Введение
Одним из принципов Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований,
руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является
принцип единоначалия.
В соответствии с указанным
принципом в условиях военной службы установлена
ответственность подчиненных за неисполнение
приказа начальника.
Тема курсовой работы
является актуальной и практически значимой.
Обеспечение безопасности Российской
Федерации от внешних и внутренних угроз
является одним из приоритетных направлений
развития российской государственности
на современном этапе и соответственно
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооруженные Силы должны представлять
из себя единый слаженный механизм, способный
обеспечить решение любых стоящих перед
ними задач. Это может быть обеспечено
только за счет укрепления и дальнейшего
развития принципов строительства современных
Вооруженных Сил РФ: единоначалия, централизации
власти, законности и воинской дисциплины.
Одним из актуальных
в настоящее время направлений укрепления
принципов строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации и совершенствования
военно-служебных отношений, является
проблема укрепления исполнительской
дисциплины, основу которого составляет
исполнение приказов командиров (начальников).
Современное состояние российской правовой
системы уже не позволяет провозглашать
закреплявшийся в советских общевоинских
уставах армейский принцип безусловной
обязательности приказа: «Приказ начальника
- закон для подчиненного» в качестве догмы.
В связи с этим рассмотрение вопросов
особенностей уголовной ответственности
за неисполнение приказов как одного из
аспектов укрепления исполнительской
дисциплины в условиях Вооруженных Сил
РФ с учетом изменившегося законодательства
представляется актуальным.
В отличие от УК РСФСР
1960 г., а также всего иного прежнего российского
военно-уголовного законодательства формулировка
неисполнения приказа в ст. 332 УК РФ имеет
ряд существенных отличий. Самым серьезным
является то, что состав неисполнения
приказа сконструирован как материальный,
предусматривающий в качестве обязательного
признака причинение существенного вреда
интересам службы. Такие изменения взглядов
законодателя на неисполнение приказа
сразу же нашли свое отражение в судебной
практике. Так, до вступления УК РФ в силу
осуждения в России за неповиновение и
неисполнение приказа в 1993-1996 гг. составляли
5 - 8 человек в год. После вступления в законную
силу УК РФ, предусматривающего уголовную
ответственность за неисполнение приказа
в ст. 332, в 1997-2001 гг. - 0 - 3 человека в год.
И только в последнее время наметилась
тенденция к росту судимости за неисполнение
приказа: от 7 человек в 2002г. до 43 человек
в 2013 году.
Объектом данной работы являются
социальные отношения, регулируемые уголовно-правовыми
и иными нормами складывающиеся вокруг
неисполнения приказа военнослужащими.
В качестве предмета выступают
уголовно-правовые нормы, содержащие в
себе положения об ответственности за
неисполнения приказа военнослужащими.
Целью работы является
комплексное исследование теоретических
вопросов, связанных с неисполнением приказа.
Для достижения этой цели поставлены следующие
задачи:
- исследование объекта
преступления;
- рассмотреть объективные
и субъективные признаки преступления;
- изучить квалифицирующие
признаки преступления и отграничить
данное преступление от дисциплинарного
проступка.
Глава 1. Правовая природа
исполнения приказа
§1. Приказ в механизме
правового регулирования
Приказ - распоряжение командира
(начальника), обращенное к подчиненным
и требующее обязательного выполнения
определенных действий, соблюдения тех
или иных правил или устанавливающее какой-нибудь
порядок, положение.1
Приказ может быть отдан письменно,
устно или по техническим средствам связи
одному или группе военнослужащих. Обязательность
(законность) приказа или распоряжения
обусловлена рядом признаков. Во-первых,
такой приказ (распоряжение) должно отдаваться
лицом, наделенным соответствующими правами
в данной сфере деятельности. Такие права
могут на него быть возложены законом,
подзаконным актом, должностными обязанностями.
Во-вторых, приказ (распоряжение) должно
отдаваться в рамках компетенции (полномочий)
лица, его отдавшего. Лицо должно действовать
в рамках возложенных на него прав и обязанностей,
выход за границы прав и обязанностей
может указывать на незаконность приказа
(распоряжения). В-третьих, приказ (распоряжение)
должно быть отдано в надлежащей форме
(устно или письменно) и быть понятно исполнителю.
В-четвертых, приказ (распоряжение) должно
быть выполнимо в данных условиях и имеющимися
средствами. В-пятых, причинить минимальный,
в данных условиях вред охраняемым законом
интересам.
С одной стороны, военнослужащий
обязан беспрекословно исполнять приказы
и распоряжения начальников. За неисполнение
приказа он несет дисциплинарную, а если
причинен существенный вред интересам
службы - уголовную ответственность по
ст. 332 УК. С другой стороны, исполнение
явно преступного приказа начальника
не освобождает от ответственности за
причиненный вред.
В условиях военной службы дисциплина
и повиновение подчиненных являются необходимыми
условиями боеспособности вооруженных
сил. Подчиненный не должен обсуждать
приказы начальника и выяснять, полезны
они или вредны. Однако выполнение очевидно
преступного приказа влечет ответственность.
Законным является приказ, отданный
надлежащим лицом в пределах его должностных
обязанностей и в надлежащей форме. Надлежащим
лицом является непосредственный начальник,
руководящий служебной деятельностью
подчиненного, а также вышестоящий начальник
(в определенных случаях).
Законными приказ или распоряжение
являются, если они касаются вопросов,
находящихся в пределах компетенции данного
начальника. Выход за пределы компетенции
признается превышением должностных полномочий
и потому считается незаконным.
В ряде случаев законом или
иными нормативными актами предписывается
определенная форма приказа или распоряжения,
например письменная или заверенная печатью.
Устное распоряжение, если по закону требуется
оформление его письменно, является незаконным
и не должно выполняться. Нарушение формы
отдачи приказа или распоряжения в экстремальных
условиях должно рассматриваться по правилам
о крайней необходимости.
Законный приказ должен не только
предписывать достижение определенной
цели, но и указывать на законные пути
и средства выполнения приказа.
В Вооруженных Силах РФ субординация
определяется Уставом внутренней службы.2 В соответствии с положениями
этого Устава начальники, которым военнослужащие
подчинены при исполнении своих обязанностей,
являются прямыми начальниками. Непосредственным
начальником выступает ближайший к подчиненному
прямой начальник. Кроме того, начальниками
по воинскому званию являются маршалы,
генералы и адмиралы, полковники и капитаны
1 ранга для младших офицеров и низших
по званию военнослужащих, солдат и матросов.
Вышестоящие начальники имеют право отдавать
приказы подчиненным в отношении несения
военной службы и выполнения воинских
обязанностей. За приказ, отданный не в
интересах военной службы, а, например,
в личных интересах, ответственность несет
начальник, отдавший такой приказ.
§2. Уголовно-правовой анализ
неисполнения приказа
§2.1. Объект преступления
Видовым объектом преступлений выступает
группа однородных правоотношений, на
которые посягают несколько сходных между
собой преступлений, содержащихся в главе
33 Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее УК РФ)3.
В данном случае в роли видового объекта
выступает порядок подчиненности и воинских
уставных взаимоотношений.
Непосредственным объектом данного преступления
являются воинские взаимоотношения, обеспечивающие
строгое соблюдение установленного в
армии и на флоте порядка подчиненности.
Предметом преступления выступают различные
материальные образования, по поводу или
в связи с которыми устанавливаются определенный
порядок военно-служебный отношений.
§2.2. Объективная сторона преступления
Объективная сторона преступления складывается
из деяния, последствий и причинной связи
между деянием и последствием.
Должно быть установлено, что виновный
не выполнил приказ, отданный командиром
(начальником) в установленном порядке,
и в результате этого невыполнения был
причинен существенный вред интересам
службы.
Неисполнение приказа может выражаться
в различных формах, например, в форме
неповиновения, когда подчиненный категорически
открыто заявляет, что он не намерен выполнять
приказ начальника. Иное неисполнение
приказа может иметь завуалированную
форму, когда подчиненный, получив приказ,
дает понять, что он готов его выполнить,
однако фактически умышленно не выполняет.
Преступление считается оконченным,
когда в результате неисполнения приказа
причинен существенный вред интересам
службы. Вред признается существенным
в случаях срыва важных воинских мероприятий,
проводимых частью, подразделением в соответствии
с уставом, предписанием вышестоящего
командования.
Между неисполнением приказа и существенным
вредом должна быть установлена причинная
связь. Состав преступления материальный.
§2.3. Субъект преступления
Субъект преступления против
военной службы присущи общие признаки
и специальные. Общими признаками субъекта
преступления против военной службы являются
признаки, закрепленные в статье 19 УК РФ
«Уголовной ответственности подлежит
только вменяемое физическое лицо, достигшее
возраста, установленного уголовным кодексом
Российской Федерации». Специальные признаки
субъекта против военной службы отражены
в статье 331 УК РФ. Имя являются: лицо, совершившее
преступление должно иметь статус военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву
либо по контракту, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения
ими военных сборов. Статус военнослужащего
определяется ФЗ «О статусе военнослужащих»4, ФЗ «О воинской обязанности
и военной службе» 5 и положением о порядке военной
службы, утвержденное Указом Президента
РФ от 16.09.99 N 1237.
§2.4. Субъективная сторона преступления
Субъективная сторона преступления характеризуется
умышленной виной в виде прямого или косвенного
умысла. Виновный сознает, что он не выполнил
приказ начальника (командира), предвидел
наступление существенного вреда для
интересов службы, желал или сознательно
допускал наступления такого вреда либо
относился к его наступлению безразлично.
Глава 2. Актуальные проблемы квалификации
уголовной ответственности за неисполнение
приказа
§1. Квалифицирующие признаки
преступления
По своему составу, преступление,
установленное ст. 332 УК РФ является материальным.
Часть 2 ст. 332 УК предусматривает ответственность
за квалифицированный вид преступления
- за то же деяние, совершенное группой
лиц, группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой (см.
ст. 35 УК), а равно повлекшее тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями понимаются:
срыв мероприятий по обеспечению постоянной
боевой готовности части, подразделения,
корабля; гибель людей; вывод из строя
боевой техники; причинение значительного
материального ущерба воинской части
и т.п.
Часть 3 ст. 332 УК предусматривает ответственность
за неисполнение приказа вследствие небрежного
либо недобросовестного отношения к службе,
повлекшего тяжкие последствия.
Из диспозиции ч. 3 ст. 332 УК следует, что
неисполнение подчиненным приказа начальника
совершается здесь только по неосторожности
в силу преступной небрежности либо преступного
легкомыслия. Виновный не предвидит, что
вследствие его небрежного отношения
к службе не исполняется приказ начальника
(командира), т.е. не совершаются действия,
предписанные приказом, или совершаются
действия, запрещенные приказом, в результате
чего наступают тяжкие последствия, однако
он при необходимой внимательности и предусмотрительности
должен и мог все это предвидеть. Либо
виновный предвидел возможность наступления
тяжких последствий вследствие недобросовестного
отношения к службе, но без достаточных
к тому основании легкомысленно рассчитывал
на их предотвращение.
§2. Разграничение неисполнения
приказа как уголовного преступления
от дисциплинарного проступка
- Уголовное преступление следует
отграничивать от дисциплинарного
проступка. Нормы уголовного и дисциплинарного
законодательства по своей сущности выполняют
охранительную функцию, обладают существенным
сходством по форме и по содержанию.
Данное сходство нередко приводит к тому,
что возникают проблемы при их разграничении.
Все воинские правонарушения
подразделяются на преступления против
военной службы и дисциплинарные проступки.
С формальной стороны суть всех воинских
правонарушений заключается в нарушении
требований, установленных в различных
правовых актах. Однако по характеру общественной
опасности одни воинские правонарушения
будут являться преступлениями, а другие
дисциплинарными проступками. Это проявляется
в сравнении перечня преступлений содержащихся
в гл. 33 УК РФ, с перечнем грубых дисциплинарных
проступков, содержащихся в ст. 28.5 Федерального
закона «О статусе военнослужащих»6.