Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 12:29, курсовая работа
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности.
Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Преступления против порядка управления
1.1. Общая характеристика преступлений………………………………стр.6
Глава 2. Преступления, посягающие на управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов
2.1. Посягательство на жизнь, оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти………………………………………....стр. 11
Глава 3. Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград
3.1. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков……………………стр. 18
Глава 4. Преступления, посягающие на порядок осуществления споров о праве
4.1 Самоуправство………………………………………………………….стр. 23
Заключение……………………
4) преступление, посягающее на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу (ст. 328 УК);
5) преступление, посягающее
на авторитет Государственного
герба и Государственного
6) преступление, посягающее
на порядок осуществления
Таким образом, несмотря на то, что преступления против порядка управления довольно давно выделены в уголовном законодательстве в отдельную группу, круг составов относимых законодателем к числу соответствующих преступлений по-прежнему не неоднороден. И как мы можем видеть выше, данные составы преступлений в значительной мере различаются по своим субъективным и объективным характеристикам. Также не все характеристики составов преступлений данной группы понимаются правоприменителем однозначно.
Глава 2. Преступления, посягающие на управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов
2.1. Посягательство
на жизнь сотрудника
Одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность - представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления - нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.
Деятельность правоохранительных и контролирующих органов, учитывая ее социальную ценность, а также безопасность лиц, осуществляющих ее, должны быть надежно защищены от преступных посягательств. Признавая социальную значимость управленческой деятельности своих представителей, государство стремится к тому, чтобы создать эффективные меры, обеспечивающие неприкосновенность органов власти и тем самым их представителей.
Основным непосредственным объектом посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа – являются общественные отношения по поводу законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.
Потерпевшими от преступления могут быть сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. К сотрудникам правоохранительных органов относятся:
а) сотрудники милиции общественной безопасности и криминальной милиции;
б) сотрудники ФСБ России, деятельность которых связана с предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на безопасность государства;
в) сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
г) сотрудники таможенных органов;
д) сотрудники Федеральной службы охраны РФ.
Близкие сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего - это близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, дедушка, бабушка, внуки, родные братья, сестры), иные лица, состоящие в близких отношениях с работником правоохранительного органа или военнослужащим.
Следует сказать, что в отличие от объекта посягательства в юридической литературе высказываются разноречивые суждения об объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. Это не случайно. Так, объективная сторона преступлений против жизни сотрудников правоохранительных органов представлена законодателем в виде формулировки "посягательство на жизнь".
Под посягательством на жизнь понимается убийство или покушение на убийство. Следовательно, преступление окончено с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Поэтому применение ст. 30 УК в этом случае не требуется.
Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, т.к. его обязательным признаком являются цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в целях противодействия их незаконной деятельности может быть квалифицировано по другим статьям УК или признано правомерным, совершенным в состоянии необходимой обороны.
При установлении признаков субъективной стороны преступления необходимо выяснить, осознавал ли виновный, что посягает на жизнь именно работника правоохранительного органа или военнослужащего, а также их близких.
Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В возрасте с четырнадцати до шестнадцати лет ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.
Важное значение для квалификации преступления имеет установление цели - воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и мотива - мести за такую деятельность.
Применение насилия в отношении представителя власти - это предусмотренное ст. 318 УК противоправное умышленное общественно опасное действие, отражающее физическое либо психическое воздействие на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в насилии над представителем власти или близким ему человеком, в подрыве этим установленного законом порядка управления.1Статья 318 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно средней тяжести и тяжких. В присоединенном к статье примечании раскрывается понятие «представитель власти».
Основные объекты преступного посягательства — установленный законом порядок управления, деятельность органов власти и управления. Дополнительный объект — физическая неприкосновенность представителя власти или близкого ему человека. Факультативные объекты — жизнь, здоровье указанных лиц.
Представитель власти — должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а равно иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения такого насилия в отношении представителя власти или близкого ему человека (ч. 1), а в некоторых случаях — в применении насилия, опасного для жизни или здоровья указанных лиц (ч. 2).
Насилие, не опасное для жизни или здоровья, включает в себя ограничение свободы потерпевшего (связывание, заключение в наручники, выкручивание рук и т.п.), нанесение ему царапин, ран, ссадин, кровоподтеков, в том числе в виде побоев, но не повлекших вреда его здоровью. Угроза применения насилия предполагает психическое воздействие на потерпевшего в виде устных, письменных или конклюдентных обращений к нему. Эти обращения должны отражать реальное желание виновного применить насилие, включая возможность причинения вреда здоровью потерпевшего (любой тяжести) и лишения его жизни. Причем угроза должна быть подкреплена фактическими обстоятельствами.
Субъект преступного посягательства — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю, как правило, достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность применения насилия или предъявления угрозы его применения в адрес потерпевшего и тем не менее желает осуществить данное поведение.
Квалифицирующий признак закреплен в ч. 2 ст. 318 УК: применение насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти либо близкого ему человека. Под применением такого насилия понимается активное поведение виновного, связанное с физическим воздействием на потерпевшего, которое может привести к причинению вреда здоровью любой тяжести или к смерти потерпевшего. Причинение в результате данного насилия легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью не требует дополнительной квалификации содеянного по статье, предусматривающей ответственность
за преступление против личности. Наступление же смерти потерпевшего влечет дополнительную квалификацию деяния по статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности.
Горячкин пришел в дом Д., где из хулиганских побуждений с целью убийства нанес ему удары ножом в грудь и шею. На крики о помощи вышел находившийся в доме работник милиции – Х., который с целью пресечения преступных действий Горячкина, исполняя свои служебные обязанности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, потребовал прекратить насильственные действия.
В ответ на законные требования Х. Горячкин, зная, что тот является работником милиции, нанес ему удар ножом со значительной силой в живот, пытался нанести еще удары, однако потерпевший оказал активное сопротивление.
Своими действиями Горячкин причинил потерпевшим тяжкий вред здоровью.
Действия Горячкина квалифицированы судом первой инстанции по ч.3 ст. 30, п. «и» ч.2 ст. 105 и ст. 317 УК РФ.
Суд кассационной инстанции приговор оставил без изменения.
В надзорной жалобе осужденный Горячкин, в частности, просил изменить судебные решения в части осуждения его по ст. 317 УК РФ. Свои доводы осужденный обосновал тем, что в приговоре не приведено данных, свидетельствующих о том, что потерпевший Х., находясь в квартире потерпевшего Д., выполнял служебные обязанности, связанные с охраной общественного порядка.
Президиум Верховного Суда РФ в этой части данную надзорную жалобу осужденного оставил без удовлетворения по следующим основаниям.
Диспозиция ст. 317 УК РФ предусматривает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.
При этом обязательными признаками субъективной стороны данного преступления являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности – стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность – за уже выполненные действия).
Судом установлено, что Х., исполняя свои служебные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности потребовал от Горячкина прекратить насильственные действия. В ответ на законные требования Х. Горячкин, зная, что тот является работником милиции, с целью убийства нанес ему удар ножом.
При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия Горячкина в отношении работника милиции по ст. 317 УК РФ как посягательство на жизнь работника милиции в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка.
Различия между применением насилия в отношении представителя власти и посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа2
Глава 3. Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград
3.1. Приобретение
или сбыт официальных
Анализируемая группа преступлений является уголовно-правовой формой реагирования на случаи, когда документы, государственные награды или иные сопутствующие им предметы становятся предметом разного рода сделок, совершаемых в нарушение законодательства.
Объект преступления – установленный правовыми актами и обычаями делового оборота порядок выдачи и приобретения документов, государственных наград, а также порядок обращения с сопутствующими им предметами.
Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за незаконные действия с официальными документами, предоставляющими права или освобождающими от обязанностей, а также с государственными наградами Российской Федерации, РСФСР или СССР. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно нарушает порядок управления в сфере ведения официальной документации либо в сфере награждения государственными наградами, а также может привести к нарушениям прав граждан.
Непосредственным объектом является установленный порядок обращения официальных документов и государственных наград. Предметом преступления выступают: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; б) государственные награды РФ, РСФСР, СССР. Документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве. По субъекту, от которого исходят документы, они подразделяются на официальные и неофициальные. Официальным называется документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Неофициальный документ создается лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. В случае заверения (удостоверения) какого-либо не- официального документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом, иным компетентным органом он должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от компетентного лица и приобретает юридическую силу. Официальные документы бывают распорядительными и осведомительными. К распорядительным официальным документам относятся те, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей (например, удостоверение участника Великой Отечественной войны, лицензия на право занятия какой-либо деятельностью, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения), а к осведомительным — те, которые только удостоверяют юридические факты (например, свидетельство о регистрации брака). Государственные награды являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. К государственным наградам РФ относятся звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, по- четные звания РФ. Государственные награды РСФСР и СССР — это звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания РСФСР и СССР. Государственные награды являются именными и неотчуждаемыми3.