Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:15, контрольная работа
Необходимость использования специальных знаний в области психиатрии и психологии в процессе уголовного судопроизводства существенно расширилась с принятием действующего УК РФ, поскольку в него была включена одна норма: ст. 22, регламентирующая уголовную ответственность лиц с психическим расстройствами, не исключающими вменяемости. Тем самым законодатель поставил точку в многолетней дискуссии об ограниченной вменяемости.
1.Особенности СПЭ лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст.22 УК РФ)…………………………………................................3
Список использованных источников…………………………………………...14
7.1. Во время совершения
инкриминируемого ему деяния N находился
в состоянии сильного
7.2. Во время совершения
инкриминируемого ему деяния N не
находился в состоянии
Рассмотрим сочетания ответов экспертов, соответствующие определенным выводам (экспертным ситуациям), в зависимости от состояния психического здоровья испытуемого (наличия или отсутствия психического расстройства), уровня психического развития (наличия или отсутствия отставания в психическом развитии) и психологического состояния (наличия или отсутствия состояния сильного душевного волнения).
Обвиняемый невменяем. В этом случае эксперты констатируют наличие психического расстройства (ответ 1.1) и юридического критерия невменяемости (ответ 2.1). Такое лицо может не нуждаться в принудительном лечении (ответ 4.1) либо нуждаться в назначении принудительной меры медицинского характера, в последнем случае указывается вид принудительной меры медицинского характера (ответ 4.2).
Обвиняемый ограниченно вменяем. В этом случае эксперты констатируют наличие психического расстройства (ответ 1.1) и юридического критерия вменяемости (ответ 2.2), а также наличие юридического критерия ограниченной вменяемости (ответ 3.1). Такой обвиняемый может не нуждаться в принудительном лечении (ответ 4.1) либо нуждаться в амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра (ответ 4.2).
Возрастная невменяемость
несовершеннолетнего
Преступление совершено
в состоянии сильного душевного
волнения. В этом случае эксперты констатируют
отсутствие психического расстройства
(ответ 1.2), сохранение у обвиняемого
способности в полной мере руководить
поведением в криминальной ситуации
(ответ 2.2), указывают на отсутствие
необходимости применять
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указано, что в случаях освидетельствования несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии перед экспертами «в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости испытуемого». Такую формулировку вопроса, по нашему мнению, следует признать некорректной. Умственная отсталость является психическим расстройством, поэтому ч. 3 ст. 20 УК не может применяться к тем несовершеннолетним, у которых отставание в психическом развитии обусловлено умственной отсталостью. Суд интересует не глубина умственной отсталости, а степень нарушения способности несовершеннолетнего осознанно руководить своим поведением. Предлагаемый вопрос может быть переформулирован следующим образом: «В какой мере сохранялась у обвиняемого (подсудимого), имеющего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими во время совершения инкриминируемого ему деяния?»[2;56]. Ответ на этот вопрос призван облегчить правоприменителю принятие решения о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с отставанием в психическом развитии.
Оценка поведения обвиняемых,
особенно в случае наличия у них
психических расстройств, не исключающих
вменяемости, представляет значительные
трудности и нередко требует
использования специальных
Приведем несколько возможных уточняющих вопросов.
Представленный перечень уточняющих вопросов не является исчерпывающим. При оценке вины, особенно в проблемных ситуациях, связанных с пределами виновной ответственности, в следственной и судебной практике с использованием специальных знаний в области психологии обязательно установление мотива, цели, наличия волевого компонента, эмоциональной характеристики соответствующих целенаправленных действий для раскрытия содержания понятий «вина» и «виновная ответственность». Перед экспертом-психологом также могут быть поставлены вопросы о ценностных ориентациях, диагностике личности, в том числе характеристике свойств, значимых для индивидуализации ответственности и прогноза поведения в связи с наказанием или мерой, его заменяющей.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 30.12.2012) // Информационно-справочная система «ГАРАНТ» (по состоянию на 21.01.2013).
Научная и учебная литература
1.Основные показатели деятельности судебно-психиатрической службы Российской Федерации в 2007 году: Аналитический обзор / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. − М., 2008.− 132 с.
2. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие./О.Д. Ситковская, Л.П. Конышева, М.М. Коченов.−М.:ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000. −160 с.
3. Судебная медицина в схемах и рисунках: учебное пособие./ Г.А.Пашинян, П.О.Ромодановский. – М.,2006.− 336 с.
Судебная практика
1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
Информация о работе Особенности СПЭ лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости