Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:57, курсовая работа
Цель работы состоит в характеристике уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:
1. определение основных принципов уголовно-исполнительного законодательства и права
2. анализ норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для определения предмета и метода уголовно-исполнительного права
3. установление межотраслевых связей уголовно-исполнительного права Российской Федерации
Введение……………………………………………………………….1
1. Понятие уголовно-исполнительного права……………………….3
2. Становление и развитие уголовно-исполнительного права Российской Федерации……………………………………………………………...6
3. Содержание государственной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….23
Осужденный может быть признан злостным нарушителем режима, если ему за совершение подобного действия (действий) было назначено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, в помещения камерного типа (в колонии общего или строгого режимов), в одиночные камеры (в колонии особого режима), в единые помещения камерного типа (ст.115 и 116 УИК РФ).12
УК РФ и УИК РФ регламентировали развернутую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний. Это, прежде всего изменение условий содержания в процессе исполнения лишения свободы и содержания осужденного в дисциплинарной воинской части.
В ст.73 УИК РФ предусмотрены: замена одного вида исправительного учреждения другим; досрочный перевод из тюрьмы в колонию (и наоборот - из колонии в тюрьму); перевод осужденных из колонии общего или строгого режимов в колонию-поселение (и наоборот, из колонии-поселения в колонию общего или усиленного режимов). Как уже отмечалось, необходимость таких переводов стала значительно меньше в связи с широкими возможностями изменения условий содержания осужденных в рамках одного и того же места лишения свободы.13
В соответствии с предписаниями УК РФ осужденным в случаях злостного уклонения от уплаты штрафа (ст.46); отбывания исправительных работ (ст.50); обязательных работ (ст.49) и от ограничения свободы (ст.53) эти наказания заменяются более тяжкими. В ст.80 УК РФ установлена возможность замены неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием. Перечисленные замены одного наказания другим в процессе их исполнения предопределяются поведением осужденного, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В нее входит также осуждение лиц, совершивших в процессе исполнения наказания новые преступления.
В УИК РФ трудовые права лиц, отбывающих лишение свободы, значительно расширены по сравнению с исправительно-трудовым законодательством эпохи СССР. Вместе с тем труд в местах лишения свободы для осужденных обязателен. Они привлекаются к общественно полезному труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений (наиболее оптимальный вариант), на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности. Осужденные имеют возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны их труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Труд осужденных оплачивается на обычных условиях. Они получают пенсии и т.д. Осужденные не имеют права выбора вида работы, к некоторым работам они никогда не привлекаются в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, например, к работам с использованием взрывчатых веществ, ядов, спиртосодержащих жидкостей.14
В Уголовно-исполнительном кодексе впервые в данной отрасли законодательства сформулированы его принципы. В ИТК 1924 и 1933 гг. о них вообще не упоминалось, в Основах исправительно-трудового законодательства и ИТК 1970 г. лишь декларировалось, что исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания уголовного наказания. Система же не формулировалась, сами принципы конкретно не закреплялись, а лишь вытекали из содержания некоторых норм и институтов ИТК, например принцип законности нашел отражение в ст. 4, 10 ИТК и др.
3. Содержание государственной уголовно-исполнительной политики Российской Федерации
В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Общая цель социальной политики, определенная Конституцией, имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.
Одно из таких направлений -- политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств. В соответствии со ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Она также должна отражать интересы общества и государства.
Политику в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению ее целей. Политика государства в указанной сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную, уголовно-исполнительную.
Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления могут объединяться между собой, например уголовная политика и уголовно-исполнительная политика, или, напротив, расчленяться. Нередко из политики в сфере предупреждения преступности выделяется постпенитенциарная политика (предупреждение рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового воздействия. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Уголовная политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенали-зацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика имеет иное содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания и применении к осужденным основных средств исправления.
Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это относится прежде всего к определению системы наказаний и отдельных его видов, к назначению наказаний и освобождению от них. В конечном итоге политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказанию им помощи.15
Убедительными примерами влияния уголовно-исполнительной политики на уголовную служат Федеральный закон «Q введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которым положения указанных кодексов о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания. Первоначально срок введения наказаний был определен 2001 гг., а затем - 2004-2006 гг. Такое политическое решение о неприменении перечисленных видов наказания обусловлено неготовностью государства ни с экономической, ни с организационной позиций обеспечить их исполнение. Таким образом, объективная невозможность реализации во всей полноте целей и задач уголовно-исполнительной политики скорректировала некоторые положения уголовно-правовой политики.
Переходя к анализу содержания уголовно-исполнительной политики, необходимо прежде всего остановиться на терминологии, применяемой в учебниках и юридической литературе по отношению к указанной политике. Традиционно в соответствии со старым наименованием этой отрасли законодательства она называлась «исправительно-трудовая политика». Однако этот термин после внесения изменений в 90-е гг. в систему уголовных наказаний перестал отвечать своему содержанию, поскольку из исправительно-трудового законодательства были исключены ссылка и высылка, отменены такие виды уголовно-правового воздействия, как условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. С точки зрения ранее действовавшего законодательства меры исправительно-трудового воздействия в полном объеме применялись только при исполнении лишения свободы. Таким образом, нормы исправительно-трудового законодательства уже в те годы носили преимущественно уголовно-исполнительный характер. Кроме того, наименование «исправительно-трудовая политика» и соответствующая отрасль права ориентировались в первую очередь на привлечение осужденных к труду при исполнении уголовных наказаний. Между тем предшествующая история системы мест лишения свободы показала, что идея интенсивного использования труда осужденных в значительной мере дискредитировала себя. Наконец, термин «уголовно-исполнительное законодательство» стал официально употребляться в законодательных актах, принятых в России в последние годы. Так, в ст. 71 Конституции указывается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство. С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который урегулировал исполнение всех наказаний без исключения. Таким образом, являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.16
Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними, изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.
Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.
Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой государство, последовательная их реализация властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.
государственный уголовный исполнительный
1. Уголовно-исполнительное
право является
2.Уголовно-исполнительное
право входит в общий комплекс
отраслей права, регулирующих борьбу
с преступностью. Уголовное и
уголовно-исполнительное право
4.Как элемент системы
российского права уголовно-
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2003 - 192 с.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ М.:ТК Велби, 2006 - 300 с.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ М.:ТК Велби, 2005 - 196 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ М.: Проспект, 2006 - 224 с.
5. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005 -656 с.
6. Исаенкова О. В., Шерстюк В. М., Ярков В. В. Концепция Исполнительного кодекса Российской Федерации: краткие тезисы //СПС «Гарант»
7. Комментарий Уголовно-
8. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право. М.: Былина, 2003 - 240 с.
9. Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Чебоксары: 2003 - 206 с
10. Ткачевский Ю.М. Новое в уголовно-исполнительном законодательстве //Законодательство, 2002, № 1, С. 66-72
11. Ткачевский Ю.М. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Законодательство, 1997, № 2, с.35-42
12. Уголовно-исполнительное право /под ред. И.В. Шмарова. - М.: Проспект, 2003 - 400 с.
13. Уголовно-исполнительное право /под ред. А.И. Зубкова. - М.: Инфра-М, 2002 - 600 с.
14. Уголовно-исполнительное право России /под ред. В. И. Селиверстова. М.: Юристъ, 2004 - 571 с.
1 Уголовно-исполнительное право /под ред. И.В. Шмарова. - М.: Проспект, 2003 - С.36.