Принципы уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является подробное изучение системы принципов, впервые кодифицированной в уголовном законодательстве России.
Для достижения этой цели будут решены следующие задачи: дано понятие системы принципов уголовного права; выявлено соотношение общеправовых и отраслевых принципов уголовного права; дан обзор теории и практики становления принципов уголовного права; раскрыто содержание каждого принципа, закрепленного в гл.1 УК РФ.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ И принципов уголовного права 4
1.1. Задачи уголовного права 4
1.2. Теория и практика становления принципов уголовного права 5
ГЛАВА 2. Принципы российского уголовного права 18
2.1. Принцип гуманизма 18
2.2. Принцип законности 18
2.3. Принцип равенства граждан перед законом 23
2.4. Принцип вины 23
2.5. Принцип справедливости 25
заключение 31
литература и нормативные акты 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по уп.docx

— 132.88 Кб (Скачать файл)

Уголовному праву как  самостоятельной отрасли права  присущи собственные предмет  и метод правового регулирования.

Вопрос о предмете уголовно-правового  регулирования является дискуссионным. Ряд российских авторов высказали  мнение о том, что уголовное право  не имеет собственного предмета правового  регулирования (А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов), а лишь охраняет те отношения (семейные, трудовые, гражданско-правовые и прочие), которые регулируются другими отраслями права. Например, в Семейном кодексе РФ регламентирован порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Нормам, регулирующим алиментные отношения, соответствует норма, закрепленная в УК РФ, согласно которой злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей образует преступление, влекущее уголовную ответственность.

Другие авторы высказали  иную точку зрения. Они полагают, что уголовное право регулирует такие общественные отношения, которые  не составляют предмет регулирования  ни одной из других отраслей права (Н.С. Таганцев, Н.Д. Дурманов, А.В. Наумов). В подтверждение этой точки зрения обычно приводят пример с регламентацией уголовной ответственности за посягательства на личность, государственные интересы и т. п. Запрет таких действий, как шпионаж, захват заложника, бандитизм, изнасилование является сугубо уголовно-правовым и не содержится в других отраслях права.

Как представляется, функции  уголовного права нельзя сводить  лишь к охране отношений, получивших регламентацию в других отраслях права. Уголовное право имеет  собственный, достаточно специфичный  предмет регулирования.

Таким образом, предмет уголовного права как отрасли права –  это общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением  от уголовной ответственности и  наказания и, в-третьих, связанные  с профилактической и стимулирующей  функцией уголовного закона.

Гаухман Л.Д. и Колодкин Л.М. относят к предмету науки уголовного права основание и принципы уголовной ответственности, преступление и наказание. В конкретизированном выражении этот предмет составляет весьма широкий научно систематизированный круг вопросов, соответствующий в целом системе уголовного законодательства. Основными из вопросов, образующих в совокупности предмет науки уголовного права, являются такие, как уголовный закон; принципы уголовного права; общие положения об уголовной ответственности; преступление; состав преступления; наказание, его назначение и освобождение от него; правоотношения между государством и лицом, совершившим преступление; отдельные составы преступлений; квалификация преступлений.

В самом общем виде предмет  уголовного права можно определить как преступление и наказание. Преступление и наказание являются центральными понятиями уголовного права. Поскольку  каждое преступление совершается конкретным человеком, определение юридически значимых признаков лица, совершившего преступление, – субъекта также  входит в предмет уголовного права.

Термин «преступление» происходит от понятия «преступить какие-то границы, пределы», т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. Предметом уголовного права являются деяния, признаваемые преступными, а также наказание, предусмотренное за совершение таких деяний. Уголовное право определяет также конкретные виды преступлений и устанавливает за них определенное наказание.

Метод уголовно-правового  регулирования может выражаться в следующих способах воздействия  на общественные отношения:

·  установление уголовно-правовых запретов;

·  предоставление любому лицу права на противодействие общественно опасным посягательствам (права на необходимую оборону, задержание преступника);

·  стимулирование позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим);

·  освобождение от уголовной ответственности или наказания при определенных условиях;

·  применение принудительных мер медицинского характера;

·  применение санкций уголовно-правовых норм.

Перечисленные средства являются основными и не исчерпывают всех способов уголовно-правового воздействия  на общественные отношения.

Уголовное право как отрасль  российского законодательства исчерпывается  Уголовным кодексом РФ[1]. Никакие уголовные законы, устанавливающие уголовную ответственность, не могут действовать вне рамок УК, параллельно с ним и подлежат обязательному включению в его текст. Во многих странах Запада Уголовный кодекс не является единственным источником уголовного права и наряду с ним существует законодательство (подчас обширное), содержащее уголовно-правовые нормы, предусматривающие, например, уголовную ответственность за экономические, экологические, транспортные и другие преступления. При обсуждении проектов нового УК высказывались (порой настойчиво) предложения о таком же подходе к кодификации уголовно-правовых норм и у нас. В этом случае законодатель получал возможность сколь угодно оперативно изменять уголовное законодательство, «внешне» не затрагивая структуру Кодекса. Наумов А.В. считает, что сохранение отечественных традиций относительно сплошной кодификации уголовно-правовых норм в рамках Уголовного кодекса является принципиально важным и что, «сохранив указанную традицию, мы сохраним и определенные гарантии законности в сфере отправления правосудия по уголовным делам».

Существование норм, отсылающих к нормам других отраслей права (о  преступлениях в сфере экономической  деятельности, об экологических преступлениях, о нарушениях специальных правил безопасности и т. п.), не колеблет этого  принципа. Нормы других отраслей права, будучи включенными в уголовно-правовую норму, становятся ее составной частью.

Уголовное право взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Наиболее тесна его связь  с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным правом.

2. Задачи уголовного права

Уголовное законодательство разных государств неодинаково. Различаются, в частности, принципы уголовной  ответственности, круг деяний, признаваемых преступлениями, виды и размеры наказаний  и т.д. Различия зависят от сущности социально-экономических формаций и национально-исторических особенностей становления и развития государств и их правовых систем. Неодинаковы  и юридические нормы одного и  того же государства на разных этапах его развития. Не тождественны задачи и функции уголовного права.

В УК РФ выражены и закреплены задачи уголовного законодательства России[2] Анализ УК позволяет выделить три аспекта этой проблемы:

·  охрана наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств;

·  обеспечение мира и безопасности человечества;

·  предупреждение преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст.2 УК от преступных посягательств охраняются права и свободы человека и  гражданина, общественный порядок и  общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации.

В научной и учебной  литературе, кроме задач уголовного права, закрепленных в УК, выделяют и другие задачи: охранительную, предупредительную, регулятивную и воспитательную.

Охранительная задача –  это задача охраны уголовным законом  важнейших общественных отношений. Охранительная задача уголовного права  по сути, и есть его основная задача, по сути дела независимая ни от политического  строя соответствующего государства, ни от особенностей его экономики. Но в определении приоритетов уголовно-правовой охраны наблюдается существенная разница. УК РСФСР (как и УК других союзных  республик) исходил из приоритетов  охраны государственных интересов, затем – общественных и уже  только потом – интересов личности; в уголовных кодексах развитых демократических  стран указанные приоритеты обычно выстраивались в обратном порядке.

Новый Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1997 году, отказался от приверженности советским традициям и перешел  к новой иерархии ценностей, охраняемых уголовным законом: «личность –  общество – государство». Так в  старом УК его Особенная часть  начиналась с главного преступления – с «измены Родине» и других государственных преступлений, за ними помещались нормы о преступлениях  против социалистической собственности (упраздненные лишь 1 июля 1994 г.) и уже  потом нормы об ответственности  за убийство. В новом УК его Особенная  часть открывается статьей об ответственности за убийство как  самого опасного преступления из всех возможных преступлений. На первое место в Кодексе поставлена задача уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, а уже потом  – общества и государства.

В соответствии с Конституцией РФ «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[3]. В связи с объявлением на конституционном уровне человека, его прав и свобод высшей ценностью, в числе задач уголовного права на первое место поставлена задача охраны общественных отношений, обеспечивающих эти права и свободы. Права и свободы человека и гражданина, указанные в ч. 1 ст. 2 УК РФ, понимаются в широком смысле, очерченном в Конституции РФ[4]. Они перечислены и закреплены в ст. 17–64, включенных в главу 2 этой Конституции. Задача охраны собственности предопределена нормой, содержащейся в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, где указано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»; задача охраны окружающей среды – нормами, предусмотренными ст. 42 и 58 данной Конституции; задача охраны конституционного строя – нормами, установленными ст. 1–16 главы 1, ст. 55 главы 2, ст. 65–79 главы 3, ст. 80–93 главы 4, ст. 94–109 главы 5, ст. 110–117 главы 6, ст. 118–129 главы 7, ст. 130–133 главы 8 и ст. 134–137 главы 9 Конституции РФ. Задача охраны общественного порядка и общественной безопасности вытекает из необходимости защиты разнообразных общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование общества, а обеспечение мира и безопасности человечества – из устоев внешней политики Российской Федерации и норм международного права.

Предупредительная задача –  это задача предупреждения как любых  преступлений, что обусловлено положением, содержащимся в ч. 1 ст. 2 УК РФ, так  и новых преступлений со стороны  лиц, уже совершивших преступления, что определено нормой, включенной в ч. 2 ст. 43 этого УК.

Регулятивная задача означает, что уголовное законодательство регулирует правоотношения, возникающие  в связи с совершением преступления, между лицом, его совершившим, и  государством, то есть между субъектами уголовного правоотношения. Каждый из этих субъектов имеет права и  обязанности, корреспондируемые соответственно с обязанностями и правами  другого субъекта правоотношения.

Суть воспитательной задачи выражается в том, что само содержание юридических норм уголовного законодательства, запрещающих совершение общественно  опасных деяний, воспитывает граждан  в духе исключения таких деяний из своего поведения, ориентируя их на правопослушное поведение, то есть на неуклонное и  точное соблюдение законов, бережное отношение  к благам личности, чужому имуществу, уважение к разнообразным социальным нормам.

В новом УК была коренным образом изменена система предупреждения преступлений. Существуют два аспекта  этой проблемы: частное и общее  предупреждение. Первое предполагает предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается в основном применением к ним уголовного наказания. Общее предупреждение – это предупреждение совершения преступлений иными гражданами под воздействием уголовно-правового запрета (угрозы наказания). Обычно эффективность таких запретов оценивается невысоко. Однако еще в начале 70-х годов известный советский теоретик уголовного права профессор М.Д. Шаргородский сказал: «Достаточно только поставить вопрос, увеличилось ли бы число преступлений, если бы были отменены нормы уголовного права, чтобы всякий понял, что число преступлений в таком случае, безусловно, возросло бы. Отсюда следует сделать вывод, что рост преступлений имел бы место за счет категории неустойчивых и склонных к совершению преступлений лиц, которые боятся наказания и поэтому не совершают преступлений»[5].

В истории известны случаи, когда действие уголовного законодательства фактически приостанавливалось. Например, забастовка ливерпульских полицейских  в Англии в 1919 г, сопровождавшаяся внезапной  вспышкой грабежей и погромов, или  арест национальной полиции Дании  немецкими оккупационными властями в 1944 г, вследствие чего резко возросла преступность в стране, или нью-йоркское «затемнение» 1977 г, когда на 25 часов  вследствие аварии электросети деятельность полиции была фактически парализована, что вызвало волну насилия  и грабежей. К великому сожалению, список незапланированных экспериментов  можно пополнить за счет резкой вспышки  преступности на территориях бывшего  Союза ССР, где распад союзного государства  сопровождался (или сопровождается и сейчас) вооруженными конфликтами (например, в кавказском регионе).

Криминологи неоднократно предпринимали  попытки установить примерную (относительную) численность той части общества, на которую оказывает свое действие уголовный кодекс в плане общего предупреждения. По данным опроса ленинградцев в 20-е годы страх перед наказанием удержал от совершения преступления около 20% опрашиваемых. По результатам  аналогичного опроса, проведенного в 70-е  годы болгарскими криминологами, этот показатель составил 6%; советскими – 9% для городских и 21% для сельских жителей; польскими (выяснялось действие запрета кражи имущества) – примерно 20%. В 1981 г. по специально разработанной  анкете было опрошено свыше 400 рабочих  и служащих нескольких предприятий  Москвы. На вопрос: «Почему, по Вашему мнению, большинство людей не совершают  преступлений?» 17,4% ответили: «Из-за страха перед наказанием»[6]. Конечно же, проведенные исследования дают лишь ориентировочное представление о числе лиц, на которых уголовный закон оказывает предупредительное воздействие. Однако они позволяют сделать вывод, что такое воздействие существует, и размеры его нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать.

 

3. Система уголовного права

Система уголовного права  определяется его делением на Общую и Особенную части. В первой закреплены принципы уголовного права, определены его задачи, основные понятия, такие, как преступление, наказание, неоднократность, совокупность, рецидив, невменяемость, формы вины и т. д., предусмотрены условия наступления уголовной ответственности и основания освобождения от нее и от наказания. В Общей части регламентированы вопросы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, выдачи преступников, давности, амнистии и помилования, применения принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия. Таким образом, в Общей части уголовного права, которой соответствует Общая часть УК РФ, рассматриваются основные вопросы, имеющие значение для всех норм, включенных в Особенную часть.

Информация о работе Принципы уголовного права