Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности. Задачи: - исследовать правоохранительную систему как структурно-функциональный элемент государственного механизма; - изучить нормативно-правовые, аспекты деятельности ОВД; - изучить место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ;

Содержание

Введение 3
1. Место и роль органов внутренних дел
в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.1. Особенности становления и развития органов внутренних
дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.2. Современная система органов внутренних дел 9
2. Нормативно-правовые аспекты деятельности ОВД 16
2.1. Нормативные и организационно-правовые
основания правоохранительной деятельности ОВД 16
2.2. Особый статус органов внутренних дел 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

особенности правового статуса органо внутренних дел в сиситеме правоохранительных органов России11.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в отношении  МВД (и ОВД в частности) Президент и Правительство «делят» свои полномочия. Если сопоставить полномочия Президента и Правительства по руководству органами внутренних дел, то можно отметить, что Президент РФ: направляет деятельность МВД России; осуществляет руководство внутренними войсками; утверждает положение о МВД России, положение о Главном командовании внутренних войск МВД РФ, положение о военных советах, Устав внутренних войск МВД РФ, положение о полиции общественной безопасности (местной полиции); назначает на должность и освобождает от должности министра внутренних дел по предложению Председателя Правительства РФ, его первых заместителей и заместителей; устанавливает общую численность коллегии МВД России, в случае возникновения разногласий между министром и коллегией, министр докладывает об этом Президенту; утверждает численность министерства по предложению Правительства РФ, перечень подразделений полиции общественной безопасности (местной полиции), содержащихся за счет средств бюджета субъектов Российской федерации; принимает решение о привлечении МВД в обеспечении режима чрезвычайного положения; осуществляет иные полномочия в сфере внутренних дел. Правительство РФ: координирует деятельность МВД РФ; вправе отменять акты МВД или приостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегии МВД РФ, кроме лиц, входящих в ее состав по должности; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности МВД РФ; осуществляет иные полномочия. Перечень полномочий Президента и Правительства по отношению МВД свидетельствует, что приоритет руководства, а следовательно, и ответственности, несомненно за Президентом. Образно говоря, глава государства осуществляет здесь верховное управление. Отношение Президента и Правительства к МВД выражается в следующей формуле: Президент руководит, а Правительство координирует деятельность МВД.

Эта особенность руководства  министерством внутренних дел порождает  и особенность его статуса  по отношении к статусу министерств  и ведомств, непосредственно подчиненных  Правительству. Учитывая эти обстоятельства органы внутренних дел участвуют в разработке правовых норм, которых содержат не только нормативные правовые акты Правительства РФ, но и нормативные акты Президента РФ.

Положение, статус ОВД  РФ существенно влияет на особенности  их правотворческой деятельности. Так, от места и роли нормотворящего органа в системе федеральных органов исполнительной власти зависит место и роль нормативного акта, т.е. его юридическая сила. Статус федерального органа исполнительной власти определяет нормативный акт МВД как подзаконный акт в системе иерархических отношений, который принимается на основе и в целях исполнения закона в соответствии с актами Президента и Правительства. От вида и характера соответствующего органа исполнительной власти зависит порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты органов, действующих на началах единоличного руководства (например, МВД) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица. От правового статуса ОВД зависит и форма принимаемых нормативных актов. На МВД, как на федеральный орган исполнительной власти, распространяются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, где предусмотрено издание нормативных актов в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Правовая деятельность органов внутренних дел затрагивает интересы большинства граждан Российской Федерации, а по отдельным направлениям - и все население на территории России.

 Исходя из вышеизложенного, сформулируем следующие основные выводы и предложения:

1. В целях  совершенствования теории и практики правотворчества нецелесообразно жестко противопоставлять различные подходы в правопонимании. Необходимо использовать различные методологические приемы для эффективного познания закономерностей развития и совершенствования механизма правотворчества. Исходя из концепции интегративного правопонимания, правотворчество выступает не только фактором закрепления сложившихся общественных отношений, но и их проектированием, трансформации, эволюционирования или нивелирования. Отсюда правотворчество определяется как элемент механизма правового регулирования, целенаправленная деятельность уполномоченных субъектов по созданию, изменению и отмене правовых предписаний в соответствии с назревшими потребностями социума в целях его дальнейшего государственно-правового развития.

2. Необходимо  четко определить терминологическую  нагрузку категорий «нормотворчество  органов внутренних дел» и  «правотворчество органов внутренних  дел», дабы неотождествлять их  и не смешивать смысловую нагрузку. Под нормотворчеством органов  внутренних дел понимается деятельность уполномоченных субъектов в системе министерства внутренних дел России, осуществляемая на делегированной и компетенционной основе, направленная на создание, изменение или отмену ведомственных нормативно-правовых актов как внутреннего, так и внешнего действия. Категория «правотворчество органов внутренних дел» должна включать в себя не только нормотворчество в собственном смысле, но и весь спектр полномочий, связанных с правотворческой сферой и проявляющихся в различных формах. Отсюда правотворчество органов внутренних дел - это деятельность по созданию (проектированию), изменению, отмене, толкованию и систематизации нормативных правовых актов уполномоченными субъектами органов внутренних дел, а так же заключение ими нормативных соглашений (договоров) на делегированной и компетенционной основе. При этом особенности правотворческой деятельности ОВД России проявляются в специфике их статуса, субъектов нормотворчества, характера нормотворческих полномочий и юридической природе принимаемых актов.

3. ОВД России, осуществляя руководство порученной  отраслью (областью) административно-политической  сферы государства, объективно  должно располагать законодательно  закрепленными полномочиями нормативного  регулирования не только функционирования  своей системы, но и общественных отношений в сфере внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

I

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9,20 марта,19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля,19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля 2009 г)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г)

4. ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1

5. ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ, от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

6. ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 N 58-ФЗ

7. ФЗ "О безопасности" от 05.03.1992г. №2446-ФЗ (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288, Федерального закона от 25.07.2002 №116-ФЗ)

8. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1996 года N 168-ФЗ (ред.27 декабря 2000 года) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.4472.

9. ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

10. ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.

11. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.

12. Закон "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 06.06.2005 N 59-ФЗ, от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

13. Закон "О федеральных органов налоговой полиции" (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 17.12.1995 N 200-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П, Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

14. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (ред.10 января 2000 года) // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст.5909.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926. "О подразделениях полиции общественной безопасности" // СЗ РФ. - 2000. - №50. - Ст.4905.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926. «О подразделениях полиции общественной безопасности» // СЗ РФ. 2000. - №50. - Ст. 4905.

II

17. Алферов В.А., Статкус В.Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2000. - С.203.

18. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 30.

19. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 56.

20. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 76.

21. Гессен В.М., Лекции по полицейскому праву. - С-Пб. С.20.

22. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – 2-е изд.-Т.21.С.118.

23. Мулукаев Р.С, Епифанов А.Е., Чабан O.K. История отечественных органов внутренних дел в материалах их информационных подразделений. — Волгоград, 2007.С. 34-50, 78-101, 321-340.

24. Понарин В.Я., Соловьев И.Ф., Тяжкин А.В. Правоохранительные органы РФ. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД РФ, 2006. С. 43-47.

25. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Краткий курс. М.: Инфра-М, 2000. С. 36-43.

26. Самойлов В. Возникновение тайной экспедиции при Сенате // Вопросы истории.-1948г.-№6.С.80.

27. Серов В.А. Правоохранительные органы. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 41-45.

III

28. Послание Таубе И. и Крузе Э. // Русский исторический журнал.-Кн.8.-с.39.

IV

29. Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. Арсеньева К.К..-Пг.-Т 26.- с.511.

 

 

 


Информация о работе Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России