Практика в следственной части СУ при УВД по Камчатскому краю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:27, отчет по практике

Краткое описание

Основная цель практики заключается в закреплении теоретических знаний, полученных в процессе обучения, ознакомится с профилем предприятия, с его производственной структурой, нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет о преддипломной практики в следственном управлении при УВД по городу Петропавловск Кам.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

К числу незаконных и безнравственных  приемов допроса относится постановка наводящих вопросов. Наводящий вопрос, содержащий в своей формулировке желательный для спрашивающего ответ, внушает допрашиваемому информацию, которой он во многих случаях не располагает, и крайне опасен для установления истины. Но постановка наводящих вопросов и безнравственна, так как противоречит требованию объективного, беспристрастного следствия. Следователь, спровоцировавший наводящими вопросами неправильные, не соответствующие действительности ответы, впоследствии оказывается вынужден искать выход из ситуации, которую сам же и создал, если убедится в ошибочности своей версии. Но еще хуже, если последствием неправильных методов допросов явятся необоснованные выводы по делу, привлечение к ответственности невиновного.

Общими требованиями к любым  вопросам, которые ставятся при допросе, следует считать безусловный  запрет в какой бы то ни было форме подсказывать желательный допрашивающему ответ и недопустимость постановки вопросов, по форме и содержанию унижающих достоинство допрашиваемого.

Очная ставка проводится при наличии  противоречий в показаниях ранее  допрошенных лиц. Готовясь к очной  ставке, следователь обычно имеет определенное мнение о том, кто из ее участников ранее дал правдивые показания. Однако подготовку к очной ставке ее будущих участников нельзя превращать в "натаскивание" того, кому следователь доверяет. Допустимо лишь сообщить о наличии противоречий с показаниями другого лица и о решении провести очную ставку.

Во время очной ставки следователь  обязан воздерживаться от проявления своего отношения к показаниям допрашиваемых, избегать наводящих вопросов в любой  форме.

В процессе осмотра места происшествия, местности и помещений, который производится с участием понятых, часто специалиста, нередко представителей милиции, важно обеспечить правильные взаимоотношения со всеми присутствующими при осмотре. Следователь руководит действиями всех участников осмотра, принимает меры к удалению посторонних с места происшествия.

Обнаруженные при осмотре факты, относящиеся к интимным сторонам жизни тех или иных лиц, не подлежат разглашению.

Труп с места происшествия следует  удалять как можно скорее после завершения осмотра; при этом недопустимо бесцеремонное, грубое обращение с телом. Не вызванное необходимостью обнажение при посторонних тела погибшего также нежелательно.

Среди других следственных действий по собиранию доказательств обыск, пожалуй, в наибольшей степени стесняет права гражданина и требует особо четкого соблюдения нравственных норм, вытекающих из закона или им обусловленных.

Следователь обязан обеспечить присутствие  лица, у которого производится обыск, или других лиц, указанных в ст. 169 УПК. Одновременно необходимо принять меры к тому, чтобы дети, проживающие в помещении, были удалены и размещены в другом месте. Если в семье находятся больные, то их следует изолировать таким образом, чтобы обыск не мог непосредственно влиять на их состояние.

Предметы и документы, относящиеся  к интимным сторонам жизни граждан  и не имеющие отношения к делу, не должны предъявляться другим лицам, в том числе понятым. Также  не оглашается не относящаяся к делу личная переписка.

В процессе производства обыска не следует торопиться со вскрытием запертых помещений и хранилищ, не приняв мер к тому, чтобы они были открыты добровольно. После обыска, вызывающего, как правило, беспорядок в жилище, необходимо принять меры к восстановлению обычного состояния.

Обыск всегда сопровождается эмоциональным напряжением. Он требует повышенной выдержки и такта со стороны следователя.

Выше были рассмотрены некоторые  нравственные аспекты производства основных следственных действий по собиранию  доказательств. Общие нравственные требования едины для всех других следственных действий: безупречное следование закону, объективность, уважение достоинства участвующих в деле лиц, добросовестность, причинение минимального вреда имуществу или другим благам, если этого невозможно избежать. То же касается следственного эксперимента, наложения ареста на имущество, выемки, получения образцов для сравнительного исследования. Новые нравственные проблемы возникают при контроле за телефонными и иными переговорами, который пока законом урегулирован недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

В условиях состязательности сторон в уголовном процессе проблемы качества предварительного расследования уголовных  дел, адекватной оценки доказательств  стороной обвинения являются первостепенными. В связи с этим ошибки, допущенные в процессе предварительного расследования, как правило, препятствуют раскрытию преступления и в конечном счёте, могут привести к вынесению неправосудного приговора.

В работе рассмотрена деятельность следственной части СУ при УВД по Камчатскому краю по расследованию организованной преступной деятельности. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Следственные действия части соответствуют  следующим признакам:

- производятся в стадии предварительного следствия только по возбужденному уголовному делу;

-  производятся должностными  лицами (следователь, дознаватель), уполномоченными на это законом;

- в уголовно-процессуальном законе  указаны основания и процессуальный  порядок их производства;

- в результате их производства  в распоряжении следствия (дознания) и суда появляются фактические  данные, признаваемыми доказательствами  по делу.

В ходе следственных действий возникают  следственные ошибки, такие как:

- неправильная оценка собранных по делу доказательств,

- существенные недостатки в  планировании, организации расследования  уголовных дел,

- непроведение (или ненадлежащее  проведение) следственных или иных  процессуальных действий.

Причины возникновения данных ошибок сводятся к следующему:

- нахождение в производстве  следователя одновременно значительного  количества уголовных дел,

- сложности, связанные с вызовом  свидетелей, назначением и проведением  экспертиз,

- низкое качество исполнения  сотрудниками милиции отдельных  поручений следователей.

Также анализ этических аспектов производства отдельных следственных действий позволяет  сделать вывод, что общие нравственные требования едины для всех следственных действий: безупречное следование закону, объективность, уважение достоинства  участвующих в деле лиц, добросовестность, причинение минимального вреда имуществу или другим благам, если этого невозможно избежать. То же касается следственного эксперимента, наложения ареста на имущество, выемки, получения образцов для сравнительного исследования.

Всякого рода отступления от требований закона о точной и объективной  фиксации в протоколах следственных действий полученных данных, искажения  или умолчание о существенных обстоятельствах - безнравственны. Они, по сути, означают фальсификацию следственных материалов.

Устранение указанных в работе недостатков будет способствовать организованности правоохранительных органов, их объективности, нравственности и позволит повысить качество следственных действий в следственной части СУ при УВД по Камчатскому краю.

 

 

 

Студент                                               ____________               Максимов М.В.

 

Руководитель практики                   _____________               Коцай Л.В.

 

содержание 
 
1. Введение 
2. Дознание: 
 
1. Понятие органов дознания 
 
2. Цели и задачи, функции органов дознания 
 
3. Перечень органов дознания 
 
4. Права и обязанности органов дознания 
 
5. Виды дознания, их особенности 
2. Выводы 
3. Список использованных источников литературы 
4. приложения 
 
1. Введение 
 
Я, Юрьевич, проходил учебную практику с 
17 января 2011 года по 07 февраля 2011 года в отделе дознания ОВД по району  
 
Учебная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах, организациях и учреждениях. 
 
Основной целью прохождения учебной практики, являлось ознакомление с деятельностью отдела дознания и ознакомление с основополагающими документами, регулирующими деятельность отдела дознания. 
 
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью органов дознания, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок - 
 
организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности. 
 
2. Дознание 
 
2.1. Понятие органов дознания 
 
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.  
 
Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений. 
 
Предварительное расследование подразделяется на две формы - дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей - 
 
деятельности. Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д. 
 
Дознание в той или иной форме по подавляющему большинству дел проводит милиция. В своей деятельности милиция руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской 
Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 
 
В целом милиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел. В центральном аппарате МВД имеется ряд подразделений (например, главные управления уголовного розыска, по экономическим преступлениям, по организованной преступности, по незаконному обороту наркотиков, обеспечения общественного порядка, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), которые в совокупности и образуют вместе со своими местными службами то, что мы привыкли называть милицией. Ее низовыми звеньями, куда чаще всего идут со своими заботами граждане, являются отделы или отделения милиции. Практически в каждом из таких отделов или отделений либо ином территориальном органе основного звена имеются службы уголовного розыска, патрульно-постовая, дежурная часть и т.д. По Закону о милиции она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. 
 
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей – субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. 
 

 
2.2. Цели и задачи, функции органов дознания 
 
Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания – все эти задачи реализуются в уголовном процессе. 
 
Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых. 
 
Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ). 
Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего над законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания. 
 
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру - 
 
наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора. 
 
Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. 
 
В настоящее время в состав криминальной милиции входят оперативно- розыскные (уголовного розыска, борьбы с экономическим преступлениями, борьбы с незаконным оборотом наркотиков), научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности. 
 
Основными же задачами милиции общественной безопасности является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей. 
 
В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. В составе органов местной милиции формируются подразделения (отделы, группы) дознания, главная задача которых - осуществление дознания, заменяющего предварительное следствие. 
 

 
Кроме того, на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Однако эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами. 
 
2.3. Перечень органов дознания 
 
Перечень органов дознания дан в ст. 40 УПК РФ. К ним относятся: 
 
- органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 
 
- главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской 
 
Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы 
 
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда 
 
Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской 
 
Федерации; 
 
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. 
 
Структура отдела дознания ОВД по району Ивановское УВД по ВАО г. Москвы. 
 
Начальник Отдела Дознания – одновременно  
является заместителем начальника милиции  
общественной безопасности  
 
Заместитель начальника Отдела Дознания  
 

 
2 старших дознавателей  
 
3 младших дознавателей  
 
При отсутствии начальника отдела дознания и заместителя начальника отдела дознания их обязанности исполняет один из старших дознавателей. 
 
2.4. Права и обязанности органов дознания 
 
На органы дознания возлагаются: 
 
- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. 
 
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. 
 
УПК РФ установил, что полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником отдела дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. 
 
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. 
 
Дознаватель уполномочен: 
 
- проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 
 
- проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 
 
- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; 
 
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. 
 

 
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору. 
Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения. 
 
Процессуальные акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такую же юридическую силу, как и акты предварительного следствия. 
 
Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. 
Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. 
 
2.5. Виды дознания, их особенности. 
 
Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 
10 суток передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования. 
 

 
Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. 
О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах. 
 
Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю. 
 
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания. 
 
Заключение: 
 
На основании пройденной учебной практики можно сделать вывод о том, что усвоение теоретического материала по вопросам дознания, уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность реально при прохождении практики лично увидеть его (законодательства) применение.  
 
В ходе прохождения учебной практики я имел возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, - 
 
свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса.  
 
Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное. 
Считаю, что цель проделанной работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта – выполнена.




Информация о работе Практика в следственной части СУ при УВД по Камчатскому краю