Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель: на основе анализа действующего законодательства, обобщения результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выявить пробелы в правовом регулировании этой деятельности, рассмотреть порядок и способы повышения эффективности работы правоохранительных органов в этом направлении.
Задачами исследования стали:
1. Изучение общей характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Обобщение опыта работы органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
3. Исследование актуальных вопросов организации расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений,
совершаемых несовершеннолетними ……………………………………..…….6
§ 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними …………………………………………………….16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕР-ШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Возбуждение уголовного дела, организация и планирование
расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними………..26
§ 2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних ………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………....59
Список используемой литературы …… ……………………………...…..61
Приложе-ние…………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_Rabota.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

При изъятии образцов для сравнительного исследования у несовершеннолетних не предполагается участие педагога, поскольку оно связано с использованием специальных знаний врачей (при отобрании биологических следов), либо при получении образцов почерка35.

При производстве обыска и выемки у несовершеннолетнего участие педагога представляется нецелесообразным, поскольку в данном случае речь идет не о получении информации о совершенном деянии, а о получении и отыскании необходимых предметов. Предполагается, что при проведении обыска и выемки в жилище должны присутствовать родители несовершеннолетнего.

При проведении проверки показаний с участием несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет необходимо участие педагога, поскольку в данном случае речь идет о получении информации от несовершеннолетнего36. Сложность получения информации определяется еще и тем, что подросток должен сориентироваться на месте. Педагог должен будет внимательно фиксировать правильность проведения данного следственного действия, особенности узнавания места подростком. У педагога могут возникнуть сомнения в том, что ранее подросток был на этом месте, посредством постановления вопросов он сможет этот факт проверить.

При проведении следственного эксперимента вопрос об участии педагога должен решаться индивидуально. Если его проведение не связано с получением новой информации, то участие педагога представляется нецелесообразным.

Проведение следственных действий с участием малолетних имеет собственную специфику и требует от следователя (дознавателя) тщательной подготовки, проведение комплекса мероприятий по изучению личности допрашиваемого, определению места производства допроса и конкретных его участников с целью добиться наибольшей коммуникативности ребенка. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не отвечает предъявляемым требованиям обеспечения процессуальных гарантий прав и законных интересов малолетних.

Полагаю, что при производстве таких следственных действий как осмотр места происшествия, обыск, выемка, следственный эксперимент участие малолетнего не допустимо. При следственном эксперименте или в процессе осмотра он вынужден будет вновь пережить произошедшее, что может негативно повлиять на его психику. При обыске и выемке необходимо присутствие взрослых лиц, участие подростка не носит обязательного характера.

Особенности проведения следственных действий со второй группой подростков в возрасте от 16 до 18 лет, характеризуются тем, что с 16 лет лица несут уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний, кроме того, 16 лет - общий возраст уголовной ответственности. Для подростков в возрасте 16-18 лет характерно то, что в этот период они определяют свою дальнейшую судьбу, становятся взрослыми, у них формируется свое мировоззрение37.

Полагаю, что педагога целесообразно приглашать в том случае, если потерпевший страдает психическими недостатками, либо ярко выраженными акцентуациями характера.

Подросток в возрасте до 18 лет, обладая достаточно развитым интеллектуальным потенциалом, не обладает юридическими знаниями, способами интеллектуальной защиты, его легко обмануть, подавить более сильной личности. Психика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Однако характер еще не полностью сформирован. Для данного возраста характерно то, что подростки не в состоянии правильно оценить ситуацию, характеризуются наличием ложных товарищеских чувств, геройства, готовы ради них взять на себя чужую вину, пойти на совершение преступления, либо помочь скрыть совершенное. Данные факторы очень сильно отражаются на их по ведении в процессе предварительного следствия.

К сожалению ст. 56 УПК РФ позволяет практически любого подозреваемого допрашивать в качестве свидетеля без обеспечения ему права на защиту, которое является привилегией обвиняемых и подозреваемых. Данное положение используется повсеместно правоохранительными органами для получения первоначально необходимых показаний, их закрепления и только после этого решается вопрос и привлечении лица в качестве обвиняемого.

Приглашая педагога для проведения следственного действия, следователь должен учитывать несколько факторов. В частности, необходимо учитывать особенности личности несовершеннолетнего для которого приглашается педагог, а также преступление, которое расследуется. Данный вопрос следователь должен выяснить заранее, чтобы не сорвать проведения следственного действия.

Необходимо обратить внимание на участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 425 УПК: «В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно». Данная норма имеет императивный характер, предусматривая обязательное участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого.

В ч. 3 ст. 425 УПК включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы профессионально ближе педагогу. Однако в части 4 указанной статьи отмечается: «Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе». Таким образом, возникает вопрос: может ли быть проведен допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не достигшего 16 лет, без участия педагога в случае, если следователь не проявляет указанной инициативы, а также отсутствует ходатайство защитника.

Анализ указанных положений закона говорит, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в возрасте до 16 лет может участвовать только защитник, приглашение педагога представляется не обязательным. Однако следственная практика показывает, что при допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых до 16 лет всегда присутствует педагог.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участие педагога должно иметь место независимо от участия защитника, тем более что адвокаты-защитники не специализируются на определенных категориях дел, они не могут оценить корректность поставленного вопроса с точки зрения определенного возраста, поэтому при допросе подозреваемого и обвиняемого в возрасте до 16 лет педагог необходим.

Применительно к участию педагога при проведении иных следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого полагаю, что он должен приглашаться при проведении таких следственных действий как очная ставка, проверка показаний на месте. В отношении иных следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, при которых не возникают вопросы, связанные с получением показаний, участие педагога не представляется необходимым.

При решении вопроса об участии педагога при предъявлении обвинения несовершеннолетнему необходимо исходить из того, что оно тесно связано с допросом обвиняемого нормой, содержащейся в ст. 173 УПК, обязывающей следователя допрашивать обвиняемого немедленно после предъявления обвинения. Педагог должен быть приглашен не только для допроса несовершеннолетнего в качестве обвиняемого, но и для предъявления ему обвинения. Применительно к предъявлению обвинения несовершеннолетним, необходимо отметить, что несовершеннолетний, которому предъявляется обвинение, должен правильно воспринять содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, то есть понять его суть, помощи профессионального адвоката при этом оказывается недостаточно. Адвокат, в отличие от педагога или психолога, не обладает знаниями в области психологии или психической деятельности несовершеннолетних, что исключает возможность такому несовершеннолетнему в полной мере понять суть предъявленного ему обвинения. Педагог и психолог обладают не только указанными знаниями в отношении несовершеннолетних, но и владеют профессиональными практическими навыками общения с ними, что позитивно влияет на процесс усвоения содержания предъявленного обвинения.

Таким образом, с учетом положений ч. 3 ст. 425 УПК участие педагога при предъявлении обвинения несовершеннолетним в возрасте до 16 лет является обязательным. Полагаем, что и при предъявлении обвинения несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет участие педагога должно быть альтернативным. Только при наличии у них аномалий в психическом развитии участием педагога должно быть обязательным.

Полагаю, что производство по делам о преступлениях несовершеннолетних должно осуществляться только в форме предварительного следствия. В настоящее время, в связи с тем, что по многим уголовным делам данной категории проводиться дознание, то при предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому обвинительного акта участие педагога должно быть обязательным. Педагог может в данном случае разъяснить содержание постановления языком, доступным для восприятия несовершеннолетним. Необходимо учитывать и тот факт, что при производстве в форме дознания следственных действий с несовершеннолетними обвиняемыми и подозреваемыми практически не проводиться, они могут быть вызваны только для допроса, проведения судебно-психиатрической экспертизы и ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела38. Таким образом, у них нет возможности даже осмыслить ситуацию, в которой они оказались, толком ее осознать. Она проходит мимо них, психологически они ее недооценивают, что негативно отражается на их поведении в целом. Поэтому участие педагога при предъявлении обвинительного акта, на наш взгляд, является необходимым.

Рассматривая участие педагога в уголовном судопроизводстве необходимо отметить, что педагог участвует в уголовном деле для реализации двух целей. С одной стороны, участие педагога обеспечивает надлежащее проведение допроса несовершеннолетнего, гарантирует правильность фиксации его показаний в протоколе допроса, исключение некорректных вопросов, ставящих в сложное положение подростка при ответе на них. В данном случае участие педагога обусловлено наличием у него педагогических навыков, которые позволяют адекватно воспринимать поведение подростка, устанавливать с ним контакт в общении и т.д.

С другой стороны педагог выступает в качестве свидетеля, давая характеристику несовершеннолетнему. В данном случае речь идет о педагоге, который занимался с конкретным подростком. В качестве педагога, который может охарактеризовать личность подростка, могут быть допрошены классный руководитель; учитель, предметом которого к. интересовался данный подросток, участвовал по нему в олимпиадах и т.п., в связи с чем они обладают более полной его характеристикой; тренер в спортивной секции, где занимался подросток; учитель музыки и т.д. Однако, необходимо учитывать, что наиболее полную характеристику может дать тот педагог, который неформально общается с подростком. Приглашение для допроса классного руководителя, который ни разу не беседовал с подростком на темы, которые ему интересны, о его мире, увлечениях, желаниях, а знает только по субъективным оценкам преподавателей, является нецелесообразным, т. к. он не может дать ему объективную характеристику. Сухие показания такого педагога, которые не позволяют узнать личность несовершеннолетнего не могут оказать помощь следователю в изучении подростка, определении с ним правильной линии поведения, снятия возможных вопросов, которые могут возникнуть в связи с непониманием подростком и следователем друг друга. Для изучения личности подростка необходимо в качестве свидетеля допросить такого педагога, который может дать объективную характеристику несовершеннолетнего.

С учетом влияния педагогов на развитие и становление личности обвиняемого, хотелось бы обратить внимание на возможность использования информации, получаемой от педагогов, при решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Мера пресечения может быть избрана на любом этапе производства по уголовному делу, поскольку решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств, которые связаны с процессом расследования преступления. Если будет собрано достаточное количество доказательств на первоначальном этапа расследования для предъявления обвинения и применения меры пресечения, то данный вопрос будет решаться на указанном этапе. При сложности расследования, отсутствии доказательств для предъявления лицу обвинения вопрос о применении меры пресечения может быть рассмотрен на любом последующем этапе производства по уголовному делу.

Необходимо учитывать, что педагог, приглашенный для допроса в качестве свидетеля по поводу характеристики его ученика очень часто негативно реагирует на вызов, изначально полагая, что подросток совершил какое-либо противоправное деяние, пытается найти в его поведении какие-либо признаки, которые, по мнению педагога, говорили о возможном поведении подростка. Подобная информация, полученная от педагога, не может помочь получить объективную характеристику подростка, а также решить вопросы, которые связаны с необходимостью применения к нему определенных ограничений в связи с расследованием преступления.

Полагаю, при допросе учителя в качестве свидетеля, необходимо разъяснить допрашиваемому о всей значимости его показаний для решения судьбы несовершеннолетнего. На наш взгляд, допрос педагога в качестве свидетеля по характеристике несовершеннолетнего должен быть проведен после установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления. При решении вопроса о применении к несовершеннолетнему конкретной меры пресечения необходимо учитывать и мнение педагога о возможности или невозможности ее применения. Допрос педагога по личности несовершеннолетнего должен быть проведен до принятия решения о применении меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому.

В данной главе были рассмотрены некоторые особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних. Дело в том, что в последние годы преступность в среде несовершеннолетних стала более распространена, и необходимость борьбы с ней стала еще больше. Но для правильного ведения борьбы необходимо прежде всего правильное понимание проблемы. Выше были рассмотрены некоторые особенности совершаемых ими преступлений, особенности работы с ними, процессуальные особенности, установленные в законодательстве.

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними