Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 11:07, контрольная работа
В соответствии с федеральным законодательством выделяют две основные группы уполномоченных государственных органов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью.
Среди государственных органов различают следующие подгруппы:
1) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней.
1. Система оперативно - розыскных органов.
2. Сущность, юридическая
характеристика и значение розыскной работы.
3. Алгоритм действий сотрудника оперативно – поискового подразделения по обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как оперативно розыскного мероприятия.
- оперативные отделы;
- подразделения собственной безопасности;
- оперативно-технические подразделения;
- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.
Названные подразделения
осуществляют оперативно-
9. Оперативные подразделения
органа внешней разведки
Федеральные органы
правительственной связи и
Основными направлениями
деятельности федеральных
- организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
- обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
- организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
- организация и ведение
внешней разведывательной
- обеспечение
высших органов
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ, являясь структурным подразделением Генерального штаба, в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, выполняют следующие функции:
- осуществление
разведывательной деятельности
в интересах обороны и
- разработка
и проведение мероприятий,
- организация
в Вооруженных Силах
- планирование
и организация мероприятий,
- планирование
и организация работ по
Государственная
значимость решаемых задач
2. Сущность оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно- розыскная деятельность определяется как разновидность социально полезной, юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными Федеральным Законом «Об Оперативно-Розыскной деятельности 144-ФЗ». Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена, главным образом, на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.
Отдельной
особенностью проведения
Своим назначением
оперативно-розыскная
Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве, они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них - уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована УПК РФ. Другое существенное различие - информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по ее собиранию и закреплению), имеет доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.
ОРД следует
отличать от разведывательной
деятельности российских
В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимой ОРМ, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем, должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий, объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации было бы, практически, невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.
Проведение оперативными подразделениями ОРД ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскному органу на осуществление ОРМ, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция ОВД (см. п. 16 ст. 11 Закона о Милиции, ФСБ), частных детективных агентств и других правоохранительных органов и подразделений.
Среди объектов защиты при проведении ОРМ, законодатель, в первую очередь, поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ, выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).
Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение на "социально неустойчивых" лиц, происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения (гл. 14 УПК РФ). Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения).
Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
Выявление
преступлений состоит в
Пресечение,
как правило, предполагает
Юридическая характеристика представляет собой совокупность законов, подзаконных нормативно-правовых актов, ведомственных приказов, должностных локальных инструкций, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
К правовой основе ОРД, прежде всего, относят Конституцию РФ, «Закон об ОРД», а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Конституция
РФ как основной закон
Конституция
также регламентирует полномочи
Ряд норм
Конституции напрямую
3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом).
Существуют три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное.
Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих one-работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.