Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:17, контрольная работа
Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ 5
ГЛАВА 2.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 9
ГЛАВА 3. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ И ГАРАНТИИ 14
СВОБОДЫ ВЫБОРОВ 14
3.1 Предвыборная агитация 14
3.2 Гарантии свободы выборов 16
ГЛАВА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕФЕРЕНДУМА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при исполнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию. Такой запрет вызван необходимостью исключить возможность влияния на волеизъявление избирателей, на выбор тех кандидатов, программы которых ими поддерживаются. Запрещается также проводить предвыборную агитацию воинским частям, военным учреждениям и организациям, членам избирательных комиссий.
Для того чтобы исключить необъективность в предвыборной агитации, работники средств массовой информации, зарегистрировавшие кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации .
С момента регистрации в избирательной комиссии кандидаты имеют право на пропаганду своей предвыборной программы в средствах массовой информации. Государство гарантирует кандидатам возможность выступать со своими программами в государственных СМИ соответствующих областей, городов и районов. Такая гарантия выражается в том, что каждый кандидат имеет право на однократное пятнадцатиминутное выступление по государственному телевидению, однократное десятиминутное выступление по государственному радио, на публикацию двух статей в государственных органах печати. Закон запрещает прерывать выступления кандидатов, комментировать их. К предвыборным программам кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, маслихатов, члены органов местного самоуправления предъявляются определенные требования. Программа кандидата не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия. Нарушения указанных требований ведут к отмене решения о регистрации.
Инициативные группы регистрируются в избирательных комиссиях. Они создаются для сбора подписей избирателей в поддержку выдвигаемой кандидатуры в Президенты, депутаты Сената Парламента, проведения агитационной кампании в поддержку или против той или иной кандидатуры.
Кроме тех гарантий, о которых говорилось, закон предусматривает материальные, организационные и юридические гарантии. Кандидаты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов освобождаются от работы, военной службы и военных сборов с возмещением расходов в размере средней заработной платы. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по специальности. Кандидаты в течение указанного времени не могут быть уволены с работы, переведены на другую работу без их согласия и т д. Кандидаты в Президенты, в депутаты Парламента со дня их регистрации и до опубликования результатов выборов пользуются иммунитетом. Иначе говоря, они не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности, а также задержаны без согласия, соответствующей территориальной или окружной избирательной комиссии. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия указанных органов, если задержаны непосредственно на месте преступления или совершения тяжкого преступления.
Государственные органы мобилизуются для обеспечения свободы выборов. День голосования и предшествующий ему день для органов суда, внутренних дел и прокуратуры является рабочим днем. Органы внутренних дел обязаны оказывать содействие и помощь избирательным комиссиям в обеспечении общественного порядка и свободы выборов при проведении голосования и по другим вопросам деятельности избирательных комиссий .
Закон устанавливает ответственность за нарушение законодательства о выборах. Указывается, какие лица и за какие действия привлекаются к юридической ответственности:
1) любые лица, которые:
а) путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином республики своего избирательного права, права вести предвыборную агитацию;
б) распространяют заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершают иные действия, порочащие их честь и достоинство;
2) лица, проводящие агитацию в день выборов и предшествующий ему день, препятствующие голосованию, вмешивающиеся в работу избирательных комиссий, препятствующие исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, подсчетом голосов и определением итогов выборов, а также законной деятельности доверенных лиц кандидатов, представителей и наблюдателей на выборах;
3) члены избирательных
комиссий, должностные лица государственн
Референдум является одной из форм непосредственной демократии, т.е. прямого участия народа в решении государственных вопросов. В референдуме принимают участие все граждане государства, имеющие избирательное право.
В конституционном праве различают следующие виды референдума: императивный, консультативный, конституционный, законодательный, обязательный, факультативный, государственный, местный'.
Альтернативный референдум означает, что принятое народом путем непосредственного волеизъявления имеет обязательную юридическую силу. При консультативном референдуме выявляется мнение народа по важному вопросу государственной жизни, которое учитывается органами государственной власти при принятии решения (закона, другого нормативного правового акта).
Законодательный референдум проводится по поводу принятия народным голосованием закона. Обязательный референдум предусматривается в Конституции для решения какого-либо вопроса. Конституция обязывает компетентный орган начать референдум при наличии определенных Конституцией условий.
Факультативный референдум означает, что компетентный орган по своему усмотрению (инициативе) может назначать референдум по вопросу, предусмотренному законодательством (Конституцией, законом). Референдум может проводиться в масштабе всего государства или на определенной территории государстве.
Согласно Конституции Республики Казахстан 1993 г для принятия гражданами республики законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни может производиться республиканский референдум.
Конституция Республики Казахстан 1993 г. наделила Верховный Совет полномочием — принимать решение о проведении референдума Президент тоже имел право принимать решение о проведении референдума, но только после консультации с Верховным Советом Указывалось, что порядок его организации и проведения устанавливается конституционным законом. 25 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». Правовой базой этого указа являлась Конституция Республики Казахстан 1993 г.
На основе этого указа был принят Президентом Указ о проведении 29 апреля 1995 г. республиканского референдума, на который был вынесен вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 г. срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного декабря 1991 г.»
Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Конституции 1993 г. мог принимать решение о проведении референдума после консультаций с Верховным Советом республики. Однако Верховный Совет был распущен решением Конституционного Суда, и в связи с этим вновь вступил в силу Закон республики от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций дополнительных полномочий». Этот закон уполномочивал Президента принимать решение о назначении референдума самостоятельно.
Насколько конституционным было вынесение на референдум вопроса о продлении срока полномочий Президента". Ответить на этот вопрос можно на основе формального анализа положений Конституции 1993 г., а также Указа Президента «О республиканском референдуме» В Конституции 1993 г. говорилось о возможности проведения республиканского референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни. Конституция не содержала перечня этих вопросов, а также тех вопросов, по которым нельзя проводить референдум. В Указе Президента о республиканском референдуме говорилось, по каким вопросам нельзя проводить референдум. В их числе вопроса о продлении полномочий главы государства нет. Можно ли отнести вопрос о продлении полномочий Президента к наиболее важным вопросам государственной жизни? Разумеется, можно, ибо Президент — глава государства, и народ как единственный источник государственной власти все равно решает вопрос о полномочиях Президента.
Таким образом, республиканский референдум о продлении полномочий Президента был проведен в полном соответствии с Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме».
В Конституции Республики Казахстан 1995 г. по-новому был решен ряд вопросов, касающихся республиканского референдума. Во-первых, Президент является единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение.
Во-вторых, Парламент может проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.
В-третьих, в Конституции Республики Казахстан 1995 г. республиканский референдум был закреплен как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском факультативном референдуме. В Конституции определено, что одними из таких вопросов являются изменения и дополнения в Конституцию. Президент решает выносить вопрос об изменениях и дополнениях в Конституцию на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента. Если данный вопрос решением Президента вносится на рассмотрение Парламента, Парламент рассматривает его в порядке, установленном Конституцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Парламент вносит изменения и дополнения в Конституцию большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Хотя голосование происходит раздельно по Палатам, вопрос рассматривается на совместном заседании Палат.
Если Президент
отклоняет предложение
На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом Республики Казахстан 2 ноября l995 г. издан Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». В Указе республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Следовательно, предметом республиканского референдума могут быть: принятие Конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. Это означает, что, хотя Парламент является законодательным opгaном, он не является единственным субъектом законодательства. Народ может принимать Конституцию, конституционные законы, законы, вносить в них изменения, реализуя свое конституционное право как источник государственной власти; решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.
Трудно заранее определить, какие вопросы государственной жизни можно признать наиболее важными. Об одном вопросе, имеющем такой характер, можно сказать твердо: это о продлении срока полномочий Президента.
В Указе «О республиканском
референдуме дан перечень вопросов, которые не могут
быть предметом республиканского референдума.
В этот перечень включены вопросы, которые
вытекают из положений и идей Конституции.
Не могут быть предметом референдума вопросы:
могущие повлечь за собой нарушения конституционных
прав и свобод человека и гражданина; изменения
унитарности и территориальной целостности
государства, формы правления республики;
административно-
Назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики; выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.
Перечисленные вопросы исключены из предмета республиканского референдума неслучайно. Вынесение таких вопросов на референдум может дестабилизировать политическую обстановку, привести к социальным конфликтам, дезорганизовать деятельность государственных органов, создать угрозу национальной безопасности, намешать выполнению международных обязательств республики и т.д.
В республиканском
референдуме имеют право
Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах сходах граждан, в средствах массовой информации. Это однако не означает, что можно не выполнять законы, допускать беспорядки и нарушения прав граждан. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, в также культа жестокости и насилия.