Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа
Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) изучить зарождение института разделения властей;
2) рассмотреть возникновение и проследить развитие теории разделения властей;
3) проанализировать содержание принципа разделения властей;
4) раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….….……2
Глава 1. Возникновение и развития теории и института разделения властей..........................................................................................................………..…..5
Зарождение института разделения властей …………………………………..…..5
1.2Возникновение и развитие теории разделения властей …………………...……..7
Глава 2. Принцип разделения властей…………………………………….…...…….10
2.1 Основное содержание принципа разделения властей………………….……....10
2.2 Парламенты в разных странах…………………………………………...……….14
2.3 Разделение властей в российской федерации…………………………...………17
Заключение …………………………………………………………………..…….….25
Список литературы…………………………………………………….……...………28
2.2 Парламенты в разных странах
Высшим законодательным
органом государства является парламент
– общенациональный представительный,
институт, избираемый в современных
демократических странах на началах
всеобщего и равного
2.3 Разделение властей в Российской Федерации Конституция РФ.
Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления Конституция Российской Федерации. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. (5.N 99-101.)
Для исключения
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия.
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум
в порядке, установленном
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о
положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней
политики государства. Конституция
Российской Федерации . Таким образом,
Президент России может оказывать
весьма активное воздействие на работу
парламента. Однако он не подменяет
его. Он не может принимать законы.
А издаваемые Президентом нормативные
акты не должны противоречить Конституции
и основным законам. Президент РФ
обладает довольно широкими полномочиями
в сфере государственного управления.
Он назначает Председателя Правительства
и по его представлению заместителей
председателя и федеральных министров,
принимает решение об отставки правительства.
Для ограничения Президентского
влияния на Правительство введены
ряд сдержек. Прежде всего, Председатель
Правительства РФ назначается Президентом
с согласия Государственной Думы.
Однако если Государственная Дума трижды
отвергнет кандидатуру
Полномочия Президента - осуществляет руководство внешней политикой РФ; - ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; - в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным об этом Совету Федерации и Государственной Думе; - решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; - предоставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Ген6ерального прокурора РФ; - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и др. В России предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Парламент может заставить Президента уйти в отставку. Глава государства не свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо заметить, что президенту Б.Н. Ельцину, пытались выдвигать импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно. Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия. Законодательная власть. Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат.Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов депутатов государственной власти) . Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума - законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. №237.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. Исполнительная власть. “Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации” гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. К исполнительной власти так же относятся Министерства РФ, Федеральные службы РФ, Комитеты РФ и др . Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Одним из таких реально действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание нынешнего президента (Д. Медведева) будет притворено в жизнь. Но пока поправки в Конституцию РФ не внесены, поэтому говорить об этом рано. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. Судебная власть. К сожалению, слабым местом остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.) По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ . Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Высшим Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127) . Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125) . В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция Европейского Суда стала распространяться и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Но пока создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов является одной из важнейших задач России . (6.N 32, ст. 3336.)