Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель работы – исследовать современное состояние института необходимой обороны и на основе полученных данных выработать рекомендации по совершенствованию рассматриваемого раздела действующего российского законодательства.
Задачи работы:
- изучить правовую природу, понятие, цели института необходимой обороны;
Введение………………………………………………………………...….…3
Глава 1. Эволюция института необходимой обороны……………………...5
1.1. История возникновения и развития понятия необходимой обороны……………………………………………………………………..…5
1.2. Анализ трактовки понятия необходимой обороны в современных зарубежных уголовных законодательствах…………………………….…....8
Глава 2. Анализ правового регулирования необходимой обороны в российском законодательстве…………………………….………………………….…….15
2.1 Необходимая оборона………………………………………….………....15
2.2 Правомерность необходимой обороны……………………………….…17
2.3 Превышение пределов необходимой обороны………………………….20
2.4 Анализ комментариев к законодательным нормам……………… ..……25
2.5.Рекомендации по совершенствованию действующего законодательства
………………………………………………………………………..…………29
Заключение……………………………………………………….…………….33
Список используемых источников ……………………...……………………35
Суд обоснованно квалифицировал содеянное А. по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ как покушение на убийство двух лиц»[9, с. 2].
Таким образом, рассматриваемый пример наглядно иллюстрирует ситуацию, которую осужденный пытался представить как необходимую оборону, но которая была аргументировано квалифицирована судом не как необходимая оборона и даже не как превышение ее пределов, а как покушение на убийство двух лиц.
2.4 Анализ комментариев к законодательным нормам
Анализ материалов, представленных в [10, с 65-71], [8, с 1-9] и в [7, с.24] позволяет выделить нововведения, призванные снять вопросы, возникающие у судов в ходе применения ст. 37 и 38 УК РФ и обеспечить формирование единообразной судебной практики. Вкратце эти нововведения можно свести к следующему.
1. Поясняются признаки
наличия посягательства, сопряженного
с насилием, опасным для жизни
обороняющегося или другого
-причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов);
-применение способа
посягательства, создающего реальную
угрозу для жизни
2. Сформулированы признаки непосредственной угрозы применения насилия, опасного для жизни обороняющегося или другого лица. К их числу относятся, в частности:
-высказывания о намерении
немедленно причинить
-демонстрации нападающим
оружия или предметов,
3. Поясняются признаки наличия посягательства, сопряженного с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица. К их числу относятся, в частности:
-побои, причинение
легкого или средней тяжести
вреда здоровью, грабеж, совершенный
с применением насилия, не
- совершение и иных
деяний (действий или бездействия),
в том числе по неосторожности,
предусмотренных Особенной
4. Разъяснена ситуация
наличия реальной угрозы
5. Сформулировано понятие
состояния необходимой обороны,
6. Разъяснена правомерность
необходимой обороны
7. Конкретизированы ситуации, которые состояние необходимой обороны образуют. К ним относятся ситуации, когда:
- защита последовала непосредственно за актом хотя и оконченного посягательства, но исходя из обстоятельств для оборонявшегося лица не был ясен момент его окончания и лицо ошибочно полагало, что посягательство продолжается;
- общественно опасное
посягательство не
8. Конкретизированы ситуации, которые состояние необходимой обороны не образуют. К ним относятся ситуации, когда:
- имеют место правомерные
действия должностных лиц,
- если вред посягавшему
лицу причинен после того, как
посягательство было
- если лицо спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.);
9. Разъяснены случаи,
которые следует
- лицо превысило пределы
защиты, допустимой в условиях
соответствующего реального
- для защиты охраняемых
уголовным законом интересов
от общественно опасных
10. Разъяснены случаи,
которые следует
- причиненный нападающему вред хотя и оказался большим, чем вред предотвращенный, но при причинении вреда не было допущено явного несоответствия мер защиты характеру и опасности посягательства;
- обстановка давала основания полагать, что совершается реальное общественно опасное посягательство, и лицо, применившее меры защиты, не осознавало и не могло осознавать отсутствие такого посягательства;
11. Разъяснено, чем убийство
и умышленное причинение
Критерием такого отличия
является то, что для преступлений,
совершенных в состоянии
12. Сформулированы признаки, отграничивающие необходимую оборону от причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений.
Право на такое задержание имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.
13. Прописано, что что в соответствии со статьей 1066 ГК РФ вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению, если при этом не были превышены ее пределы.
Следует отметить, что:
- положение, сформулированное в п. 4, по-видимому призвано заменить термин, используемый в УК зарубежных стран «будущее неизбежное посягательство»;
- положение п. 6 вероятно
служит эквивалентом статьи
- положение п.12 предположительно является эквивалентом термина, применяемого в УК зарубежных стран «гражданский арест»;
- ни законодатели, ни
судебная практика так и не
выработали четких критериев
«явного несоответствия защиты
характеру и степени
Исследование документа [8, с 1-9] показывает, что ни в [7, с.24], ни в [10, с 65-71] перечисленные выше положения в полном объеме не раскрываются.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что документ [8, с 1-9] в значительной степени способствует ликвидации правового вакуума, существующего в рассматриваемой части действующего российского законодательства, но не устраняет его полностью.
2.5 Рекомендации
по совершенствованию
Принято считать, что «необходимая оборона является эффективным средством предупреждения общественно опасных действий и особенно преступных проявлений, так как угроза быть убитым или раненым непосредственно на месте посягательства оказывает более устрашающее воздействие, чем возможность осуждения» [17, с. 84]. Таким образом, становится очевидным ответ на вопрос, который последнее время активно дискутируется на государственном и международном уровне – вопрос о праве гражданам на ношение оружия. Именно так этот вопрос преподносится обществу в СМИ. По мнению автора, во-первых, не только и не столько на ношение, сколько на применение. Во-вторых, совершенно очевидно, что если «на нападающего угроза быть убитым или раненым непосредственно на месте посягательства оказывает более устрашающее воздействие, чем возможность осуждения», то при наличии у граждан оружия такая угроза будет еще более реальной, а действенность института необходимой обороны существенно вырастет. Следовательно, это приведет к уменьшению количества преступлений в целом. По мнению автора, ограничения на ношение и применение оружия конечно нужны. Но это должно распространяться в первую очередь на боевое оружие. У рядовых граждан его быть не должно. Таким образом, возникает необходимость внесение соответствующих изменений в «Закон об оружии». По мнению автора, возможна следующая формулировка «Все граждане РФ, достигшие совершеннолетия, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие специальную подготовку в сертифицированных учебных центрах, имеют право на хранение, ношение и применение в целях обороны зарегистрированного в органах МВД травматического и не боевого огнестрельного оружия. При применении такого оружия в целях обороны его владельцы руководствуются ст. 37 УК РФ».
Рассмотрим показательный пример последнего времени – события 12.12.2012г., когда в московском трамвае была устроена поножовщина. «Как сообщает пресс-служба УВД по Восточному административному округу Москвы, 12.12.2012г. в 08 00 мск. на одной из остановок через заднюю дверь в трамвай зашли пятеро мужчин. Водитель и пассажиры сделали им замечание, указав, что входить надо через турникет у передней двери. В результате вспыхнула ссора, в ходе которой вошедшие хулиганы с ножами набросились на оппонентов. В результате ножевые ранения получили три пассажира, еще одного ударили по голове, предположительно, рукояткой пистолета. Все пострадавшие были госпитализированы с ножевыми ранениями разной степени тяжести, один - с черепно-мозговой травмой, а преступники беспрепятственно скрылись с места преступления» [19]. Последнее не удивительно. В самом деле, что в этой ситуации могли противопоставить нападавшим пассажиры? Предложить подождать прибытия полиции? Вряд ли нападавшие вняли бы их предложению. Очевидно, будь у пассажиров трамвая оружие, знавшие об этом нападавшие вряд ли рискнули бы доставать ножи. А если бы и рискнули, то были бы легко обезоружены и задержаны.
По мнению автора, нуждается в уточнении п. 18, изложенный в следующей формулировке: «Задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений……Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении» [8, с 6].
Отсюда следует, что «иные лица» должны доставить лицо, совершившее преступление, в органы власти, хотя на самом деле они это делать вовсе не обязаны. Более того, у них просто может не быть такой возможности. Поэтому предлагается следующая редакция рассматриваемого пункта: «Задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти или с целью вызова представителей органов власти на место преступления и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений».
Представляется целесообразным дополнение ст. 37 четвертой частью в следующей редакции: «Правомерно применение технических средств и приспособлений для защиты правоохраняемых интересов в отсутствие обороняющегося лица, если эти технические средства и приспособления не создавали опасность для лиц, не совершающих общественно опасного посягательства, при причинении любого вреда лицу, совершившему общественно опасное посягательство».