Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или пр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы являются:
Определить понятие утраты военного имущества, дать характеристику общественной опасности утраты вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов и предметов военной техники ;
Изучить историю развития законодательства касаемо уголовной ответственности за утрату военного имущества в России

Содержание

Введение……………………………………...………………….…………3
Глава 1. Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекших их утрату…………..5
§ 1. Общественная опасность утраты вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники вследствие нарушений правил их сбережения (социально-правовой аспект)....……………5
§ 2. История развития законодательства об уголовной ответственности за утрату военного имущества в России….…..……………….…….…………..….…8
Глава 2. Объективные и субъективные признаки преступления – утраты военного имущества…….…….…………………….…………….……..…………13
§ 1. Объект преступления - утраты военного имущества…………………13
§ 2. Объективная сторона нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекших их утрату……………….………….…………….……….……….……16
§ 3. Субъект преступления – утраты военного имущества.…….……...…18
§ 4. Субъективная сторона нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекших их утрату…..….…….……….………….……….……….……….……19
Глава 3. Квалификация нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекших их утрату, и отграничение этого преступления от смежных составов…..………..….……………………….…………….…..….………………22
Заключение…….….....……...………………..….………….………………26
Список нормативных правовых актов и научной литературы….......28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вуп.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

1. Преступления, совершаемые в военное  время или на поле боя ("изменнические  преступления").

2. Уклонения от военной службы.

3. Преступления против порядка подчиненности.

4. Преступления против порядка  сбережения военного имущества.

5. Воинские должностные преступления. Первый законодательный акт в  котором была указана ответственность  за утрату или похищения военного  имущества было Соборное Уложение 1649 года, в нем также отражались вопросы наказуемости деяний военнослужащих, за другие преступления.  В нем  впервые законодатель уделил особое внимание правам и обязанностям населения и ратных людей на случай возникновения войны.  Ответственность ратных людей в главах Соборного Уложения наступала за любое преступление, совершенное во время войны лицом, будь то боярин, дворянин, простолюдин или иностранец во время следования на «государеву службу», при ее прохождении или при возвращении с нее.5

Представления о понятии воинского преступления, как и любого деяния, совершенного в период прохождения военной службы, в последующем нашли отражение при подготовке Полевого Уголовного Уложения 1812 г. и Военно-Уголовного Устава 1839 г., применение которых также не ставилось в зависимость от общих, гражданских уголовно-правовых законов.

Лишь с 1868 г. Воинский Устав о наказаниях стал связывать понятия воинского преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией лиц, но и с нарушением ими каких-то специальных обязанностей по военной службе. При этом в основу группировки различных составов был положен принцип самостоятельной наказуемости деяний, совершенных в обычное и в военное время, которым охватывалось преступление в виде недобросовестности по отношению к сохранности военного имущества или управлению им.

В XX веке получили законодательное закрепление основополагающие принципы защиты прав человека. Обеспечение прав военнослужащих всегда представляло особую сложность в связи со специфичностью выполняемых ими задач и долгое время не было предметом пристального внимания законодателя и правоприменителей. Военная тема редко предавалась огласке и военнослужащие привлекались к ответственности в особом порядке6.

Особый этап в истории военно-уголовного законодательства России образует советский период. Он характеризуется принципиально новым подходом к его конструированию, отказом от военно-уголовного права как самостоятельной отрасли права. Военно-уголовное законодательство формировалось как составная часть уголовного законодательства государства, опирающаяся на единые положения общей части, основывающаяся на разделении воинских и общеуголовных преступлений, воинских преступлений и проступков.

Первым актом, содержащим систематизированный перечень воинских преступлений, является Положение о революционных военных трибуналах, принятое 20 ноября 1918 года. Ранее, непосредственно после Октябрьской социалистической революции, уголовная ответственность солдат и матросов определялась главным образом отдельными законодательными актами - декретами советской власти и революционным правосознанием членов революционных военных трибуналов, полковых и товарищеский судов.7

До принятия 20 ноября 1919 года Положения о военных трибуналах, в котором речь шла в основном о деяниях, совершаемых в районе боевых действий, уголовная ответственность солдат и матросов за воинские преступления определялась главным образом отдельными законодательными актами – Декретами Советской власти – революционным правосознанием членов революционных трибуналов, полковых и товарищеских судов8.

Советское уголовное законодательство пошло по несколько иному пути, включая во всех Уголовных кодексах (1922, 1926, 1960 гг.) отдельную главу, содержащую статьи о воинских преступлениях. После образования СССР ответственность за них была отнесена к ведению общесоюзных органов, которые устанавливали единое понятие и систему преступлений против военной службы.

Первым актом - Положением о воинских преступлениях 1924 г. - этими деяниями назывались преступления:

а) совершенные военнослужащим Красной Армии и Красного Флота либо лицами, зачисленными в команды обслуживания или призываемыми на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов;

б) направленные против установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения;

в) невозможность совершения воинских преступлений гражданами, не состоящими на военной или морской службе9.

Обращая внимание на специфику субъекта, данное Положение в 1926 года было дополнено примечанием, согласно которому ответственность за воинское преступление должна возлагаться и на лиц «строевого состава особых вооруженных отрядов (резервов) Народного комиссариата путей сообщения».

Второй из указанных в определении признаков воинского преступления основывался на стремлении законодателя охватить понятием «установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения» деяния, обозначенные еще Воинским Уставом о наказаниях 1868 года, который также предусматривал и противозаконное отчуждение или промотание военного имущества.

Что же касается третьего признака, то его вычленение фактически дублировало содержание двух других, поскольку нарушить порядок несения военной службы могут лишь те лица, которые обязаны его соблюдать.

Исключив третий признак, УК РСФСР 1926 года, исходило из ранее сформулированного понятия воинского преступления, хотя и дополнительно устанавливало, что его соучастники должны нести уголовную ответственность по статьям, предусмотренным Положением. В последующем, круг лиц, признаваемых субъектами воинских преступлений, постоянно расширялся.

В 1940 г. наряду с военнослужащими и военнообязанными, лишь «лица строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции и оперативного состава органов Управления Государственной безопасности НКВД» представляли круг субъектов воинского преступления. В период Великой Отечественной войны воинским преступлением стала признаваться также утрата Красного знамени по малодушию войсковой части.

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 г. ввел, признак предусмотренного воинского преступления. Появление этого признака не было случайным, так как Основы уголовного законодательства СССР и уголовные кодексы союзных республик отменили принцип аналогии закона.

Несколько иначе стал формулироваться признак субъекта преступления: военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, военнообязанные во время прохождения учебных сборов, определенная категория лиц органов государственной безопасности и лица, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве СССР.

Определяя признак воинского преступления - совершение его против установленного порядка несения военной службы, законодатель также подразумевал, в качестве основных видов деяний, нарушение порядка пользования военным имуществом.

По Уголовному кодексу 1960 г. ответственность за утрату или порчу вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов, средств передвижения, предметов технического снабжения или иного военного имущества вследствие нарушения правил их сбережения предусматривалась в виде лишения свободы на срок до трех лет (п. «г» ст. 250).

Вывод: Система военно-уголовного законодательства в России складывалась постепенно, отражая новые потребности в строительстве и обеспечении боевой готовность армии и флота. Ответственность за утрату военного имущества в истории развития российского законодательства  за все подвергалась различным изменениям и дополнениям. В настоящее время нынешний УК РФ 1996 года  исходит из того что общеуголовные и воинские и воинские преступления должны соотноситься и основываться на единых началах, но в тоже время именно военно-уголовная часть отвергается как самостоятельная отрасль права, однако отвергая идею самостоятельности военно-уголовного законодательства.

 

Глава 2. Объективные и субъективные признаки преступления – утраты военного имущества

§ 1. Объект преступления - утраты военного имущества

Главный признак специального состава преступления, который собственно и делает состав специальным, - это особый характер охраняемой социальной ценности и обеспечивающих ее общественных отношений10. Порядок прохождения военной службы (военная безопасность) является родовым объектом. Видовым объектом – порядок сбережения военного имущества.

Соблюдение установленных правил сбережения оружия, боеприпасов и предметов военной техники возлагается лишь на тех военнослужащих, которым эти предметы вверены для служебного пользования.

Под служебным пользованием следует понимать использование оружия, боеприпасов, предметов военной техники на учениях, стрельбах, при несении специальных видов военной службы (караул, конвоирование, патрулирование, внутренняя служба), а также для чистки закрепленного за военнослужащими оружия. Для несения специальных видов службы оружие, боеприпасы и предметы военной техники выдаются в установленном порядке под расписку, сведения о закрепленных за военнослужащими оружии или техническом средстве вносятся в военный билет, удостоверение личности (кроме того, военнослужащий расписывается в книге выданного оружия о получении им оружия).

Иное военное имущество, кроме указанного в диспозиции ст. 348 УК РФ, предметом предусмотренного ею преступления быть не может.11

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает порядок пользования и сбережения военного имущества и обязывает каждого военнослужащего всемерно беречь военное и государственное имущество, вверенное ему вооружение, боевую и другую технику. В нем также указано, что военнослужащий обязан знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество12.

Под оружием13 следует понимать технические устройства, предназначенные для уничтожения живой силы, сооружений и огневых средств противника, находящиеся на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с механизмом воздействия на объекты противника оружие делится на виды: стрелковое оружие, артиллерийское оружие, ядерное оружие и другие. Названные виды оружия предметом преступления становятся лишь тогда, когда они находятся на вооружении воинских частей и подразделений.

Не признаются оружием в качестве предмета преступлений технические устройства, не предназначенные для уничтожения живой силы, сооружений и огневых средств противника (ракетницы, строительные, стартовые, сигнальные пистолеты, иные стреляющие устройства, не предназначенные для ведения боевых действий)14.

Под предметами военной техники следует понимать технические устройства, находящиеся на снабжении войск, которые непосредственно не предназначены для поражения живой силы противника и иных его военных объектов, но призваны обеспечивать ведение боевых действий с помощью присущих им качеств. Например, приборы, используемые для управления боем (радиостанции, телеустановки, радиолокаторы, приборы ночного видения), специальные машины, обеспечивающие передвижение войск на поле боя, но не несущие на себе оружие (тягачи, автомобили, инженерно-мостовое оборудование и т. п.), составные части военной техники, не вмонтированные в соответствующий вид техники (прицелы, артиллерийские и танковые стволы, затворы, замки орудий и т. п.)».

Под боеприпасами понимается прикладная часть соответствующего вида оружия, обладающая поражающим свойством, которое приводится в действие с помощью оружия. Поэтому боеприпасы изготовляются для соответствующего вида оружия: патроны, снаряды, заряды, торпеды, мины, бомбы, взрывные устройства и так далее. Боеприпасы могут классифицироваться на виды и по другим признакам, в частности по способам воздействия на организм человека при их применении: химические, термические, биологические и тому подобные.15

Вывод:  понятие и порядок обращения с вверенным оружием, боеприпасами и предметами военной техники установлен военно-правовыми нормами. Военнослужащие, исполняя установленный уставами и иными нормативными актами порядок использования и сбережения оружия боеприпасов или предметов военной техники обеспечивают тем самым, должный уровень обеспечения боевой подготовки Вооруженных Сил РФ.

 

§ 2. Объективная сторона нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекших их утрату

 

Объективная сторона преступления против военной службы – это внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый в главой 33 УК РФ объект – установленный порядок прохождения военной службы.

Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, общественно опасными последствиями и причинно-следственной связью между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Последствия в виде утраты могут выражаться, например, в выходе оружия, боеприпасов или предметов военной техники из владения военнослужащего, которому они были вверены для служебного пользования; утере указанных предметов, хищении их другими лицами; уничтожении или повреждении военного имущества и т.п.

Объективная сторона включает в себя различные признаки: деяние, последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, способ, место, время, орудия и средства, а также другие обстоятельства совершения преступления. Отличительной чертой признаков объективной стороны преступлений против военной службы является специфичность их содержания, обусловленная воинским объектом посягательства16.

Информация о работе Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или пр