Порядок формирования Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

Konstitutsionny_sud_rb_Kursovaya (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 4.Понятие и виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь.

Как следует из статьи 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» все акты Конституционного Суда, принимаемые в судебном заседании являются решениями.

В некоторых случаях, решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения. Это заключения о:

  • Соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • Соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • Соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
  • Соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Заключение Конституционного Суда оформляется в соответствии с требованиями предъявляемыми к решению.

Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Для обеспечения производства и решения иных вопросов, входящих в его компетенцию, Конституционный Суд, а при подготовке к рассмотрению конкретного вопроса - судья Конституционного Суда вправе направлять запросы и требования к государственным органам.

Послания Конституционного Суда, его запросы, требования, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом.

Требования к государственным органам могут составлять часть иных решений, они могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно. Решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.

Статья 70 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь2 также относит к решениям Конституционного Суда акты об отложении или приостановлении производства по делу, вынесенные в совещательной комнате и оформляемые отдельным документом.

В отдельный вид судебных актов следует на мой взгляд выделить заключения Конституционного суда о фактах систематического или грубого нарушения Палатой представителей или Советом Республики Национального собрания Конституции Республики Беларусь по представлению Президента РБ.

Конституционный Суд, проверяя сообщенные инициатором сведения о фактах систематического или грубого нарушения палатой (палатами) Парламента Конституции Республики Беларусь, исследует доказательства, с достоверностью устанавливающие наличие или отсутствие таких фактов, и дает им оценку.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд дает одно из следующих заключений:

1) об отсутствии фактов систематического  или грубого нарушения палатами  Парламента Конституции Республики  Беларусь;

2) о наличии фактов систематического  или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Если при принятии заключения по делу голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу отсутствия фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Заключение Конституционного Суда о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь может быть основанием для принятия решения Президентом Республики Беларусь о досрочном прекращении полномочий палаты (палат) Парламента Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование проблем судебной власти и суда как государственного органа в юридической литературе ранее сводилось, как правило, к анализу организационных, структурных аспектов. Суд не отождествлялся с органом государственной власти, а судебная власть - с отдельной ветвью осуществляющей правосудие. В настоящей научной работе была исследована судебная власть в Республики Беларусь, как самостоятельная ветвь власти.

Судебная власть — явление многогранное и многозначное. Единого определения понятия «судебная власть» до настоящего времени не выработано, поскольку исследователи принимают разные критерии за основной и в зависимости от этого критерия определяют судебную власть. В целом проблема судебной власти, ее организации и осуществления всегда имеет актуальное значение, особенно сегодня, в период становления государства, как самостоятельного, суверенного субъекта.

Будучи носителями государственной власти (определенной ее части), суды занимают важное место в государстве, в системе органов государственной власти. Исследование правового положения суда позволяет отметить исключительность, полноту, самостоятельность судебной власти, обеспечивающие ее авторитет и особую значимость. Суды в Республике Беларусь выступают от имени государства в его интересах, интересах общества и отдельного человека. Они осуществляют свою деятельность на основании закона и в строгом соответствии с ним. Суды имеют специфические задачи и выполняют исключительно важные как для государства, общества, так и отдельных граждан функции, для чего наделены полномочиями государственно-властного характера. Обладая общими с другими государственными органами чертами, они имеют и специфические признаки, которые позволяют говорить о судах как самостоятельных, независимых и значимых органах государственной власти.

Правовой основой организации судебной власти в нашем государстве являются нормы, установленные Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-31, а также иными актами законодательства.

В Республике Беларусь среди ветвей государственной власти судебная власть занимает позицию арбитра, является своего рода субъектом, обеспечивающим баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти. Она следит за соблюдением принципа разделения власти, призвана не позволять ни одной из ветвей власти, ни одному органу или должностному лицу выходить за пределы установленных законом полномочий. Судебные органы должны рассматривать и разрешать все конфликты, возникающие между законодательной и исполнительной ветвями власти. Данная функция судебной власти возложена на Конституционный суд Республики Беларусь.

В отношении к исполнительной власти, судебная власть имеет следующие отличия: суд и административное управление должны быть разделены между собой. Это две разнородные власти, стоящие рядом. Судья призван осуществлять правосудие, администратор управлять изменяющимися общественными интересами. Судья действует по закону, а администратор по усмотрению, судья выносит приговор, администратор подписывает приказ. Судья как беспристрастный третий, должен быть независим от всяких посторонних влияний, администратор погружен именно в эти отношения и является зависимым элементом огромной государственной бюрократической машины, осуществляющей управление. Как только эти две власти соединяются, так одна из них прекращает свое существование, потому как или администратор становится судьей, или же судья вмешивается в дела администрации, и тогда последняя получает несвойственный ей судебный характер.

При отделении судебной власти от административной требуется однако и сохранение взаимной их связи. Органом этой связи служит министерство юстиции, которое входит в общий состав правительства и которому вверяется управление судебной частью. Оно ведает личным составом судей, ему же принадлежит инициатива законодательных мер.

Независимость судебной власти от законодательной и правительственной определяет политическое его значение. Суд не занимает в государстве такого места, как обе предыдущие власти. Он стоит наверху, а внизу, при соприкосновении власти с гражданами. Но именно вследствие этого ближайшего отношения к гражданам, он служит первой и самой надежной преградой произволу, как сверху, так и снизу. Призвание суда -охранять законный порядок, составляет одну из высоких и важнейших задач государства.

Одной из важнейших целей любого государства является установление справедливости, которая в свою очередь определяется уровнем развития судоустройства. От того, каким является суд, таким будет и справедливость его решений.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие основные выводы:

1.Судебный конституционный контроль  в Республике Беларусь следует  рассматривать как самостоятельную  форму правовой охраны Конституции, основанную на смешении элементов правосудия и контроля. Включение в 1996г. Конституционного Суда в систему единой судебной власти определило его дуалистический характер, объясняемый причинами не организационно-процессуального, а функционально-содержательного свойства. Особенность его состоит в возможности существования конституционного контроля в судебной форме. Существенной особенностью реализации конституционного контроля  в Республике Беларусь является его комплексный и системный характер, что подтверждается возможностью судов общей компетенции и хозяйственных судов участвовать в процедуре контроля за конституционностью правовых актов. Указанные обстоятельства дают основания к широкой трактовке конституционной юстиции в Республике Беларусь, под которой следует понимать не только деятельность одного Конституционного Суда, но и судов общей компетенции и хозяйственных судов. Из множества определений конституционной юстиции мне наиболее близко определение: конституционное правосудие- это система органов и процедур, позволяющих осуществить проверку соответствия основному закону страны актов, издаваемых Парламентом, представительными органами субъектов федеративных, автономных образований, местных территориальных единиц, актов исполнительной власти и актов частных лиц.

2.Конституционный Суд республики  Беларусь в силу специфики  решаемых задач и объема компетенции  является самостоятельным элементом  государственной власти, однако, в  силу включения его  в систему  «сдержек и противовесов» несет  в себе признаки, свойственные каждой из сосуществующих властей. Его деятельность осуществляется в тех же организационно-правовых формах, что и деятельность органов других ветвей власти через правотворчество, правоприменение, толкование права и охрану права, причем каждая из них обладает достаточной степенью специфики, позволяющей видеть судебный конституционный контроль институтом с самостоятельным правовым статусом. Конституционный контроль определяется как особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов  и иных нормативных актов конституции данной страны по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа. Характер задач Конституционного Суда Республики  Беларусь, регламентация организационных и функциональных параметров на уровне Конституции позволяют рассматривать данный институт на одном уровне с другими высшими органами государственной власти в Республике Беларусь.

Информация о работе Порядок формирования Конституционного Суда