Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:34, курсовая работа
Целью работы является анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности. Задачи: - исследовать правоохранительную систему как структурно-функциональный элемент государственного механизма; - изучить нормативно-правовые, аспекты деятельности ОВД; - изучить место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ;
Введение 3
1. Место и роль органов внутренних дел
в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.1. Особенности становления и развития органов внутренних
дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.2. Современная система органов внутренних дел 9
2. Нормативно-правовые аспекты деятельности ОВД 16
2.1. Нормативные и организационно-правовые
основания правоохранительной деятельности ОВД 16
2.2. Особый статус органов внутренних дел 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Индивидуальные правовые акты имеют цель вызвать определённые юридические последствия, установить субъективные права и конкретные обязанности адресатов. Выступают они всегда в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего конкретные правоотношения24.
В этом
Законе впервые комплексно
Также правовую основу деятельности ОВД составляют Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33,
24. Понарин В.Я., Соловьев
И.Ф., Тяжкин А.В.
ст.3349. Законом
РФ "Об оперативно-розыскной
Статус органов внутренних дел определяется Типовым положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта РФ.
Типовое положение утверждено приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 730.
В соответствии с данным типовым положением Министерство внутренних дел, ГУМВД, УМВД субъекта РФ осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, регулирования миграционных процессов на территории соответствующего субъекта РФ. МВД, ГУМВД, УМВД субъекта РФ создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством РФ.
Уголовно-процессуальная деятельность состоит в производстве дознания и следствия органами внутренних дел. Ее осуществляют следственные аппараты, полицейские службы. При осуществлении указанной деятельности органы внутренних дел руководствуются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
На МВД возлагаются основные задачи: разработки и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов не зависимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение исполнения уголовных наказаний; руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.
Организационная структура органов внутренних дел состоит из взаимодействующих компонентов и элементов. Обозначенные в административном праве свойства отдельных служб и подразделений, входящих в единую структуру, позволяют выделить три основных вида структурных компонентов органа внутренних дел:
Отраслевой компонент. Он реализует специальные функции органов внутренних дел. В частности, к нему относятся в укрупненном виде криминальная полиция и полиция общественной безопасности.
Обеспечивающий компонент. Он включает в себя кадровые подразделения, тыловые службы, секретариаты, информационные центры, медицинские службы, службы собственной безопасности и др.
Штабной компонент
призван выполнять общие
Такое структурное строение органов внутренних дел является наиболее общим, свойственным как территориальным, так транспортным органам внутренних дел. Структура органа определяется сложностью возлагаемых на него задач, его функциями (цели - задачи - функции - структура) и нормативно закрепляется в правовом статусе, в его структурно-организационном блоке25.
В настоящее время происходит процесс последовательного усложнения правоохранительных функций и специализации труда, который вызывает необходимость более детального и глубокого структурирования органов
25. Рыжаков А.П.
внутренних
дел, закрепления отдельных функций
Аналогичная специализация
функций и соответствующих
Отражением
процессов специализации
Органы управления являются составной частью аппарата управления в органах внутренних дел. Они подчинены руководителю органа для осуществления с их помощью всех направлений организационно-управленческой деятельности, функций общего руководства. Организационная структура штаба соответствует его роли как органа межотраслевого управления. Основными направлениями деятельности штаба являются комплексное планирование деятельности органа внутренних дел, координация деятельности отраслевых подразделений, подготовка проектов управленческих решений, контроль их исполнения и некоторые другие направления. Иную задачу выполняют дежурные части. Они осуществляют оперативное управление силами и средствами органа внутренних дел.
В процессе исполнения
должностных обязанностей находят
свое воплощение функции того или иного структурного подразделения.
Средством их реализации являются организационные
связи. В частности, организационно-
2.2. Особый статус органов внутренних дел.
Понятие «статус» (от лат. status - состояние, положение) обозначает место субъекта правового общения. Термины «правовое положение», «правовой статус» широко употреблялись в законодательстве и в юридической литературе, как в прошлые годы, так и сейчас. При этом, за сравнительно
редким исключением, не делается каких-либо различий между терминами
27. Серов В.А. Правоохранительные органы. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 41-45.
«положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы.
Правовой статус органов внутренних дел непосредственно связан с правовым статусом МВД России, ибо органы внутренних дел входят в систему МВД РФ. Являясь составной частью государственного аппарата, органы внутренних дел имеют определенную компетенцию, структуру, территориальный или отраслевой масштаб деятельности, образуются в порядке, установленном законом, используют определенные методы работы, наделены полномочиями выступать по поручению государства и призваны в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнять определенные функции в определенной сфере социальной жизни.
Министерство внутренних
дел Российской Федерации является
федеральным органом
Вообще традиционно принято считать, что министерство это орган отраслевого управления. Но, по сути, в настоящее время многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие органы, объекты управления по определенной сфере функционального характера. Именно таким и является министерство внутренних дел, задачами которого являются: а) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; б) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; в) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; г) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; д) обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; е) организация в соответствии с законодательством государственной охраны имущества; ж) управление органами внутренних дел России и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности. Особенность правового статуса ОВД определяется нахождением их в двойном подчинении. Истоки этого дуализма заложены в конституционных нормах (ст. 80, 83, 86, 87, 88, 114 Основного закона). А в ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оговорены особенности руководства так называемыми силовыми министерствами и ведомствами, деятельность которых непосредственно связана с выполнением Президентом РФ своих полномочий в качестве Главнокомандующего Вооруженными Силами и Председателя Совета Безопасности РФ. Президент непосредственно руководит федеральными министерствами и ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Нахождение этих органов в ведении Президента обусловливает его право утверждать по представлению Председателя Правительства Положения о них и назначать их руководителей. Тем не менее «силовые» ведомства не следует изымать из сферы управления со стороны Правительства, так как возложенные на него задачи в области обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений, обеспечения законности, борьбы с преступностью осуществляется, прежде всего, через упомянутые органы. Эти министерства и ведомства ответственны перед Правительством за выполнение порученных задач, федеральные же министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента, также и главе государства (ст. 12 и 26 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации). Наконец, что особенно важно, Правительству предоставляется право отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. При этом Закон не связывает Правительство никакими условиями. Но, несмотря на то, что эти органы не исключены из юрисдикции Правительства, фактически они становятся «президентскими органами», поскольку ему подведомственны. Прямое подчинение силовых структур Президенту при слабом контроле со стороны парламента способствует самовозрастанию их значимости в жизни государства. В таких условиях вполне вероятны эксцессы силового давления на институты гражданского общества. Заметим, что Правительство не вправе осуществлять административное руководство МВД, ФСБ и другими подобными ведомства, а его полномочия по координации достаточно неопределенны. В то же время у Президента при столь широком объеме функций и полномочий не всегда достаточно времени постоянно и лично осуществлять руководство каждым из этих ведомств, а равно нет специализированного госоргана, который мог бы обеспечить надлежащий контроль за их деятельностью. Совет Безопасности, будучи совещательным органом при главе государства, пока не может «подняться» над ведомствами силового блока, которые напрямую подчиняются Президенту. Для усиления роли Совета Безопасности требуется принять серьезные политические и правовые решения, установить качественно иной уровень взаимоотношений силовых министерств с этим органом. Ясно одно - нельзя оставлять руководство МИДа, Минобороны, МВД и других аналогичных ведомств без жесткой системы контроля, исключительно на доверии главы государства. Доверяй, но проверяй, - истина нестареющая для России.