
Необходимо также отметить, что во время подготовки законопроекта вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 года, вступил в действие с 01 января 1997 года и действует по настоящее время). Его структурной особенностью является то, что преступления против здоровья населения и общественной нравственности выделены в отдельную главу. До этого данная группа деяний, согласно УК РСФСР 1960 года., относилась к главе «Преступления против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения». Расширен предмет рассматриваемых преступлений, наряду с наркотическими средствами и психотропными веществами, названы и их прекурсоры. К серьезным новеллам, можно отнести Статью 229 УК РФ, помимо хищения наркотических средств или психотропных веществ, предусматривает ответственность и за их вымогательство. Введены были и новые квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, лицом, два или более раз судимым за хищение либо вымогательство.
Разработка проекта
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» некоторым образом изменилась политика уголовного преследования за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Из отягчающих признаков преступления исключены неоднократность, а также совершение данного преступления лицом, два или более раза судимым за хищение либо вымогательство.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 08 декабря 2003 г. исключил из Уголовного кодекса институт принудительных мер медицинского характера, назначавшихся осужденным наркоманам.
В Уголовный кодекс Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения и определено количество этих доз относительно крупного и особо крупного размеров.
11 марта 2003 г. Президентом
РФ подписан указ № 306, о
том, что «Государственный
1 июля 2003 года Госнаркоконтроль
РФ начинает свою деятельность.
Указом Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 года №
314 «О системе и структуре
Постановлением Правительства
от 6 мая 2004 года № 231 «Об утверждении
средних разовых доз
В 2005 года продолжалось становление
системы противодействия
Противодействие незаконному
обороту наркотиков, психотропных веществ
является важной проблемой национальной
безопасности. При высоком уровне
незаконного распространения
7 февраля 2006 года Постановлением
Правительства Российской
Противодействовать
В ч.1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества определяется как принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, в т. ч. против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25), в частности, предусмотренных ст.ст. 228.1, 229, 231, 232, 234 УК РФ.
Дополнение УК РФ главой
15.1 «Конфискация имущества» позволяет
более точно отразить международно-правовые
нормы противодействия
Федеральный закон от 19 июля
2007 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «О наркотических
средствах и психотропных веществах»
и статью 17 Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (далее
— Закон № 134-ФЗ). Он закрепляет возможность
переработки изъятых из незаконного
оборота наркотических средств
и психотропных веществ, внесенных
в Список I Перечня для последующего
использования полученных из них
препаратов в медицинских, ветеринарных,
научных, учебных и иных целях, предусмотренных
Законом о наркотических
Следует отметить, что за
рубежом использование изъятых
из незаконного оборота
Закон № 134-ФЗ установил правовые основы для производства наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I Перечня, в целях получения на их основе аналитических (стандартных) образцов. При этом впервые вместо использования общего понятия стандартного образца как образца вещества (материала) с установленными по результатам исследований значениями одной или более величин, характеризующих состав или свойства этого вещества, в Законе № 134-ФЗ закреплено понятие (определение) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ как препаратов, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования их в научной, учебной, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Также закреплены положения, устанавливающие государственную монополию на изготовление (производство) аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ.
Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ