1. В отношении защищаемого
лица могут применяться одновременно
несколько либо одна из следующих
мер безопасности:
1) личная охрана, охрана
жилища и имущества;
2) выдача специальных
средств индивидуальной защиты,
связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности
сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое
место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы
(службы) или учебы;
8) временное помещение
в безопасное место;
9) применение дополнительных
мер безопасности в отношении
защищаемого лица, содержащегося
под стражей или находящегося
в месте отбывания наказания,
в том числе перевод из одного
места содержания под стражей
или отбывания наказания в
другое.
2. При наличии оснований,
указанных в статье 16 настоящего
Федерального закона, в отношении
защищаемого лица могут применяться
также другие меры безопасности,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
3. Меры безопасности, предусмотренные
пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи,
осуществляются только по уголовным
делам о тяжких и особо тяжких
преступлениях.
На основании ст. 5 Федерального
закона РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов» № 45-ФЗ (ред.
от 03.02.2014г.) Для обеспечения защиты жизни
и здоровья защищаемых лиц и сохранности
их имущества органами, обеспечивающими
безопасность, могут применяться с учетом
конкретных обстоятельств следующие меры
безопасности:
1) личная охрана, охрана
жилища и имущества;
2) выдача оружия, специальных
средств индивидуальной защиты
и оповещения об опасности;
3) временное помещение
в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности
сведений о защищаемых лицах;
5) перевод на другую
работу (службу), изменение места
работы (службы) или учебы;
6) переселение на другое
место жительства;
7) замена документов, изменение
внешности.
В целях реализации предусмотренных
в настоящей статье мер безопасности могут
проводиться оперативно-розыскные мероприятия
в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об
оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации".
Третья группа. К этой группе
относятся уголовно-процессуальные средства,
которые прямо не предусмотрены как меры
безопасности, но в силу своей правовой
сущности могут быть использованы для
этих целей. К ним относятся, например,
избрание меры пресечения, отобрание подписки
о неразглашении тайны предварительного
расследования, принятие процессуальных
решений об отказе в производстве тех
или иных действий по ходатайству стороны
защиты и т.п.
Четвертая группа. К мерам безопасности,
прямо не предусмотренным законодательством,
можно отнести те средства, которые используются
в настоящее время в практике правоприменения.
А. Халиков в числе дополнительных мер
безопасности применительно к закрытому
судебному заседанию называет следующие:
– зашторивание окон, через которые может
осуществляться прослушивание, наблюдение
или видеосъемка;
– дополнительная охрана помещения суда
(в первую очередь мест входа и выхода
участвующих в деле лиц);
– оцепление работниками милиции здания
суда по всему периметру, обеспечение
негласной явки свидетелей и других лиц
путем их доставления специальным транспортом
в условиях, исключающих их наблюдение
посторонними лицами;
– направление поручений оперативно-розыскным
подразделениям о предварительной проверке
помещения суда на предмет обнаружения
скрытых подслушивающих и наблюдательных
технических средств30.
Пятая группа. К специальным мерам безопасности,
применяемым по уголовным делам, связанным
с организованной преступностью, можно
отнести те средства, которые могут применяться
в зависимости от особенностей того или
иного вида преступлений. Так, например,
отдельными учеными в рамках проекта Федерального
закона «О противодействии торговле людьми»
предлагаются такие меры, как:
– закрытие доступа к данным о личности
жертвы торговли людьми в справочных службах
и информационно-справочных фондах;
– запрет распространения информации
о жертвах торговли людьми или об обстоятельствах
торговли людьми, способной создать угрозу
жизни или здоровью жертвы торговли людьми,
или его близких родственников, а также
о лицах, оказывающих содействие торговле
людьми;
– запрет разглашения сведений о мерах
безопасности и конфиденциальность информации
о жертвах торговли людьми, равно как и
разглашение данных предварительного
расследования и сведений о мерах безопасности;
– оказание помощи государственными
органами исполнительной власти, органами
местного самоуправления, убежищами и
центрами жертвам торговли людьми;
– помощь дипломатических представительств
и консульских учреждений РФ за пределами
РФ гражданам РФ, ставшим жертвами торговли
людьми, по возвращении их в Российскую
Федерацию36.
Применение мер безопасности во многом
зависит от правильной организации работы
правоохранительных и судебных органов.
В связи с этим представляется возможным
и необходимым применять как те меры безопасности,
что прямо предусмотрены в законе, а также
иные организационные, информационные
и технические возможности, которые не
противоречат принципам и назначению
уголовного судопроизводства. [6].
Ежегодно в ходе расследования
уголовных дел более 10 миллионов человек
выступают в качестве потерпевших и свидетелей.
К участникам уголовного судопроизводства
часто применяются приемы и методы физического
и психологического воздействия с целью
изменения своих показаний либо отказа
от них. Результатом этого становятся
случаи отказа и уклонения потерпевших
и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.
В целях выработки единой системы
мер, направленных на защиту жизни и здоровья
свидетелей, потерпевших и иных уголовного
судопроизводства , а также их близких
родственников, с 1 января 2005 года вступил
в силу Федеральный закон «О государственной
защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства»
.
Федеральный закон устанавливает
виды государственной защиты, основания
и порядок их применения, определяет органы,
на которые возложены обязанности по обеспечению
мер безопасности и социальной поддержки.
Эффективность и особая значимость
деятельности органов, обеспечивающих
меры государственной защиты, подтверждена
практикой применения государственных
программ «Обеспечение безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2006 – 2008 годы» и «Обеспечение
безопасности потерпевших, свидетелей
и иных участников уголовного судопроизводства
на 2009 – 2013 годы».
Государственная программа
«Обеспечение безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2014 – 2018 годы» разработана
в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального
закона Министерством внутренних дел
Российской Федерации на основе предложений
заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и наработанного
практического опыта применения конкретных
мер государственной защиты, установленных
Федеральным законом.
Общепрограммные расходы, направленные
на ее осуществление связаны с:
1)организацией и проведением
информационно-пропагандистских мероприятий
с целью формирования позитивного общественного
мнения о деятельности органов, осуществляющих
меры безопасности, широкой информированности
населения о мерах государственной защиты.
Данные расходы направлены на размещение
специализированной рекламы, создание
видеофильмов по тематике, издание целевой
печатной продукции по пропаганде и иные
аналогичные расходы;
2)медико-психологической реабилитацией
защищаемых лиц. Данные расходы включают
расходы, связанные с привлечением специалистов
(врачей, медицинских психологов) для проведения
медико-психологической реабилитации
защищаемых лиц;
3)совершенствованием, содержанием
и обслуживанием материально-технической
базы специальных подразделений в структуре
органов государственной власти, на которые
возложены задачи по осуществлению мер
безопасности. Данные расходы направлены
на приобретение специальных средств
индивидуальной защиты, связи и оповещения
об опасности; средств специальной техники;
специальных транспортных средств; специального
оборудования для психофизиологического
обследования защищаемых лиц и методик
для оказания психологической помощи;
на автоматизацию деятельности подразделений,
непосредственно осуществляющих меры
безопасности, федеральных органов исполнительной
власти – участников Программы; на обслуживание
и модернизацию специализированной территориально-распределенной
автоматизированной системы.
Таким образом общепрограммные
расходы (организация и проведение информационно-пропагандистских
мероприятий; медико-психологическая
реабилитация защищаемых лиц; совершенствование,
содержание и обслуживание материально-технической
базы специальных подразделений в структуре
органов государственной власти, на которые
возложены задачи по осуществлению мер
безопасности) по данной программе предполагают
ожидаемый результат: формирование позитивного
общественного мнения и имиджа органов,
осуществляющих меры безопасности, широкая
информированность населения о мерах
государственной защиты и их обеспечении;
осуществление мер безопасности. [7].
Заключение
Обеспечение безопасности
участников процесса и их близких в связи
с производством по уголовному делу необходимо
рассматривать как одно из наиболее эффективных
средств противодействия преступности
и получения доказательственной информации
о событии преступления.
Безопасность участников
уголовного процесса расценивается законодателем
как одна из составляющих принципа охраны
прав и свобод человека и гражданина в
уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК).
Закрепление в процессуальном законе
мер безопасности личности следует рассматривать
как:
1. Гарантию обеспечения
прав и законных интересов личности в
уголовном судопроизводстве;
2. Средство достижения
цели и задач (назначения) уголовного судопроизводства;
3. Новую эффективную
форму противодействия наиболее опасным
видам преступности (организованной, профессиональной);
4. Позитивное стремление
государства привести национальное законодательство
в соответствие с рядом международных
документов.
Под мерами безопасности
следует понимать комплекс различных
действий, закрепленных действующим законодательством
и осуществляемых уполномоченными должностными
лицами, в целях предупреждения возникновения
угрозы безопасности участников уголовного
судопроизводства, а также ее пресечения
и восстановления нарушенного состояния
защищенности указанных лиц.
Государственная программа
«Обеспечение безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2014 – 2018 годы» позволяет утверждать,
что российским государством создан институт
государственной защиты участников уголовного
судопроизводства, который, несомненно,
будет способствовать повышению эффективности
борьбы с преступностью.
Список использованной
литературы и источников:
[1] http://cyberleninka.ru (статья: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Волгоградская
академия МВД России Е.И. Замылин, кандидат
юр. наук, доцент, В.В. Намнясева,
кандидат юр. наук, доцент)
[2]. Жариков Е.В. Дифференциация
уголовного процесса как средство
обеспечения безопасности, содействующих
уголовному судопроизводству: дис…
к.ю.н. – Барнаул, 2005. – С. 61.
[3]. Новикова М.В. Обеспечение
безопасности участников уголовного
судопроизводства как гарантия
осуществления правосудия в современных
условиях: Автореф. дисс. … на соиск…
к.ю.н. – Екатеринбург, 2006. – С. 10.
[4]. Шаговой В.Н. Потерпевший
и жертва преступления в уголовном
процессе: защита прав и их
уголовно-процессуальные правонарушения:
Автореферат дисс. на соиск… к.ю.н.
– Тюмень, 2006. – С. 15.
[5]. Большой юридический
словарь [Электронный ресурс] // http://slo-vari.yandex.ru..
[6]. Зуев С. В. Уголовное преследование по
делам о преступлениях, совершаемых организованными
группами и преступными сообществами
(преступными организациями) : Монография. Челябинск : Челябинский
юридический институт МВД России, 2010 г. http://kalinovsky-k.narod.ru
[7]. Государственная
программа «Обеспечение безопасности
потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы».
1. Конституция Российской Федерации
от 25 декабря 1993 года, с изменениями от
30 декабря 2008 года).
2. Федерального закона
РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов» № 45-ФЗ (ред. от 03.02.2014г.)
3. Федерального закона
РФ от 20 августа 2004 г. «О государственной
защите потерпевших, свидетелей
и иных участников уголовного
судопроизводства» № 119-ФЗ (ред. От 03.02.2014г.)
4.УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ(действующая редакция
от 15.02.2014).
5. УК РФ
от 13.06.1996 N 63-ФЗ.