3) Под уголовной ответственностью
понимается урегулированное уголовным
законом отношение между лицом,
совершившим преступление, и государством
в лице правоохранительных органов,
т.е. все уголовно-правовое отношение
в целом.32 Так, И.Я. Козаченко считает,
что «уголовная ответственность - это
возникающее с момента совершения преступления
правоотношение, в пределах которого государство
правомочно ограничивать правовой статус
лица, совершившего преступление, с целью
его исправления и перевоспитания, общего
и специального предупреждения, а виновный
обязан при наличии возможности претерпеть
лишения личного, имущественного или иного
характера, вытекающие из осуждения его
от имени государства и применения к нему
в необходимых случаях только предусмотренного
уголовным законом наказания за совершенное
преступление».33 Уголовная ответственность
устанавливается нормами УК КР, которые
указывают, какие общественно опасные
деяния объявляются преступлениями, дают
их исчерпывающий перечень в Особенной
части УК КР, предусматривают наказания
за их совершение. Основание уголовной
ответственности — это необходимое и достаточное
условие привлечения лица к уголовному
наказанию. Различают два аспекта основания
уголовной ответственности: фактическое
и юридическое. Фактическим основанием
является факт совершения лицом общественно
опасного деяния. Юридическим основанием
является наличие в этом деянии состава
конкретного преступления. Уголовная ответственность
влечет за собой:
уголовное наказание
— это мера, государственного принуждения,
назначаемая по приговору суда лицу, признанному
виновным в совершении преступления. Наказание
заключается в применении к виновному
предусмотренных законом мер лишения
или ограничения прав и свобод, которыми
он обладал. Рассмотрим систему уголовных
наказаний. Штраф — это денежное
взыскание, налагаемое в размерах, кратных
минимальному размеру оплаты труда или
доходу осужденного.
Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью — эта мера применяется
в случаях, когда совершение преступления
стало возможным или было облегчено в
силу служебного или профессионального
статуса. Исправительные
работы — мера наказания, не требующая
изоляции осужденного от общества и используемая
для восстановления позитивной социальной
позиции виновного, сохранения или возобновления
воздействия труда и нахождения в трудовом
коллективе. Одновременно осуществляется
и имущественное воздействие: из заработка
осужденного удерживается в доход государства
установленная судом часть в пределах
от 5 до 20%. Конфискация имущества
— это принудительное безвозмездное изъятие
в собственность государства всего или
части имущества, являющегося собственностью
осужденного, за тяжкие или особо тяжкие
преступления, совершенные из корыстных
побуждений. Ограничение свободы
— содержание осужденного в специальном
учреждении без изоляции от общества,
но в условиях надзора. Арест заключается
в содержании осужденного в условиях строгой
изоляции, для которой предусматриваются
необходимые режимные меры. Лишение свободы назначается
за тяжкие преступления, преступления
средней тяжести, систематическое совершение
преступлений или рецидива. Смертная казнь является
исключительной мерой наказания. В настоящее
время в нашей стране отменен мораторий
на применение смертной казни. В Ч.1 ст.360
УК КР предусмотрено наказание за дезертирство
в виде лишения
свободы на срок до пяти лет, а в ч.2
- на срок
от трех до семи лет. В примечании к ст.360
УК КР указано, что военнослужащий,
впервые совершивший деяние, предусмотренное
ч.1 этой статьи, может быть освобожден
от уголовной ответственности, если дезертирство
явилось следствием стечения тяжелых
обстоятельств. Необходимо подчеркнуть,
что в законе говорится о возможности
освобождения от уголовной ответственности
военнослужащих, совершивших неквалифицированное
дезертирство (самовольное оставление
части или неявку в нее впервые). Содержание
понятия «стечение тяжелых обстоятельств»
в законе не раскрыто. Тяжелыми обстоятельствами
могут быть тяжелое состояние здоровья
или смерть (гибель) близкого родственника
военнослужащего (супруга, отца (матери),
отца (матери) супруга, сына (дочери), родного
брата (родной сестры) или лица, на воспитании
которого находился военнослужащий; пожар
или другое стихийное бедствие, постигшее
семью или близкого родственника военнослужащего.
К ним могут быть отнесены и другие исключительные
случаи, когда присутствие военнослужащего
в семье необходимо. Тяжелыми обстоятельствами,
подпадающими под условия действия примечания,
следует также считать возникновение
некоторых оснований для увольнения, предусмотренных
Законом о воинской обязанности. Тяжелыми
обстоятельствами служебного характера
могут являться неуставные действия со
стороны сослуживцев, бытовая неустроенность,
материальные трудности, иные неблагоприятные
жизненные ситуации, которые хотя и не
лишают возможности, но существенно затрудняют
пребывание военнослужащего на службе,
нарушают его правовой статус, жизненные
интересы, честь и достоинство. В каждом конкретном случае
вопрос о наличии этих обстоятельств должен
решаться индивидуально, с учетом конкретных
обстоятельств дела. Строгое соблюдение уставных
требований жизни и деятельности частей
и подразделений - важнейшая организационная
мера по предупреждению правонарушений
среди военнослужащих. Добиться организации,
дисциплины и порядка нельзя любыми методами.
Это достигается организацией порядка
всюду, где живут и действуют военнослужащие.
Борясь за укрепление воинской дисциплины,
командир должен действовать только по
закону и уставу. Также строго должно соблюдаться
правовое положение военнослужащих, командиры
должны заботиться о здоровье, питании,
материально-бытовых условиях жизни личного
состава, обеспечить защиту их от «дедовщины».
Важными организационно-управленческими
мерами по предупреждению дезертирства
являются:
- надлежащий контроль
за нахождением личного состава
на занятиях и работах;
- контроль за законностью
убытия военнослужащих в лечебные
заведения, отпуска и командировки,
а равно за своевременностью
их возвращения в часть;
- обеспечение образцового
выполнения своих обязанностей
лицами суточного, наряда. Использование
для контроля над личным составом
вечерних поверок, утренних осмотров
и построения для следования
на прием пищи, развода на работы
и пр.;
- разумную организацию
досуга личного состава;
- наиболее целесообразную
расстановку офицеров по подразделениям;
- строгий, в соответствии
с уставом, порядок увольнения
из расположения воинской части;
- повседневный контроль
со стороны командиров и начальников
за обеспечением личного состава
положенными видами довольствия,
организацией питания и быта;
- постоянную, решительную
борьбу с неуставными взаимоотношениями,
попустительством и безнаказанностью
за эти нарушения;
- искоренение самовольных
отлучек, неотвратимость ответственности
за каждый такой случай;
- контроль за хранением
печатей, бланков, увольнительных
записок и отпускных билетов
- надежное средство борьбы с
уклонениями путем подлога, документов
или иного обмана;
- предупреждение уклонений
от военной службы требует
тщательного медицинского освидетельствования
с целью выявления военнослужащих,
необоснованно призванных на
военную службу по состоянию
здоровья (2 раза в год),
- немедленный доклад по
команде об отсутствии военнослужащих
в подразделении, на кораблях;
- организацию розыска
отсутствующего без уважительных
причин военнослужащего;
- охрану личных вещей
оставившего часть военнослужащего,
его документов, дневников, писем,
записных книжек, альбомов и других
предметов, поскольку, в дальнейшем
они могут потребоваться для
изучения мотивов и цели самостоятельного
оставления части и последующих
действий правонарушителя. Приведенный
выше перечень мер организационного характера
по предупреждению уклонений от военной
службы, естественно, не является исчерпывающим.
Выбор этих мер зависит от конкретной
обстановки. Меры воспитательного
характера. Основой воспитания личного
состава в целях предупреждения уклонений
от военной службы является формирование
социально-полезных интересов и потребностей
у военнослужащих, оказание оступившимся
педагогической, психологической и социальной
помощи. Этот путь является оперативным
и перспективным. Важной мерой воспитательного
воздействия на подчиненных является
личный пример командиров и начальников
в строжайшем соблюдении действующего
законодательства. Раннее предупреждение
преступлений возможно лишь при индивидуальном
подходе к воспитуемым. Умение понять
подчиненного в конкретной жизненной
ситуации и предвидеть его возможное отклоняющееся
поведение - ключ к выбору нужных воспитательных
воздействий. А некоторая часть офицеров
склонна, считать, что вся ответственность
за факты уклонений от военной службы
лежит на семье, школе, трудовом коллективе,
ближайшем социальном окружении, где жил,
рос и воспитывался военнослужащий. Не
отрицая влияния неблагоприятных условий
формирования личности до призыва на военную
службу, следует признать, что различного
рода упущения в воспитательной работе
с подчиненными серьезно углубляют эти
факторы. С учетом этого в предупреждении
уклонений от военной службы, в проведении
воспитательной работы с личным составом
большое значение имеет изучение личности
каждого молодого воина:
- буквально в первые
часы и дни после прибытия
молодого пополнения в часть
с ним должны проводиться обстоятельные
индивидуальные беседы с заполнением
специально разработанных анкет.
В них обычно включаются вопросы,
всесторонне характеризующие личность
матроса, его наклонности, увлечения,
и т. д.;
- командиры подразделений,
их помощники по работе с
личным составом устанавливают
контакты с родителями, которых
просят сообщить те или иные
данные об их сыне. При необходимости
могут запрашиваться нужные сведения
из соответствующих учреждений; Успех
воспитательной работы во многом зависит
от того, насколько полно и всесторонне
начальники знают своих подчиненных. При
проведении воспитательной работы с молодыми
воинами необходимо учитывать, что начало
военной службы — самый трудный период
в жизни военнослужащего. Психологические
особенности адаптации к военной службе,
оторванность от семьи, близких, друзей
и другие факторы требуют коренной ломки
прежних форм поведения и формирования
новых отношений, привычек и навыков. Нередко
к молодым войнам проявляется предвзятое
отношение, допускаются придирки, повышенная
строгость и т. д., что и является одной
из причин самовольного оставления части
или места службы, дезертирства. Не случайно,
поэтому на первый период военной службы
приходится наибольшее число уклонений
от военной службы, связанных с нежеланием
выполнять свой воинский долг, переносить
тяготы военной службы в данной части,
на корабле. Следует учитывать и некоторые
особенности лиц, совершающих уклонения
от военной службы путем симуляции болезни,
подлога документов или иного обмана.
У них выражены такие свойства, как лживость,
нечестность, стремление к разного рода
ухищрениям. Антиобщественное поведение
военнослужащего проявляется в форме,
казалось бы, незначительных вначале проступков.
Поэтому и предупреждение уклонений должно
начинаться с фиксации и принятия мер
воздействия за отдельные проступки. Ими
могут быть случаи кратковременного ухода
из части, опозданий из увольнений. Формы
воспитательного воздействия в этих случаях
на военнослужащего, допустившего такое
нарушение, могут быть различны. Наиболее
распространенными из них, являются34:
- индивидуальные беседы
с военнослужащими. Убеждение
их в общественной опасности
подобных правонарушений и в
необходимости строгого соблюдения
требований закона и воинских
уставов;
- вовлечение в общественную
деятельность, в занятие спортом,
в художественную самодеятельность
и т. д.;
- обсуждение нарушителей
на собраниях военнослужащих, офицерском
собрании;
- разъяснение требований
законов об уголовной ответственности
за воинские преступления. Одним
из направлений в работе по предупреждению
уклонений от военной службы является
правильное использование начальниками
всех степеней предоставленной им дисциплинарной
власти.
Меры дисциплинарного
воздействия могут применяться
в сочетании с другими формами
воспитательной работы. Действенность
дисциплинарного взыскания зависит
от того, насколько обоснованно и
справедливо оно применено. Меры уголовно - правового
характера. Использование мер уголовно-правового
воздействия к лицам, совершившим уклонения
от военной службы, является следующим
направлением работы в их предупреждении. Сами
по себе эти меры не устраняют социальных
и других причин преступного поведения.
Они лишь влияют на психику людей, стимулируют
должное поведение человека, под угрозой
наказания удерживают его от преступлений
и других правонарушений. За совершение
преступления виновный должен нести личную
уголовную ответственность. Ее нельзя
перекладывать на командиров и начальников,
провоцируя их к укрывательству преступлений.
Командир тоже должен нести ответственность
за прямые упущения по службе, которые
реально способствовали совершению преступных
деяний подчиненными. Эффективность предупреждения
новых преступлений с помощью уголовно-правовых
средств зависит от содержания уголовных
законов, уровня правоприменительной
деятельности и качеству работы органов
военной юстиции. Меры уголовно-правового
воздействия также во многом зависят от
того, насколько оперативно организованы
розыск и задержание военнослужащих, совершивших
дезертирство, самовольное оставление
части или места службы, от своевременного
возбуждения уголовного дела, его расследования
и принятия законного решения. Важным средством
предупреждения уклонений от военной
службы является вынесение военным прокурором
предостережения о недопустимости нарушения
закона. Основанием для предостережения
являются достоверные сведения о реальной
подготовке должностным лицам, например,
к самовольному оставлению части или дезертирству.
При этом военнослужащий, которому сделано
предостережение, не освобождается от
дисциплинарной ответственности. Профилактическая
работа по предупреждению преступлений
среди военнослужащих не исчерпывается
этим. Важно, чтобы предупредительная
работа была конкретной. Ее необходимо
строить на повседневном изучении причин
и условий правонарушений и преступлений
в войсках. Они изменчивы. Адекватно их
изменениям должна меняться и профилактическая
работа. Только при осуществлении конкретных,
целенаправленных и комплексных мер предупреждения
преступлений можно рассчитывать на определенные
успехи. Борьба с правонарушениями должна
вестись комплексными методами на постоянной
основе с привлечением достижений таких
наук как социология, педагогика, психология,
психиатрия, криминология, криминалистика
уголовное, уголовно-исполнительное право
и др. Так же с военнослужащими по призыву,
командиры взводов, рот должны проводить
доверительные беседы, чтобы устранить
случаи самовольного оставления части
или места службы и дезертирства ими. Задача
предупреждения уклонений от несения
военной службы может быть успешно решена
на основе комплексного воздействия всех
средств, приемов и методов, которые имеются
в распоряжении командиров, их помощников
по работе с личным составом, воинских
коллективов, общественности. Вскрывая
причины и условия преступности, на всех
ее уровнях, криминология указывает на
характер и направления необходимых профилактических
мер, которые нужно провести в армии, чтобы
снизить уровень самовольного оставления
части или места службы и дезертирства.
Заключение
Дезертирство - явление военной
жизни, проходящее через всю историю.
Причины его в различные эпохи
различны, но общими всегда были: стремление
избежать опасности в момент боя,
тяжелые условия службы, неразвитое
чувство долга, притеснения со стороны
начальников и других лиц и т.п. Древние
египтяне бежавшим во время сражения обрезали
язык. Греки лишали дезертиров почетных
должностей, одевали в постыдное платье,
брили им половину головы и в таком виде
выставляли в течение 3-х дней на торговой
площади; за беглого спартанца, как человека
бесчестного, не могла выйти замуж ни одна
девушка. В Риме за побег полагалась смертная
казнь и конфискация имущества. Древние
германцы вешали дезертиров на дереве,
как изменников, но иногда ограничивались
обрезанием носа, ушей, языка или выкалыванием
глаз35. Изучение этого негативного
социального явления явилось целью написания
настоящей работы. Проведенные исследования
в дипломной работе позволяют сделать
следующие выводы общетеоретического
характера:
- «Защита Отечества является долгом гражданина Кыргызской Республики», и военнослужащий, призванный на военную службу, должен отслужить ее в течение, установленного Законом срока в той воинской части, куда он направлен соответствующим командованием, не оставлять расположение части или места службы без разрешения начальника, быть в любой момент готовым к выполнению своего воинского долга. Абсолютное большинство воинов армии строго соблюдают установленный порядок прохождения службы. Однако отдельные военнослужащие нарушают этот порядок, совершают самовольное оставление части или место службы, или вовсе уклоняются от прохождения военной службы.
- Посягательство на установленный порядок прохождения военной службы представляет серьезную общественную опасность, так как военная служба - особый вид государственной службы, предназначенный для защиты Отечества, а такие правонарушения и преступления, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство ослабляют боевую готовность частей и подразделений, отрицательно влияют на морально-психологический климат в воинских коллективах. Кроме того, они нередко создают почву для совершения других воинских или общеуголовных преступлений (хищение, хулиганство, нарушение правил караульной или внутренней службы и т.д.) или сопровождаются ими. Также на преступность военнослужащих влияет строгая организация их жизни, быта, неуставные взаимоотношения между военнослужащими, жесткий уставный контроль, необеспеченность предметами первой необходимости и мн. др. факторы о которых было сказано выше. Исходя из проведенных уголовно-правовых и криминологических исследований, можно сделать такой вывод, что причины уклонения от военной службы лежат в двух плоскостях. Во-первых, они находятся за пределами действия Вооруженных Сил (в обществе), когда некоторые военнослужащие приходят в армию с нежеланием служить в ней. Следовательно, от военнослужащего трудно ожидать какого-либо серьезного отношения к своим обязанностям, и также у насильственно призванного юноши спонтанно возникает чувство протеста, выражающиеся впоследствии в самовольном оставлении части или вовсе в уклонении от военной службы. Во-вторых, причины кроются в самих Вооруженных Силах, когда у военнослужащих появляется желание, по тем или иным причинам, о которых было сказано выше, самоволью оставить часть или дезертировать.
- Для того, чтобы уменьшить такие преступления, необходимо наряду с профилактическими мерами информационно-воспитательного характера решать этот вопрос на государственном уровне, то есть стремиться к тому, чтобы армия у нас была профессиональной, на контрактной основе. Тогда у военнослужащих не возникнет желания самовольно оставить часть или вовсе уклониться от прохождения военной службы, так как за службу в армии он будет получать стабильный доход. Да и у работников военной прокуратуры поубавится, работы, ведь у следователей военной прокуратуры чуть ли не каждое третье, четвертое уголовное дело связано с беглецами из армии.
- Среди профилактических мер, которые непосредственно нужно провести в армии, чтобы снизить преступность вообще, а в частности случаи самовольного оставления части или места службы и дезертирства следует провести коренную реконструкция Вооруженных Сил, которая должна включать в себя: