Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 07:15, курсовая работа
Банкротство это один из ключевых элементов рыночной экономики, механизм, который дает возможность избежать катастроф и выгодно распорядиться средствами. Ситуация банкротства предприятий является типичной для экономики не только стран, которые развиваются. В частности, в странах Евросоюза ежегодно обанкрочивается значительное количество предприятий и предпринимателей – из каждых 100 вновь созданных предприятий на рынке остаются 20-30 [11,с.125]. Но невзирая на банкротство части фирм, экономика европейских стран развивается с предполагаемыми темпами, что объясняется тем, что законодательство и процедуры банкротства используются у них в первую очередь для оздоровление экономики. Для Украины такие условия были созданы после принятия Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом» от 30.06.99 г. №784-XIV, какой вступил действие с 1 января 2000 г. (для сельскохозяйственных товаропроизводителей – с 1 января в 2004 г.) [1].
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА
1.1.Сущность банкротства, его правовые и экономические признаки
1.2. Методы доведения предприятий до банкротства
1.3. Международный опыт в области предотвращения преступлений в сфере банкротства
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕИЙ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА В УКРАИНЕ
2.1. Количественный и качественный анализ преступлений в сфере банкротства
2.2. Национальная практика доведения предприятия до банкротства и механизм выявления факта преступления
2.3.Меры по предотвращению национального рейдерства
Выводы
Список использованных источников
Выводы по первому разделу
1. По Закону Украины "О восстановлении
платежеспособности должника
2. По имеющимся оценкам, почти
треть всех дел о банкротствах
являются заказными, т.е. противозаконными,
и чаще всего завершаются
3. В западном законодательстве
используется термин «
По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии. Добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Мировой практике известны две основные системы: внутреннего управления, когда должником управляет прежнее руководство (например, в США), и независимого - с привлечением профессионального управляющего (Великобритания).
В целом эксперты главным методом предотвращения банкротства ученные и исследователи называют антикризисное управление. процесс антикризисного управления можно разделит на пять этапов: 1. Подготовительный, 2. Диагностический, 3. Планово-расчетный, 4. Реабилитационный и 5. Аналитический. При этом несвоевременное введение антикризисного управления может расцениваться как «доведение предприятия до банкротства», а это - уголовно наказуемое преступление.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕИЙ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА В УКРАИНЕ
2.1. Количественный и качественный анализ преступлений в сфере банкротства
Прежде всего, определимся с источниками информации о предприятиях банкротах в количественном содержании. Для этого воспользуемся официальными сообщениями в средствах массовой информации. Так, согласно источника [27] в 2006 году из 575 предприятий только 145 было продано и Украина недополучила в бюджет 1,5 млрд грн. Приватизация возвращается в ручное управление и непрозрачные схемы, – высказал позицию Президента руководитель службы социально-экономического развития Шлапак. По словам Шлапака, в 2007 году 19% предприятий, выставленных на продажу – банкроты, 20% – не приватизированы, 60% – имеют низкую инвестиционную привлекательность.
За время действия Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" с 2000 года возбуждено свыше 45 тысяч дел о банкротстве, более 33 тысяч предприятий было ликвидировано и только для 119 судопроизводство закончилось восстановлением платежеспособности. В каждом украинском регионе в стадии банкротства ежегодно находится от 400 до 600 предприятий [27]. Другие источники указывают более конкретное число предприятий, которые в последние годы признаны банкротами в Украине (рис.2.1) [27].
Создать картину о общих тенденциях в промышленности относительно возможности банкротства очень непросто, точной информации о неплатежеспособных предприятиях по всем формам собственности Госкомстат Украины не приводит. Имеет место информация о общей динамике роста убыточных предприятий в промышленности.
Рис.2.1. Статистика динамики предприятий банкротов в Украине
Источник: [30]
В приложении А представим данные о тенденциях в этом вопросе (таблица 2.1.) [25]. Согласно данным таблицы 2.1. Приложения А за январь-ноябрь 2007 года прибыль получили 66,9% отечественных предприятий (на 2,4% больше, чем в 2006 году). Эти предприятия завершили данный период с финрезультатом в 133,2 млрд. грн. (в 1,6 раза больше, чем в январе-ноябре 2006 года). Убыточными оказались 33,1% предприятий, которые понесли убытки в сумме 22,9 млрд. грн. (в 1,3 раза больше соответствующего периода 2006 года). Больше всего прибыльных предприятий в сельском и лесном хозяйстве (85,9%), розничной торговле (75%). Наибольшее количество убыточных предприятий в сфере транспорта и связи (40,1%); предоставлении коммунальных и индивидуальных услуг, деятельности в сфере культуры и спорта (37,3%); по операциям с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям (36,2%).
Как стало понятно из предыдущего раздела, не столько убыточные, сколько предприятия имеющие дебиторскую задолженность в размере свыше пятьсот и больше раз необлагаемого минимума доходов граждан могут оказаться в списке предприятий банкротов. Рассмотрим данные Госкомстстата Украины в отношении предприятий, имеющих дебиторскую и кредиторскую задолженность в таблице 2.2. Приложения А. Согласно данным таблицы 2.2. Приложения А [25] наибольшую дебиторскую задолженность предприятия Украины имеют за товар, работы и услуги. Это служит главным фактором риска в отношении возможности возбуждений дела о банкротстве.
Что же касается прямой информации, то в Украине практически отсутствует прямая статистика по преступлениям в сфере банкротства. Сегодня банкротством крупного или некогда сильного предприятия в Украине никого не удивишь. Неудивительно будет звучать информация и о том, что предприятие было сознательно доведено до банкротства либо в процедуре банкротства допускаются серьезные злоупотребления в угоду отдельных заинтересованных субъектов. Удивление скорее должен вызвать факт привлечения к уголовной ответственности виновных в банкротстве или тех, кто на нем незаконно нажился. За годы действия нового Уголовного кодекса в Украине зафиксированы единичные прецеденты привлечения лиц к уголовной ответственности за фиктивное банкротство (ст. 218 УК), доведение до банкротства (ст. 219 УК), сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности (ст. 220 УК), незаконные действия в случае банкротства (ст. 221 УК). Вряд ли этот факт свидетельствует о том, что подобных злоупотреблений также мало, как и возбужденных дел. Почему это так, стало понятно из предыдущего раздела. Предполагаемые преступления не могут быть уголовно доказаны из-за несовершенства законодательства.
Процессы преступности в сфере банкротства плохо поддаются количественному анализу, но анализ схем доведения до банкротства в национальных условиях производится различными экспертами постоянно.
В последние годы широкое распространение приобрела схема, когда руководитель предприятия-должника проводит "реорганизацию" посредством создания нового предприятия. Как следствие, первое предприятие, полностью или большей частью приватизированное, остается только на бумаге и имеет на балансе неликвидное имущество, которое, в конечном итоге, не удовлетворяет имущественные притязания ни государства, ни других кредиторов. Используются и другие способы увеличения неплатежеспособности: заключение заведомо невыгодных сделок, принятие на себя чужих долгов, покупка товаров по высоким ценам, а продажа - по низким, различные манипуляции с имуществом. Также убыточными для кредитора действиями, влекущими неплатежеспособность организаций, является получение кредитов под чрезмерно высокие проценты, распродажа имущества по низкой цене, а также безвозмездные сделки [27].
В юридических фирмах "ликвидация" путем смены учредителей может быть реализована за $300-500 (в кавычках, потому что ликвидацией это на самом деле не является). Предлагаемая смена - фиктивная, то есть новым "учредителем" станет либо бомж, либо фирма, которая является так же учредителем еще в 10-20 подобных компаний. Налоговики, осуществив проверку, поймут, что долги сделаны в тот период, когда фирма была еще вашей, то есть отвечать придется вам, хотя, может быть, и не сразу. Есть еще вариант, когда смена учредителей, проведенная более сложным образом, может сработать. Например, если задолженность предприятия не отражалась на балансе и в распоряжении налоговой инспекции нет никаких документов, подтверждающих долги до смены учредителя, привлечь к ответу прежних учредителей будет непросто [14,с.3].
Возможен еще вариант. Клиентам предлагают двухуровневую схему: сначала происходит смена директора, затем фирма продается новому учредителю, не являющемуся гражданином Украины (например, россиянином), который одновременно становится ее третьим директором и уезжает на родину. Для того чтобы предъявить претензии прежним учредителям, налоговики должны хотя бы ознакомиться с документацией. Однако в Россию за документами никто, конечно, не поедет.
Таким образом, в Украине сложились условия, которые не позволяют (или "позволяют не") раскрывать такие преступления. Виновные в их совершении остаются не изобличенными и вкушают безнаказанность. В это время в нашей стране практически незащищенными остаются миллионы акционеров, вкладчиков, кредиторов и инвесторов. От незаконных действий расторопных дельцов страдает и само государство, которое не создало должной системы привлечения к ответственности за злоупотребления, связанные с делами о банкротствах. Вследствие этого оно теряет налоговые поступления и предприятия.
2.2. Национальная практика
Передел собственности в Украине продолжается. Весьма способствует этому нынешнее законодательство. В прессе нередко появляются материалы о проблеме, когда несовершенство закона позволяет недобросовестному кредитору обанкротить даже экономически активное предприятие. Сегодня Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 01.01.2000 г. для зарабатывания денег? Кому это выгодно: судьям, чиновникам, арбитражным управляющим, местной власти, приносящим заказчику результат своей работы — желаемое предприятие? Кто выигрывает от перераспределения собственности?.
Как известно, участниками производства по делу о банкротстве выступают стороны (должник и кредитор), хозяйственный управляющий, а в случаях, предусмотренных законом, и другие участники — органы государственной власти. Из вышеперечисленных профессиональную деятельность здесь осуществляют хозяйственные управляющие, получая зарплату в размерах, утвержденных комитетом кредиторов, но не больше, чем среднемесячная зарплата руководителя должника. Предусмотрена возможность получения добавочного вознаграждения, устанавливаемого тем же комитетом и утверждаемого хозяйственным судом. Количество предприятий-должников, на которых хозяйственный управляющий может выполнять свои полномочия, не ограничено. Такая работа абсолютно легальна.
Что касается посредников или ответственных лиц, принимающих в производстве дела ответственные решения, то, по понятным причинам, их заработок не афишируется.
Нынешний закон, который полностью на стороне кредитора, наносит невосполнимый ущерб предприятию и дискредитирует его собственников. При этом страдают интересы добросовестных кредиторов, которые заинтересованы в возврате своих средств. Для их защиты существуют залоговое право и исполнительное производство. Если кредиторы вместо получения денег возбуждают дело о банкротстве, то это явный признак желания выделить свою часть в натуре, выкупить самый «лакомый кусок» предприятия по выгодной цене. И в этом закон всячески помогает кредитору, обеспечивая ему право покупки имущества банкрота. Подобное занятие превратилось в отлаженный бизнес с четкими расценками, которые в десятки раз ниже реальной стоимости предприятия.
При такой норме «рентабельности» желающих внедриться в этот бизнес более чем достаточно. «Дырявые» законы государства, принятые с учетом интересов группки заинтересованных лиц, и специфика украинской судебной системы позволяют богатым и нечистым на руку компаниям, располагающим свободными финансовыми средствами и опытными юристами, вести охоту за всем, что представляет для них ценность.
Одна из главных проблем упомянутого закона, говорит Леонид Середюк, — это крайне упрощенная система возбуждения процедуры банкротства, не оставляющая практически никаких шансов должнику на урегулирование спорных платежей. Платеж на сумму 1500 долл. США (300 минимальных окладов), просроченный более чем на три месяца, дает право кредитору смело подавать заявление в суд о признании должника банкротом. Суд, не принимая никаких объяснений, назначает конкурсное производство. За ним стоит ликвидационная комиссия, приступающая к распродаже имущества и недвижимости предприятия. При этом роль хозяйственного суда сведена к нулю. Он превращается лишь в формального фиксатора факта банкротства, придаток технического механизма, изобретенный для оправдания и придания видимости законности при распродаже имущества должников [27].
Информация о работе Преступления в сфере банкротства в Украине