Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Проблемы привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление с использованием своего служебного положения, сегодня вызывают повышенный интерес специалистов. В первую очередь это связано с тем, что происходящая в России криминализация аппарата власти и управления является фактором, который значительно снижает успешность функционирования всех сфер общественной жизни и мешает созданию подлинно правового государства и гражданского общества.
Данные официальной статистики о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), а также преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), демонстрируют устойчивую тенденцию к росту в общем количестве зарегистрированных преступлений.
ГЛАВА 1. Общая характеристика преступлений при использовании служебного положения в корыстных целях 5
ГЛАВА 2. Преступления против правильного осуществления полномочий управляющим в организации 7
2.1. Злоупотребление полномочиями 7
2.2. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами 8
2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб 9
2.4. Коммерческий подкуп 11
ГЛАВА 3. Преступления против государственной власти 13
3.1. Злоупотребление служебными полномочиями 13
3.2. Превышение должностных полномочий 14
3.3. Присвоение полномочий должностного лица 15
3.4. Незаконное участие в предпринимательской деятельности 16
3.5. Получение взятки 18
3.6.Дачавзятки 19
3.7. Служебный подлог 20
3.8. Халатность 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Объективная сторона преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях заключается в общественно опасном деянии (действии или бездействии), совершаемом вопреки интересам службы и вопреки исполняемому служебному положению.
Совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях сопряжено с причинением вреда, как самим этим организациям, так и правам и законным интересам граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.
Составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (так называемые должностные (служебные) преступления и связанные с ними деяния) объединены в главе 30 УК РФ4.
Отличительными
признаками преступлений, предусмотренных
главой 30 УК являются следующие:
4. Они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК, ответственность по которой могут нести любые лица5.
Видовым
объектом преступлений главы 30 УК РФ является
осуществляемая в соответствии с
законом деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
государственных и
Особенностью должностных преступлений является то, что их совершение становится возможным лишь благодаря занимаемой должности или путем использования лицом предоставленных ему служебных полномочий. В связи с этим объективная сторона должностных преступлений складывается из совершения указанных в диспозиции соответствующих статей деяний (действий либо бездействий), которые находятся в противоречии с интересами службы и теми полномочиями, которыми должностное лицо наделено в связи с занимаемой должностью; наступления определенных последствий (для материальных составов), например существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; причинно-следственной связи между деянием и последствием7.
Субъективная сторона преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления характеризуется умышленной формой вины. Лишь состав халатности (ст. 293 УК РФ) сконструирован законодателем как преступление, совершаемое по неосторожности. В некоторых составах обязательным признаком является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 285,292 УК РФ)8.
Субъект
рассматриваемых преступлений является
специальным (исключение составляет ст.
291 УК РФ). Для большинства составов преступлений
главы 30 УК РФ (ст. 285,285.1, 285.2, 286,287, 289, 290,
293 УК РФ) таким субъектом может быть только
должностное лицо. Субъект преступления,
предусмотренного ст. 288 УК РФ, также специальный
— это государственный служащий или служащий
органа местного самоуправления, не являющийся
должностным лицом. Субъектом преступления,
предусмотренного ст. 292 УК РФ, может быть
как должностное лицо, так и государственный
служащий или служащий органа местного
самоуправления, не являющийся должностным
лицом9.
ГЛАВА 2. Преступления против правильного осуществления полномочий управляющим в организации
2.1. Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК)
Объект преступления — нормальная управленческая деятельность коммерческих, а также иных некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Дополнительным объектом могут выступать права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Объективная сторона преступления выражается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации, повлекшем причинение общественно опасных последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Под использованием лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий понимается совершение им деяний (действия или бездействия) по руководству деятельностью этой организации, которые находятся в его служебной компетенции. Соответствующие полномочия служащих коммерческих и иных организаций определяются в нормативных актах, уставах, учредительских документах, договорах и т. д.
При этом подобного рода деяние (действие или бездействие) должно быть совершено вопреки законным интересам этой организации. Это значит, что управленческие действия противоречат уставным целям и задачам коммерческой или иной организации, а лицо действует не во благо, а во вред законным интересам своей организации.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления являются общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Данный признак является оценочным и определяется с учетом характера и размера причиненного потерпевшей стороне ущерба (как реального, так и в виде упущенной выгоды).
Субъект
преступления специальный — лицо,
выполняющее управленческие функции
в коммерческой или иной организации.
В соответствии с примечанием 1 ст.
201 УК выполняющими управленческие функции
в коммерческой организации независимо
от формы собственности признаются
лица, постоянно или временно либо
по специальному полномочию выполняющие
в них организационно-
Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет11.
2.2. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ)
Непосредственным объектом данного преступления является определенный в государстве порядок совершения нотариальных действий и проведения аудиторской деятельности. Предназначением нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций любых форм собственности путем совершения нотариальных действий, предусмотренных действующим российским законодательством. Право на совершение таких действий у частного нотариуса возникает с момента получения им у государственных органов разрешения (лицензии) на право занятия частной практикой.
Объективную сторону данного преступления составляют действия, совершать которые частному нотариусу запрещено. Это разглашение сведений, документов и их содержания, которые стали известны в силу его частной практики, участие в предпринимательской деятельности юридических лиц либо граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых нотариус совершает нотариальные действия и т.п.
Аудиторская деятельность (аудит) - это разновидность предпринимательской деятельности по осуществлению независимых проверок бухгалтерской, платежно-расчетной документации субъектов экономической деятельности. Для осуществления аудиторской деятельности необходимо сдать соответствующий экзамен, пройти аттестацию и получить лицензию на право проведения аудиторской работы.
Для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное в ч. 1 ст. 202, требуется использование виновным своих полномочий для извлечения выгоды для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если деяние причинило существенный вред интересам граждан, организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Часть 2 ст. 202 предусматривает квалифицированный состав, который характеризуется совершением частным нотариусом преступных действий в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного. Признак повторности относится в равной степени одинаково как к нотариусу, так и к аудитору. Он означает, что частный нотариус либо частный аудитор, совершивший преступление, указанное в ч. 1 данной статьи, не был привлечен к уголовной ответственности до истечения срока давности либо в течение срока погашения судимости вновь совершил преступление12.
К числу субъектов данного преступления относится специальный субъект. Им может быть только лицо, являющееся частным нотариусом либо аудитором, вменяемое и занимающееся аудиторской или нотариальной деятельностью, имеющее для этого лицензию.
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное в отношении
заведомо несовершеннолетнего или недееспособного
лица, наказывается штрафом в размере
от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от одного
года до трех лет, либо арестом на срок
от четырех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет13.
2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб (ст. 203 УК РФ)
Объектом преступления являются отношения в сфере осуществления профессионального долга частными детективами и охранниками, это преступление подрывает общественное доверие к их деятельности, угрожает основным правам и свободам человека.
Дополнительным объектом превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб являются личные права и интересы человека (здоровье, безопасность и неприкосновенность личности).
Объективная сторона этого преступления характеризуется действием: превышением правомочий, предоставленных в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности совершенное с применением насилия или с угрозой его применения.
Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 203 УК РФ, сформулирован как формальный. Преступление считается оконченным с момента противоправного применения насилия или угрозы его применения14.
Полномочия частных детективов и охранников возникают в связи с получением лицензии на соответствующий вид деятельности частным предпринимателем или организацией.
Содержание полномочий частных детективов и охранников определено Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом «Об оружии», Правилами применения частными детективами и охранниками специальных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г., и другими нормативными правовыми актами.
Под превышением полномочий следует понимать действия, выходящие за пределы полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством служащему частной детективной или охранной службы, если они совершены в связи с сыскной или охранной деятельностью.
В частности, ст. 7 названного выше Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективам запрещается:
Информация о работе Признак использования служебного положения в статьях Уголовного Кодекса РФ