Особый порядок судебного разбирательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Институт особого порядка судебного разбирательства появился сравнительно недавно - в 2001 году. Уголовное судопроизводство в нашей стране развивается уже немалое время, но ни досоветский период истории его развития, ни советский не знали такого института. И только с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) появилась новая процессуальная форма судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Особый порядок судебного разбирательства (гл. 40 УПК РФ) представляет собой упрощенную форму рассмотрения и разрешения уголовных дел. В первое время после его появления были проведены научные исследования установленной законом процедуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБОГО ПОРЯДКА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА………………………………………….4
1.1 История возникновения особого порядка судебного разбирательства...4
1.2 Понятие и сущность особого порядка судебного разбирательства……6

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСОБОГО ПОРЯДКА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ………………………………………………………….8
2.1 Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства…………………………………………………………………8
2.2 Порядок подготовки к рассмотрению и назначение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства…………………………………11
2.3 Порядок проведения судебного заседания в особом порядке судебного разбирательства…………………………………………………………………14
2.4 Раскрытие основных изменений УПК РФ Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ….……22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

         Решая вопрос о назначении рассмотрения уголовного дела в особом порядке по результатам предварительного слушания, а так же о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке в соответствии с ч. 6 ст. 316 УПК РФ, необходимо соблюдать установленное ч. 4 ст. 231 УПК РФ требование. Стороны должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.

          Заявление ходатайства об особом порядке судебного разбирательства является правом, а не обязанностью обвиняемого. Его он заявляет только добровольно. Какое-либо принуждение (физическое или психологическое) со стороны должностных лиц, ведущих процесс, а также защитника недопустимо, в противном случае, а так же, если государственный либо частный обвинитель или потерпевший возражают против заявленного обвиняемым ходатайства, уголовное дело рассматривается в общем порядке.

Однако это не исключает обязанности следователя (дознавателя) разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства, однако это делается лишь в том случае, если обвиняемый полностью признал свою вину в совершении преступления, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы.

          Если впоследствии в ходе судебного заседания будет установлено, что все условия соблюдены, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в особом порядке.

          В случае, когда по делу какие-либо условия, необходимые для постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, отсутствуют, суд в соответствии с ч. 3 ст. 314 и ч. 6 ст. 316 УПК РФ принимает решение о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении уголовного дела в общем порядке.

          Следует отметить, что судебное заседание по ходатайству подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением назначается в том же порядке, что и судебное заседание в общем порядке судебного разбирательства, установленном гл. 33 УПК РФ. Участники судебного заседания, указанные в постановлении судьи о назначении судебного заседания, о дне слушания дела извещаются путем направления копии постановления о назначения судебного заседания, извещений и судебных повесток, которые направляются с заказными уведомлениями, либо доставляются нарочным, причем стороны по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 231 УПК РФ извещаются о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала, как уже было сказано выше.         По уголовному делу в судебное заседание вызываются лица, указанные в постановлении судьи о назначении судебного заседания (при назначении судебного заседания в особом порядке судебного разбирательства, свидетели в суд не вызываются). Обвиняемые, находящиеся под стражей о дне судебного заседания извещаются через администрацию следственного изолятора и доставляются в суд на указанное в постановлении судьи о назначении судебного заседания время подразделением конвоя.

 

2.3 Порядок проведения судебного заседания в особом порядке судебного разбирательства

 

         Отличие особого порядка судебного разбирательства от общего в том, что судебное заседание проводится без исследования и оценки доказательств, собранных по уголовному делу; назначенное подсудимому наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление; приговор не может быть обжалован по мотивам несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела (п. 1 ст. 389.15 УПК РФ); с подсудимого не подлежат взысканию процессуальные издержки, предусмотренные ст. 131 УПК РФ.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.12.2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» обращено внимание на то, что недопустимо рассмотрение уголовных дел в особом порядке в отсутствие подсудимого, его защитника, государственного или частного обвинителя. Однако, возможно рассмотрение уголовного дела в отсутствие потерпевшего при его согласии с заявленным обвиняемым ходатайством о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, при этом мнение потерпевшего подлежит выяснению до начала судебного заседания.

Судебное разбирательство начинается с изложения государственным (или частным) обвинителем предъявленного подсудимому обвинения. Судья опрашивает подсудимого: понятно ли ему обвинение, согласен ли он с обвинением и поддерживает ли свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявлено ли это ходатайство добровольно и после консультации с защитником, осознает ли он последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. При участии в судебном заседании потерпевшего судья выясняет у него отношение к ходатайству подсудимого. Суд выносит приговор на основании доказательств, уже собранных по уголовному делу. Исследование (проверка) и оценка доказательств, собранных по уголовному делу в общем порядке, не производятся (ч. 5 ст. 316). Это означает, что в судебном заседании не оглашаются показания и протоколы следственных действий, заключения экспертов и иные документы, не допрашиваются свидетели. Исключение предусмотрено лишь для исследования обстоятельств, характеризующих личность подсудимого, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

     Если подсудимый, потерпевший, либо обвинитель (государственный или частный) возражает против принятия судебного решения в особом порядке, судья выносит постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке (ч. 6 ст. 316 УПК РФ).

      Если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор. После провозглашения приговора судья разъясняет сторонам право и порядок его обжалования.

 

2.4 Раскрытие основных  изменений УПК РФ Федерального закона от

23 июля 2013 г. N 217-ФЗ

 

  Напомню, что согласно разделу X УПК РФ, особый порядок судебного разбирательства предусмотрен, например, в случае, когда обвиняемый согласен с предъявленным ему обвинением. В такой ситуации он имеет право ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Это касается уголовных дел о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. Также необходимо согласие государственного или частного обвинителя и потерпевшего.

      Кроме того, особый порядок судебного разбирательства может применяться при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое предусматривает содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

       Согласно законопроекту, Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ в ст. 222 УПК РФ закрепляется, что потерпевший будет уведомляться о ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства. Данная мера позволит ему до начала судебного разбирательства получить необходимые юридические консультации и сформировать свою позицию относительно ходатайства обвиняемого. Вместе с тем, законом предусматривается обязанность прокурора незамедлительно уведомить потерпевшего, не участвующего в предварительном слушании, о заявленном ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства (корректируется ст. 236 УПК РФ).

       Также расширяется закрепленный в ст. 314 УПК РФ перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства. При этом законопроект должен уравнивает в правах обвиняемых в особо тяжком преступлении, совершенном в одиночку и тех, кто действовал в составе группы в части возможности ходатайствовать о заключении досудебного соглашения.

       При этом закон предусматривает, что ряд преступлений против общественного порядка смогут рассматриваться в особом порядке только в том случае, если с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, бандитизм и другие). Как отмечают в Минюсте России, установление исключения для указанной категории уголовных дел связано, прежде всего с тем, что эти преступления направлены против общественной безопасности и совершаются преступными группировками и сообществами.

         Наконец, включается в число оснований применения особого порядка принятия судебного решения не только согласие обвиняемого с предъявленным обвинением и признание вины, но и согласие с размером причиненного преступлением вреда (за исключением признания размера денежной компенсации морального вреда, т. к. это прерогатива суда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Правосудие по форме и содержанию должно быть повернуто лицом к человеку, а не только к государству, поскольку правосудие является действенным инструментом защиты человека от правонарушителей и произвола чиновничьего аппарата. Нет необходимости говорить о том, что механизм судебной защиты должен быть эффективным, доступным и притягательным. Основной же задачей правосудия является восстановление нарушенных прав. Причем коэффициент полезного действия правосудия не должен определяться только строгостью назначенного наказания. Поскольку основным показателем продуктивности и социальной полезности правосудия является справедливость его наказания. Таковым вердикт становится и в том случае, когда удовлетворяются требования жертвы преступления. Ранее действующая модель правосудия в большей мере защищала интересы государства, являлась громоздкой, неповоротливой и формализованной. В рамках дифференциации форм правосудия введена в действие новая форма судебного разбирательства - особый порядок судебного разбирательства. Этот шаг законодатель сделал не ради моды, а в первую очередь для защиты прав и законных интересов жертв от преступлений.

         Введение этой новой для нас формы судебного разбирательства можно расценивать, как один из шагов к созданию процедуры Российского примирительного правосудия.

         Упрощенный порядок судебного разбирательства проходит стадию становления. При внесении в УПК РФ упрощенного судопроизводства поставило вопрос о развитии теоретических положений. Однако до настоящего момента наука не оказывает серьезной помощи в осмыслении новых правовых реалий. Вопросы, возникающие при рассмотрении обвинения по правилам гл. 40 УПК РФ, вытеснены в область сугубо практических дискуссий, якобы не имеющих отношения к научным исследованиям.

         Рассмотренные в работе практические проблемы, возникающие на практике при применении гл. 40 УПК РФ, являются «лакмусовой бумажкой», позволяющей сделать определенные выводы о качестве динамики правовой реальности в уголовном судопроизводстве.

         Если разновидность упрощенного судебного разбирательства предполагалась как дифференциация процессуальной формы, то реальность свидетельствует о том, что она все более превращается в разновидность общего порядка судебного разбирательства. Фактически отрицается право обвиняемого определять объем оснований в надзорной стадии, тем самым девальвируется суть упрощенного судопроизводства.

         Любой вопрос, возникающий на практике, должен исходить от теоретической составляющей проблемы, от состоявшегося познания его сущности. Только в этом случае судебная практика будет последовательна, устойчива, а ее эволюция будет представлять собою восхождение к праву, а не наоборот.

          Исследуя проблему, в основе своей связанную с порядком проведения особого порядка судебного разбирательства я, конечно же, представляла и осознавала, что в рамках проделанной работы непросто будет раскрыть все аспекты, связанные с проблемами теоретического и практического применения исследуемой формы судебного разбирательства. Однако основные вопросы, связанные именно с процедурой рассмотрения уголовного дела в особом порядке, мною освещены. Многие проблемы являются не бесспорными и носят дискуссионный характер, и требуют более глубокой проработки и окончательного решения, что жизненно важно и необходимо нашему правосудию и соответственно нашему обществу.

         Как видим, проблема введения в УПК РФ особого порядка судебного разбирательства представляется интересной и перспективной, требующей дальнейшего изучения. В любом случае, когда речь заходит об упрощении судебной процедуры, затрагивающем такие незыблемые принципы судопроизводства и общие условия судебного разбирательства, как состязательность, презумпция невиновности, обеспечение права на защиту, непосредственность исследования всех доказательств, пределы судебного разбирательства, всегда надо помнить о главном условии - это непременное сохранение всех процессуальных гарантий. В противном случае мы можем возвратиться в то прошлое, когда единственным двигателем и стимулом всего уголовного процесса являлось получение любым путем у обвиняемого признания своей вины.

         В заключение еще раз подчеркнем, что сегодня мы должны ориентироваться на формирование законодательства, отвечающего критериям законности, сбалансированности общественных и личных интересов, потребностей граждан, установления реальных юридических гарантий осуществления гражданами своих правомочий.

         Если цель введения особого порядка установлена - это повышение быстроты судебного разбирательства без снижения качества, то возникает вопрос: достигнута ли она сегодня? Отвечать на этот вопрос сложно. Во-первых, потому что анализируемый институт переживает стадию становления и в ближайшем будущем он будет изменяться как на законодательном уровне, так и на практическом уровне. Во-вторых, развернутый ответ на этот вопрос возможен после проведения многоплановых статистических обобщений. В связи, с чем ответ на вопрос о том, достигнута ли цель введения особого судебного разбирательства, может быть разрешен в рамках отдельного исследования. В рамках же настоящей работы подразумевается не подведение итогов, а скорее акцентирование внимания на некоторых аспектах, которые окажут воздействие на окончательную оценку практики рассмотрения приговоров по правилам гл. 40 УПК РФ, которая должна быть дана в будущем. Эта оценка должна быть комплексной, затрагивать совокупность факторов, оказывающих воздействие на формирование судебной практики.

Информация о работе Особый порядок судебного разбирательства