Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:28, курсовая работа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу возможного назначения и исполнения наказания в виде принудительных работ. Предметом исследования выступает совокупность изменений норм уголовного, уголовно-исполнительного, трудового законодательства, регулирующих назначение и исполнение наказания в виде принудительных работ.
Цель курсовой работы – рассмотрение и анализ уголовно-правовых аспектов назначения наказания в виде принудительных работ, разработка теоретических и практических рекомендаций для более широкого применения принудительных работ в судебной практике.
Один из видов классификации осуществляется по «внутреннему» критерию – в зависимости от внутренних потенциальных возможностей отдельных видов наказаний: одни виды наказаний могут применяться только в качестве основных, другие – только в качестве дополнительных, возможности третьих шире – они могут применяться в качестве и основных, и дополнительных. Эти внутренние возможности наказаний находят выражение в особенностях «правового статуса» отдельных видов наказаний. Такая классификация возможна, и уголовное законодательство (ст. 45 УК) позволяет ее провести, она имеет определенное познавательное значение, в данном конкретном случае более удобна с точки зрения законодательной техники. Однако, во-первых, основанием такой классификации является не порядок применения наказаний, как принято считать в уголовно правовой литературе, а именно отмеченные выше внутренние потенциальные возможности отдельных видов наказания; во-вторых, эту классификацию следует отличать от деления наказаний в зависимости от их роли в реализации целей наказания; в третьих, такая классификация уступает по значимости последней – делению наказаний на основные и дополнительные виды по их роли в реализации целей наказания, поскольку она не дает возможности ни установить действительное соотношение основных и дополнительных видов наказания, что весьма важно для построения системы наказаний, ни выработать правильные определения основных и дополнительных наказаний, что также очень важно.
Основанием другого вида классификации служит «внешний» – по отношению к внутренним возможностям наказаний признак – выполняемая конкретными видами наказаний нагрузка, их роль в реализации целей, поставленных перед наказанием (или, что является лишь внешним выражением данного критерия, но чаще упоминается в уголовно-правовой литературе – порядок применения наказаний).
По данному основанию различаются наказания основные и дополнительные – соответственно выполняющие главную (основную) или вспомогательную (дополнительную) роль в реализации целей наказания. К основным наказаниям относятся девять видов наказания, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК, а также наказания «смешанного типа» – штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Соответственно, к дополнительным наказаниям относятся два вида наказания, перечисленные в ч. 3 ст. 45 УК, а также наказания «смешанного типа». По данному основанию не может быть выделена какая-либо третья, самостоятельная группа наказаний, равнозначная указанным двум, ибо нет какой-либо третьей, особой роли, кроме названных, в реализации целей наказания, как нет и особого, третьего порядка назначения наказаний, кроме как в качестве основных или дополнительных.
Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем, они и существенно различаются – по их роли в реализации целей наказания и, соответственно, по содержанию, функциональным возможностям и порядку применения. Как две нерасторжимые противоположности, они взаимно исключают и взаимно предполагают существование друг друга.
Основные наказания – это такие предусмотренные в ст. 44 УК виды наказаний, которые выполняют основную нагрузку, играют главную роль в реализации целей наказания. Это самое главное их качественное отличие от дополнительных наказаний, роль которых в осуществлении целей наказания важная, но вспомогательная. Это главное отличие основных и дополнительных наказаний обусловливает целый ряд других существенных отличий и в совокупности с ними определяет собственное лицо тех и других, их качественное своеобразие. Эти отличия проявляются в следующем:
а) в специфике функциональных возможностей основных и дополнительных видов наказаний;
б) в особенностях их законодательного регулирования;
в) в особенностях их применения на практике.
Глава 2
В Уголовном кодексе такое наказание уже есть - это принудительные работы. Однако пока оно не действует, оставаясь все еще неживой строчкой закона. Введение принудительных работ откладывалось несколько раз, сейчас их предлагают опять отодвинуть на три года - до 2017-го.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы могут применяться только в качестве основного вида наказания.
При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров один день принудительных работ соответствует одному дню лишения свободы (ч. 1 ст. 71 УК РФ). Согласно ч. 1 и 2 ст. 72 УК РФ срок принудительных работ при назначении этого наказания исчисляется в месяцах и годах, вместе с тем при замене наказания или сложении наказаний срок принудительных работ может исчисляться и в днях.
На осужденного к принудительным работам в полной мере распространяется и институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), а также положения ст. 80 УК РФ о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
По предварительным расчетам среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. чел. Отбывание принудительных работ предусмотрено в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Учитывая расчетные лимиты одного исправительного центра на размещение до 200 осужденных к принудительным работам, на первом этапе планируется создать 30 исправительных центров, всего же необходимо будет построить 150 таких специальных учреждений.
Из финансово-экономического обоснования, представленного в Государственную Думу, следует, что на создание одного исправительного центра потребуется около 60–70 млн. руб, причем строительство таких центров планируется на базе типового проекта с использованием инвентарных зданий контейнерного типа, изготавливаемых предприятиями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
К месту отбывания наказания осужденные следуют за счет государства самостоятельно, а лица, находящиеся к моменту вступления обвинительного приговора в законную силу под стражей, направляются в исправительный центр под конвоем.
Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В этот срок засчитывается и время содержания осужденного под стражей, время следования в исправительный центр под конвоем из расчета один день содержания под стражей (нахождения под конвоем) за один день принудительных работ.
Порядок отбывания принудительных работ определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.
Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они будут направлены; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; принимать участие в работах по благоустройству территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ, удостоверяющий личность осужденного.
Осужденным может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного центра на срок до пяти суток. Им не разрешается иметь при себе запрещенные предметы, указанные в перечне Правил внутреннего распорядка исправительных центров. Осужденные и помещения, где они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.
Осужденным при положительном поведении и отбытии определенной части срока наказания по постановлению начальника исправительного центра может быть предоставлено право проживания с семьей за пределами исправительного центра в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Лицам, не имеющим взыскания, разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам заключается в следующем: им предоставляется индивидуальное спальное место и постельные принадлежности; норма жилой площади не может быть менее четырех квадратных метров; обеспечение одеждой, обувью и питанием осуществляется за свой счет; осужденные вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими.
Осужденные к принудительным работам обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Эти лица привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (18 календарных дней).
Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также для возмещения расходов по их содержанию, но тем не менее им выплачивается гарантированный минимум в размере не менее 25% от начисленной заработной платы.
С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений. В рамках проведения воспитательной работы законодателем предусмотрен перечень мер дисциплинарных взысканий и мер поощрений, применяемых к осужденным к принудительным работам, а также порядок их применения.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания на лишение свободы.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение технических средств надзора и контроля за поведением осужденных к принудительным работам.
Анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый нами вид уголовного наказания имеет много общего с имевшим ранее место институтом условного осуждения с обязательным привлечением осужденного к труду, который в свое время себя оправдал.
Глава 3
Одним из важных элементов правового поля, вносимым законопроектом по третьей «волне» либерализации УК и УПК РФ является введение нового вида наказания – принудительных работ.
Принудительные работы - новый вид уголовного наказания
Статья 44 Уголовного кодекса России дополняется пунктом «з1», которым в систему наказаний для лиц, преступивших закон, вводятся принудительные работы. Данный вид наказания ранее не применялся в российской юридической практике. Ближайшим аналогом принудительных работ была так называемая «химия», практиковавшаяся в советское время. Обсудить насколько оправданно введение нового вида наказания вы можете на нашем форуме.
Согласно новой редакции статьи 49 УК РФ, введенное наказание может назначаться при выявлении факта уклонения от обязательных работ, которые согласно действующему законодательству исполняются осужденным во время, свободное от основной учебы или работы или вместо штрафа, когда у осужденного просто нет возможностей для заработка.
Также принудительные работы смогут заменить условно-досрочное освобождение.
Срок такого наказания может составлять от 6 месяцев до 5 лет и может назначаться только за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые.
Из денег, заработанных осужденным, 5-20 процентов будет высчитываться в бюджет.
А вот лица, которым назначены принудительные работы, но категорически не желающие трудиться - будут помещены в тюрьму. Назначенный срок отбытия наказания при этом не изменится.
Вводится список лиц, к которым принудительные работы как вид наказания не могут быть применены. Это инвалиды первой и второй групп, беременные женщины, матери с детьми возрастом до 3 лет (в первом чтении – до 14 лет) и пенсионеры.
Для отбытия нового наказания вводятся специальные исправительные центры, финансово-экономическое обоснование создания которых, имеется в документах, поступивших в Госдуму вместе с законопроектом. Стоимость создания такого центра составит около 60-70 миллионов рублей, первоначально их будет развернуто 7-8 штук.
Места размещения таких центров, которые будут представлять собой набор зданий контейнерного типа, будут определяться Министерством регионального развития России в порядке, определенном правительством страны. Видимо с 2013 года (а именно тогда судьи смогут назначать новый вид наказания) у нас в стране все-таки найдется кому строить автомобильную дорогу на Дальний Восток и железнодорожные пути до Магадана и Чукотки. Добираться осужденные до центров будут самостоятельно, но за государственный счет. Не сумевшие доехать будут объявлены в розыск и получат возможность на казенном транспорте поехать в тюрьму.