Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:45, дипломная работа

Краткое описание

Вышеизложенное обусловило цель дипломной работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались следующие задачи:
√ исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;
√ обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ;
√ проанализировать и дать оценку изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении статьи 228.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ ПЕРЕВОЗКОЙ, ПЕРЕСЫЛКОЙ, ХРАНЕНИЕМ ЛИБО СБЫТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 8
1.1. Определение общих понятий 8
1.2.Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14
1.2.1.Объект и объективная сторона преступления 14
1.2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 23
1.3.Проблемы квалификации и расследования преступлений, предусмотренных статьей 228 УК РФ 27
ГЛАВА II.АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-1 «НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ ИЛИ ПЕРЕСЫЛКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ» 36
2.1.Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ 36
2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 50
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-2 УК РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 52
3.1.Объект и объективная сторона преступления 52
3.2.Субъект и субъективная сторона преступления 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

НАРКОТИКИ 2.docx

— 117.58 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-2 УК РФ выражается в нарушении специальных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов либо оборудования, находящихся под специальным контролем.

Следует также отметить, что статья 228-2 может быть нарушена действием и бездействием, совершенным с прямым или косвенным умыслом. Оно может, например, выражаться в отсутствии инструктажа работников соответствующего предприятия, учреждения, в несоблюдении правил санитарии при производстве, упаковке и хранении наркотических препаратов, в пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей руководителей при осуществлении надзора за соблюдением порядка изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска указанных средств, неосуществлении необходимого контроля за выдачей наркотических веществ, что может привести к их использованию в преступных целях и т.п.

Диспозиция данной статьи - бланкетная, что предполагает необходимость  обращения к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств. Речь идет, например, о правилах учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных средств, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, и т.д.

Для оконченного состава данного  преступления не требуется наступления  общественно опасных последствий. Достаточно самого факта нарушения  правил обращения с наркотиками. Нарушение указанных правил осуществляется путем как действия, так и бездействия. Опасность данного преступления заключается в том, что оно создает условия для выхода наркотических средств и психотропных веществ из под контроля.

Что же касается веществ, инструментов и оборудования, используемых для  изготовления наркотических средств  или психотропных веществ и находящихся под специальным контролем, то на сегодня такой контроль существует лишь в отношении веществ.

Правительство России устанавливает  порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными  веществами. Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, включая ввоз и вывоз с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьи о лицензировании, содержащиеся в Федеральном законе 1998 г., были в основном отменены на 10 января 2003 г. в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании» 2002 г. Лицензии необходимо получать ежегодно на использование каждого объекта и помещения, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует отметить, что существует большое разнообразие правил, положений, инструкций и других документов, принятых и утвержденных различными государственными органами, призванными выполнять положения ст.228-2 УК РФ. Необходимо сослаться на Федеральный закон 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», где содержится полный список видов оборота, которые предполагают наступление уголовной ответственности. Результатом этого является то, что лицо не может знать о его или ее возможной уголовной ответственности, только читая УК РФ и не обращаясь к Федеральному закону 1998 г. и к другим подзаконным нормативно-правовым актам. Уголовная ответственность может наступить за совершение действия (приобретение или отпуск наркотических средств без разрешения или соблюдения необходимых формальностей, отпуск без рецепта, нарушение правил уничтожения наркотических средств и т.д.) или бездействия (несоблюдение технологии изготовления, упаковки и т.д.).

Министерство здравоохранения  постоянно издавало приказы и  инструкции, направленные на обеспечение сохранности и учета указанных веществ, среди которых можно назвать: Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств57; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ»58; Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ59 и другие.

Юридические лица могут принимать  участие в обороте наркотических  средств и психотропных веществ  при условии, что в состав руководителей  такой организации входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Такой специалист несет персональную ответственность за соблюдение Федерального закона 1998 г. Юридическое лицо должно предусмотреть физические условия для обеспечения учета и сохранности, а также обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом наркотиков, а также получить необходимые сертификаты, справки и заключения соответствующих органов.60

В настоящее время частнопрактикующим врачам не разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III в своей медицинской деятельности. Кроме того, наркомания может не подлежать лечению наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II (бупренорфин). В виде исключения Министерство здравоохранения может предусматривать специальное разрешение, которое позволяет лицу(ам), ответственным за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, иметь вещества, внесенные в Списки II и III, в ограниченных количествах среди препаратов первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения или в поездах международных линий. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии разрешается Министерствами здравоохранения и сельского хозяйства в соответствии с Перечнем, который они утверждают. Использование наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях может быть разрешено юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности; физические лица не могут иметь таких лицензий. Лицензии не требуются для применения наркотических средств и психотропных веществ в экспертной деятельности, проводимой Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой безопасности или судебно-экспертными организациями в Министерстве юстиции, так же как они не требуются для осуществления контролируемых поставок или проверочных закупок, оперативных экспериментов, сбора образцов для сравнительного исследования и так далее. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вместе с отчетами о запасах во исполнение Конвенций ООН, должны представляться юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии.61 То же самое относится к культивированию растений, производству, изготовлению, ввозу или вывозу, реализации и использованию наркотических средств и психотропных веществ в пределах квот, установленных государством. Ежемесячные инвентаризации и бухгалтерский баланс должны представляться юридическими лицами, владеющими соответствующими лицензиями, и сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации доводятся до сведения органов внутренних дел в трехдневный срок после их обнаружения. Любые изменения в количестве и состоянии наркотических средств и психотропных веществ в результате операций должны быть зарегистрированы в специальных журналах.

Таким образом, приобретение, отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ может при наличии лицензии осуществляться юридическими лицами как государственного, так и частного секторов. Отпуск этих средств и веществ может производиться физическим лицам только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них соответствующей лицензии. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту. Такие рецепты должны выписываться на специальных бланках; форма бланков указанных рецептов, порядок их регистрации, учет и хранение, а также правила оформления, устанавливаются в соответствии с российским законодательством. Федеральный закон 1998 г. предусматривает (статья 26), что выдача рецептов с нарушением установленных правил влечет за собой уголовную ответственность (статья 233 УК РФ). Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических средств и психотропных веществ регулируется Федеральным законом 1998 г. и Федеральным Законом «О лекарственных средствах». Несоблюдение требований внешней и внутренней упаковки означает, что они должны быть уничтожены. На протяжении многих лет главной целью международных договоров о потреблении наркотических средств было регулирование пересечения наркотическими средствами и психотропными веществами государственных границ. Соответственно во исполнение этих конвенций российское законодательство обращает особое внимание на этот вопрос. Лицензии требуются для тех государственных унитарных предприятий, которые занимаются такой деятельностью, вместе с разрешениями в каждом конкретном случае пересечения таможенных границ от специально уполномоченных органов. Федеральный закон 1998 г. подробно регулирует эти вопросы совместно с подзаконными нормативно-правовыми актами. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен. Исключение составляют транзитные пассажиры, которые перевозят эти средства в медицинских целях.62

Несмотря на то, что Федеральный  закон 1998 г. предусматривает уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, требования программ снижения вреда об уничтожении использованных игл и шприцов не находят официального признания.63

Подзаконные нормативные правовые акты предусматривают возможные  альтернативы уничтожению при определенных обстоятельствах.

Новые наркотические средства и  психотропные вещества могут разрабатываться только в целях, предусмотренных Федеральным законом 1998 г., а в медицинских целях они должны быть разработаны, зарегистрированы и пройти клинические испытания в соответствии с законодательством о лекарственных средствах и на основании государственного заказа.

3.2.Субъект  и субъективная сторона преступления

 

Субъектом данного преступления выступают как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила. Должностное лицо, допустившее нарушение этих правил, наряду с совершением преступлений против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и др.), подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228-2 и ст. 285 или 290 УК.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Надо полагать, что если действие или бездействие должностного лица вследствие небрежности повлекло существенное нарушение прав и законных интересов  граждан или организаций, интересов  общества или государства, охраняемых законом, судебное преследование может наступить и в соответствии со статьей 293 УК РФ.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что физическое и моральное здоровье населения является залогом существования  российского общества и нормального  функционирования его системы. Однако рост наркомании и наркопреступности вызывает большую тревогу и свидетельствует о больших проблемах нашего социума.

В настоящее время эта проблема не является исключительно проблемой  правоохранительных органов, решать ее предстоит всему обществу в целом, в том числе в мировом масштабе.

Очевидно, что эффективная борьба с наркопреступностью невозможна в  условиях несовершенного законодательства. В процессе применения УК РФ возникало  множество вопросов. Один из них - определение  на практике размера наркотических  средств, влекущего уголовную ответственность  по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку  либо сбыт наркотических веществ. Речь шла, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ крупный размер наркотических средств.

Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака являлась «Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте», составленная на основании про-токолов заседаний этого комитета.

На практике органы следствия и  суда воспринимали эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным  актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля давалась установка, безусловно обязательная для исполнения судебно-следственными органами.

Кажущаяся мелочь в определении  уголовно наказуемого использования  размера наркотических веществ  на практике приводила не только к  серьезному перекосу в правоприменительной  деятельности, но и в целом в  стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически происходил, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно-репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. 

Все это обуславливало необходимость  скорейшего пересмотра законодательства.

21 ноября 2003 года Государственной  Думой Федерального Собрания  РФ был принят внесенный Президентом  РФ Федеральный закон «О внесении  изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 16 декабря 2003 года поправки вступили в силу. Фактически, по нашему мнению, следует говорить не о поправках в УК, а о новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации - настолько существенны внесенные в кодекс изменения и дополнения.

Закон внес существенные изменения  в статью 228 УК РФ. Статья 228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических  средств или психотропных веществ) разделилась на три: ст.228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта), ст.228-1 УК (незаконные производство, сбыт или пересылка  наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст.228-2 УК (нарушение правил оборота наркотических  средств или психотропных веществ). При этом по ст.228 УК преступлением признаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в размере, в 10 и более раз превышающем размеры средней разовой дозы потребления соответствующего средства, размер такой доли устанавливается Правительством РФ (примечание 2 к ст.228 УК в новой редакции). Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в меньшем размере преследуется теперь только в административном порядке.

Надо отметить, что первоначально  указанные изменения (относительно ст.228 УК), в отличие от всех остальных, должны были вступить в силу только через 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то есть 16 марта 2004 года, теперь дата перенесена – до 16 мая 2004 г. За это время Правительству РФ предстоит определить размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)