3.В силу своего особого конституционного
статуса, задач и функций, Конституционный Суд Республики
Беларусь оказывается вовлеченным в системообразующие
связи трех уровней: судебной власти, государственной
власти в целом, политической системы
общества. Именно на последнем уровне
наиболее отчетливо проявляются политические
начала в юрисдикционной деятельности
Конституционного суда. Это объясняется
прежде всего тем, что Конституцию, как
объект правовой охраны, составляют помимо
юридического, два важнейших измерения-
политическое и идеологическое, поэтому
любое решение Конституционного Суда
неизбежно оценивается через данные параметры.
Кроме того, в формировании состава Конституционного
Суда принимают участие органы, образуемые
в результате всенародных выборов- Парламент
и президент, т.е. наиболее значимые политические
институты. Отсюда ясно, что и Конституционный
Суд не может не быть политическим институтом.
Поэтому судебный конституционный контроль
нельзя отождествлять в полной мере с
традиционными судебными функциями. Это
одновременно и политическая деятельность,
осуществляемая в юрисдикционной форме.
4.Полномочия Конституционного
Суда в вопросах обеспечения
верховенства Конституции и разделения
властей должны быть пересмотрены
в сторону их расширения, что
подтверждается анализом теории
и практики судебного конституционного контроля ведущих европейских
государств и опытом деятельности Конституционного
Суда Республики Беларусь. Необходимо:
а) предусмотреть превентивный конституционный
контроль в отношении закона, изменяющего
либо дополняющего Конституцию, а также
в отношении подписанных международных
договоров, представленных на ратификацию;
б) учредить в Республике Беларусь систему
административных судов, осуществляющих
юрисдикционный контроль в отношении
актов публичной администрации, что повысит
уровень специализации Конституционного
Суда, ориентированного на контроль за
парламентским нормотворчеством; в) предоставить
Конституционному Суду право толковать
Конституцию. Что позволит преодолевать
отставание Основного Закона от общественных
реалий без изменений его (Основного Закона)
в формальном плане, учитывая «жесткий»
тип Белоруской Конституции.
5.Поскольку любые правоположения
неизбежно замыкаются на сфере
прав и свобод человека, именно
в этой области выявляется
одно из основных предназначений
Конституционного Суда Республики Беларусь. Необходимо включить
Конституционный Суд в правозащитную
систему и сделать это посредством предоставления
гражданам обращаться в Конституционный
Суд путем подачи индивидуальной и коллективной
конституционной жалобы, поскольку использование
форм абстрактного и инцидентного контроля
не дает необходимого результата в вопросах
защиты основных прав и свобод белорусских
граждан. Следует установить более эффективные
механизмы по включению судов общей компетенции
и хозяйственных судов в систему защиты
конституционных прав и свобод граждан,
т.к. ответственность за состояние законности
в сфере правотворчества лежит на всей
судебной ветви власти, а не только на
Конституционном Суде.
Конституционный Суд стоит на страже
конституционных ценностей, на защите конституционного строя. Соответственно,
его независимость проявляется в той степени,
в какой он своими решениями способствует
восстановлению конституционной законности,
охране норм Конституции своего государства,
защите конституционного строя. По результатам
деятельности Конституционного суда Республики
Беларусь можно сделать фундаментальный
вывод о том, что конституционное правосудие
как важный элемент правовой белорусской
государственности состоялось.
Список использованной литературы:
- Конституция
Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
–1999. -№1. –С.1/0)
- Жилищный кодекс Республики Беларусь
от 22.03.1999г. №248-З (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. –1999.
-№28. –С.2/23)
- Закон Республики Беларусь от 30.03.1994г.
№2914-XII «О Конституционном Суде Республики
Беларусь» (Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь. –1994. -№15. -Ст.220, Ведомости
Национального собрания Республики Беларусь.
–1997. -№25-26. -Ст.465)
- Василевич Г.А. Конституционное право
Республики Беларусь: Учебник- Минск: Книжный Дом, 2003.-832с.
- Миклашевич, П.П. Совершенствование судопроизводства
при обязательном предварительном контроле
конституционности законов / П.П. Миклашевич
// Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 2009.
- Василевич Г.А. Конституционное правосудие
на защите прав и свобод человека.- Минск: Амалфея.2003.
- Гулякевич А.В. Конституционный контроль
и конституционный надзор как элементы правовой охраны
Конституции/ Вестник Конституционного Суда.-2006
- Василевич Г.А. Конституционный контроль
и практика правоприменения в РБ/ Журнал российского
права.-2001
- Филипчик, Р.И. Конституция как правовая
основа судебного конституционного контроля
в современной Беларуси / Р.И. Филипчик
// Вестник Конституционного Суда. - 2006
1
Кунцевич К.Н. Сравнительное конституционное
право. –Мн.: Веды, 1998
2
Регламент Конституционного Суда Республики
Беларусь от 18.09.1997г. №Р-58/97 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
–2001. -№80. –С.6/101)